Статья Лингвостилистический анализ как эффективный вид работы в процессе подготовки к предметным олимпиадам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1-4

Лингвостилистический анализ как эффективный вид работы в процессе подготовки к предметным олимпиадам.

Козлова Наталия Валентиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия № 32», г. Новокузнецк, 654054, ул. Новоселов, 38-2, телефон дом. (3843) 621422, сл. (3843) 612087

В статье рассматривается вопрос о том, какое место занимает лингвостилистический анализ текста в работе с филологически одаренными детьми.

Цель статьи - познакомить с одним из возможных вариантов анализа и творческой интерпретации художественного текста.

Методические материалы, содержащиеся в статье, помогли автору вырастить победителей и призеров городских и межвузовских предметных олимпиад, т. е. отражают многолетний эффективный опыт работы с одаренными детьми.

ЕГЭ… Большая часть современных учителей-словесников находится под влиянием магической силы этой аббревиатуры, поэтому решение тестовых заданий, работа над сочинением-рассуждением заняли основное место на уроках русского языка в среднем и старшем звене. Однако в погоне за высокими баллами нельзя забывать о филологически одаренных детях, необходимо поддерживать их живой интерес к слову, углубляясь в языковой материал на факультативных и индивидуальных занятиях. И здесь особое значение приобретают лингвостилистический анализ и творческая интерпретация текста, так как «целью анализа является прежде всего умение видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный. Внимание к художественному строю текста, в свою очередь, развивает способности самовыражения словом (в большей или меньшей степени, в зависимости от склонностей ребенка)». [1, с.15].

Наверное, у каждого учителя, занимающегося подготовкой одаренных детей к предметным олимпиадам и творческим конкурсам, сложился свой «золотой фонд» текстов для анализа. В моем «фонде» особое место отведено лирическим миниатюрам удивительных мастеров слова 20 столетия: М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева. Ценность лирических миниатюр заключается в небольшом объеме, максимальной концентрации языковых средств и философской глубине. Эти отличительные свойства, с одной стороны, позволяют экономить время, с другой стороны, способствуют лаконичности и оригинальности в выражении мыслей самих обучающихся. Использование такого экономного (с точки зрения временных затрат) языкового материала в процессе работы в средних и старших классах помогает словеснику увидеть, как совершенствуются и закрепляются навыки лингвостилистического анализа художественного текста и его творческой интерпретации у школьников на разных этапах обучения.

Например, на факультативных занятиях в 6 классе можно предложить ребятам сделать анализ лирической миниатюры М. М. Пришвина «Незабудка», через 2-3 года желательно еще раз обратиться к данному тексту, создать его творческую интерпретацию и сопоставить работы детей. Практика показывает, что подобного рода сопоставления вызывают неподдельный интерес у юных филологов. Несомненно, что по истечении времени появится новая философская трактовка уже знакомого учащимся текста.

Возможный вариант работы над лингвостилистическим анализом лирической миниатюры М. М. Пришвина «Незабудка» в 6 классе.

I. Вступление. Актуализация темы и постановка задач. Осмысление эпиграфа к занятию.

Всматриваясь в природу, человек делает открытия - мира,

себя самого.

М. М. Пришвин

Посмотрите внимательно на тему и эпиграф и скажите, какие задачи нужно будет решить в рамках этого занятия? Что вам предстоит сделать? Что значит слово «анализ»? Подберите синонимы к этому слову. (Исследование, поиск).

II. Слово о месте М. М. Пришвина в русской культуре 20 века.

III. Работа с текстом лирической миниатюры М. М. Пришвина «Незабудка».

Незабудка

Купался я и встретился первым взглядом с незабудкой. Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание, или она сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушье вселенной?

В этой незабудке, с ее желтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие вертящихся органов огромной вселенной.

И пусть нет звездочек на небе, как «ангельских душек», зато есть на земле незабудки.

1. Внимательно прочитайте текст, расставьте карандашом логические паузы и ударения.

Какое впечатление произвела на вас эта миниатюра? Заинтересовала или оставила равнодушными? Значение каких слов вы не знаете? (Работа с толковыми словарями).

2. Уже сам жанр лирической миниатюры свидетельствует о принадлежности к какому стилю? Какие приметы художественного стиля вы обнаружили в данном тексте? (Ответить на этот вопрос может помочь небольшой лингвистический эксперимент по сопоставлению текстов научного и художественного стилей).

3. Почему жанр «Незабудки» - лирическая миниатюра? (Лаконизм, максимальная субъективность в выражении своего душевного состояния, мыслей о мире и о душе).

4. Какой функционально-смысловой тип речи использует автор? Докажите свою точку зрения. (Художественное рассуждение на основе описания, так как описание незабудки служит основой для авторских размышлений о душе и вселенной).

5. Какие темы (тема), мотивы (мотив) звучат в данном тексте? Поставлена ли в нем проблема? (Тема незабудки как олицетворения живой вселенной, мотив бездушья огромной вселенной, философская проблема «Вселенная бездушна или наделена душой?»).

6. Сколько композиционных частей можно выделить в тексте? Совпадают ли они с абзацным членением? (Лирическую миниатюру можно условно разделить на 3 части, совпадающие с абзацным членением).

Как в каждой из частей лексически соотносятся образы незабудки и огромной вселенной? Выпишите ключевые слова, средства художественной выразительности, с помощью которых создаются эти образы.

Семантическое соотношение образов

Незабудка Вселенная

живая бездушная

1 часть

«встретился взглядом», «бездушье вселенной»

«обратила внимание»

2 часть

«с желтеньким солнцем внутри и «внутреннее бессмыслие

небом голубым о пяти лепестках», вертящихся органов», «огромная

«живая вселенная» вселенная»

3 часть

«зато есть на земле незабудки» «нет звездочек на небе, как «ангельских

душек»

Автор называет незабудку живой вселенной и с помощью метафор отмечает их сходство. Однако на основании этого сходства ярче различие бездушной вселенной и цветка, имеющего душу.

Какой прием лежит в основе композиции этой лирической миниатюры? (Антитеза). Что должно подчеркнуть это противопоставление? (Может быть, этот контраст: огромная бездушная вселенная - и маленький живой цветок - должен подчеркнуть хрупкость, беззащитность не только незабудки, но и самой жизни).

7. В чем смысл названия лирической миниатюры? Почему «Незабудка»? Как образовалось это слово? (Этимологический анализ, англ. forget-me-not - «не забывай меня»).

Название лирической миниатюры не просто указывает на центральный образ, оно метафорично, оно как бы призывает: «Не забудь, помни о том, что в природе, а значит, и в мире есть душа».

8. Всматривайтесь в природу и делайте открытия, как призывал М. М. Пришвин. Попытайтесь написать лирическую миниатюру, в которой описание природы стало бы основой для ваших размышлений о мире и человеке. Возможные темы: «Мое открытие», «Обыкновенное чудо», «Тайный язык природы».

Итак, лингвостилистический анализ художественного текста помогает учителю-словеснику в решении одной из главных его задач - научить чувствовать и понимать слово, осознавать его красоту. В работе с филологически одаренными детьми завершать такой анализ должно всегда творческое задание, так как именно это способствует развитию их нестандартного мышления и словотворчества.

Список использованной литературы

1. Архангельская, Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе [Текст] / Т. С. Архангельская. - М.: Московский Лицей, 2003. - 152 с.

2. Львова, С. И. Уроки словесности. 5 - 9 кл. Пособие для учителя [Текст] / С. И. Львова. - М.: Дрофа, 1996. - 416 с.

1

© 2010-2022