• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами» Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика» Урок 60 Профессор Доуэль и профессор Керн Рабочее название урока: злые и добрые волшебники от науки

КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами» Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика» Урок 60 Профессор Доуэль и профессор Керн Рабочее название урока: злые и добрые волшебники от науки

КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс                                                   ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами»                       Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика»                             Урок 60 Профессор Доуэль и профессор Керн                             Рабочее название урока: злые и добрые волшебники от науки.            На данном уроке: мы, на примере произведения А.Р. Беляева говорим о том, что задача научно-фантастического романа – решение нравственных ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТЫ

Литература 5 класс


ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика»

Урок 60 Профессор Доуэль и профессор Керн

Рабочее название урока: злые и добрые волшебники от науки

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока

На данном уроке: мы, на примере произведения А.Р. Беляева говорим о том, что задача научно-фантастического романа - решение нравственных проблем, стоящих перед человечеством.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.






2. Анализ текста.

















- Наверное, все вы читали сказки. Там есть добрые и злые герои. Они представляют Добро, другие - Зло. Если бы мы определяли произведение «Голова профессора Доуэля» как сказку, то кто в ней представлял бы сторону добра? (Мари Лоран, Артур, профессор Доуэль). А кто - сторону зла? (профессор Керн).

- Скажите, можно ли сравнить учёных с волшебниками? (можно). - - Почему? (они делают то, что не могут делать обычные люди, они в состоянии изменить мир, уничтожить его).

Если бывают злые и добрые волшебники, то могут ли быть злые и добрые учёные (конечно). Что ими может двигать, давайте попробуем определить:

(Работа в парах, один пишет качества (литературный портрет) злого учёного, другой - доброго учёного. Затем передают друг другу, отмечают ОБЩИЕ качества. Второй этап: сопоставление с портретами Доуэля и Керна).

Злые учёные (волшебники от науки)

Власть, слава, материальное богатство, вера в собственную исключительность, отношение к работе, как к самому главному в своей жизни (важнее семьи, детей, Родины), трудолюбие, гордыня (гипертрофированное, то есть слишком большое самолюбие).

Добрые учёные (волшебники).

Трудолюбие, отношение к работе, как к самому главному в жизни, любовь к семье, к детям, к Родине, желание сделать мир лучше, самолюбие, понимание смысла своего дела.

Формулируем тему урока:

Добрые и злые волшебники от науки.

- Докажите на основе прочитанных вами глав, что «Голова профессора Доуэля» - научно-фантастический роман.

(вспоминаем признаки научно-фантастического романа и сопоставляем с произведением)

- Героем научной фантастики часто является учёный, профессор. Вспомним профессоров Челленджера и Саммерли из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир». Такой герой, как и сама наука, которой он служит, может или стремиться к добру и счастью человечества, или мечтать об уничтожении одной половины человечества во имя другой, преследовать личные цели, видеть в науке средство для достижения славы, власти. В чём же была разница между профессором Доуэлем и профессором Керном? (на основании портретов Доуэля и Керна докажите разницу между этими людьми. Сопоставляя этих двух учёных, мы сопоставляем не талант и бездарность (это было бы проще всего), а двух одарённых, умных людей. Ведь то, что совершил Керн как ученый, невероятно сложно, даже если воспользоваться чужими знаниями. Недаром Керн был первым ассистентом Доуэля.)

- Какова же цель Доуэля и Керна? (работа в тетрадях, таблица под литературными портретами)

(Цель Доуэля - развитие науки на благо человечества, борьба со смертью. Почему Доуэль помогает Керну довести эксперимент до конца? Опять-таки во имя высших целей: его открытие должно принести пользу людям, неважно, чьим именем будет подписан научный труд. Цель Керна - обрести личную славу. Ради этого он готов на всё: украсть записи Доуэля, убить его самого, пытать беспомощную голову. Самое главное - сделать себе имя. Этому служат все возможные средства. Здесь полезно обратиться к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Как одно подходит к другому! Какой солидный облик у кабинета! Так и должно быть у настоящего учёного. Только всё-таки веет от этой комнаты и профессорского облика чем-то мрачным, и это сразу настораживает героиню.)

- Ответьте на вопросы 4-7 учебника (с.122-123) (работа в тетрадях).

- Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн

Материалы для учителя:

В качестве возможного ответа на этот вопрос приведём слова

Шерлока Холмса, произнесённые им в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...». Наука - очень опасное оружие в преступных руках.

- Скажите, могут ли быть такие знания, которые для человечества опасны? От которых больше вреда, чем пользы (ответы детей).

Давайте проведём совместную работу: берём области науки и стараемся отобразить вред и пользу каждой из них.

(Например:

Атомная энергия (атомная электростанция, атомная бомба)

Электричество (свет в домах, бытовые приборы - удар электрического тока, вред от гидроэлектростанций).

И т.д.)

- Можете ли вы предположить, что существовали открытия, которые учёные прятали от общества? И, если да, то почему?

(Общество к ним было не готово).

- Когда врач получал диплом, начиная с древнегреческих времён, он должен был давать «клятву Гиппократа» - своеобразный кодекс чести врача - что он может делать, а что он, что бы ни случилось, делать не может. Давайте предположим, что нам поручили составить клятву учёного, его кодекс чести. Какие статьи вы бы в него включили (индивидуальное задание с последующей проверкой).

III. Итог урока.

Мы определили задачи, которые ставит перед собой научно-приключенческий роман и составили кодекс чести учёного.

IV. Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащимся предлагается прочитать статью о Р.Брэдбери на с. 123

© ООО Баласс, 2013

© 2010-2022