Конспект

Здравствуйте! Я посылаю разработку урока по теме "Комплексный анализ текста"(Работа с текстами большого объёма в рамках подготовки к ЕГЭ) в 11 классе. На уроке я использовала сингапурские приёмы обучения (РАЛЛИ-РАУНД РОБИН,ТАЙМД-РАУНД РОБИН, ПЕА ШЭА МИКС и другие). Эти приёмы позволили отработать большой объём материала по предмету, проявить самостоятельность при выполнении заданий, почувствовать личную и коллективную ответственность при достижении целей. Они сделали урок более эмоциональным и п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ текста

(Работа с текстами большого объёма при подготовке к ЕГЭ)


Цели и задачи урока:

1) образовательные:обобщить знания учащихся о признаках текста, об особенностях текста публицистического стиля,проверить умение учащихся составлять текст-рассуждение;

2) развивающие: способствовать эмоциональному восприятию текста, учить понимать и чувствовать слово, развивать творческие способности учеников;

3) воспитательные: воспитывать любовь и уважение к дому, интерес к народным обычаям и обрядам,


Оборудование:

текст публицистического стиля,

компьютер,

мультимедийное оборудование,,

листы,

песня о доме.





Ход урока:

I.Вводная часть.

1. Объявление темы урока.

(Использую ПРИЁМ ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН - 3 мин: 1 мин пишут, 1 мин проговаривают, 1 мин озвучивают вслух))

У.Здравствуйте, ребята! Начнём урок русского языка с ответа на необычный вопрос: «Что такое дом для каждого из вас?» 3-5 секунд подумайте. Пока все думают, ученики, сидящие против №2, сгибают лист бумаги формат №4 пополам, рвут и передают соседу по лицу 2-ую половину, затем ещё раз сгибают, рвут и передают соседям по плечу. На этих листах запишите ответ 1-м предложением.(Ученики пишут) А теперь ученики, сидящие за одним столом, прочитайте по очереди записанные предложения своей группе. Начинают ученики, сидящие напротив цифры 1. (Читают в группах)

Озвучьте, пожалуйста, самые интересные ответы. (Отвечают по 1 ученику от каждого стола)

Обратите внимание, что Толковый словарь русского языка даёт 6 значений слова дом.

1.Архитектурное сооружение, предназначенное для жилья, и имеющее, как правило, стены, дверь и крышу ? Просторный дом. ? Трёхэтажный дом. ? Дом в центре города.

2.Место, где кто-либо постоянно проживает ? Здесь мой родной дом. ? Всё смешалось в доме Облонских. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина»

3.Семья, люди, живущие вместе,одним хозяйством.? Быть знакомым домами.

4.Офиц. Совокупность жилых или производственных корпусов, а также служебных строений, расположенных на одном земельном участке и имеющих один учётный номер ? Около полуночи с 12 на 13 сентября он подъехал ко второму подъезду дома номер 33.

5.Перен. Фирма, предприятие ? Торговый дом. ? Издательский дом.

6.Перен. Семья, династия, клан ? Трёхсотлетие дома Романовых ? главы двух враждующих домов

Итак, сегодня на уроке мы будем работать с текстом о доме в рамках подготовки к ЕГЭ.

У.Запишите тему в тетрадях «Комплексный анализ текста».(Пишут)

У вас на партах лежат тексты, просмотрите его.(Знакомятся самостоятельно - 1 мин)

Давайте прочитаем его вслух.

(Чтение текста вслух)

О чём прочитанный текст? (О доме; об обычаях и обрядах, связанных с домом; о почитаемых местах внутри дома, о роли стола в доме, о значении хлеба на столе)

2. Постановка целей и задач урока.

У, Сегодня на уроке мы будем работать с данным текстом, определим его стилевые особенности, произведём разные виды грамматических разборов. Завершим работу сочинением-рассуждением в рамках требований ЕГЭ.

II.Основная часть.

1. Фронтальная беседа по содержанию текста.

О каких обрядах и повериях говорится в тексте?

- 2 гадания о выборе места для дома

- обряд жертвоприношения во время строительсва нового дома

- обряды новоселья: торжественное освящение жилища священником, обычай первым

впускать кота и по его выбору определять место для колыбели,на новоселье все

несли хлеб и соль и это всё выставлялось на стол

- поверие подвешивать пучки травы зверобоя для защиты дома от злых духов

- обычай определять в доме красный угол

- обычай неотделимости стола и жилища, обычай приравнивать стол к престолу,

обычай постоянного пребывания хлеба на столе

- обычай приветствия хлебом-солью

В чём нас убеждают многочисленные обряды, поверья, связанные с домом?

- К дому исстари народ относился почтительно, уважительно. Дом занимал очень важное место в жизни человека.

С какой целью автор данного текста нам рассказывает так подробно об этих поверьях?

- Хочет показать нам, что что обычаи эти имеют

глубокий смысл и выражают отношение к дому.Автор хочет, чтобы мы формировали

своё отношение к дому, серьёзное, основательное.

2. Определение стиля и типа речи.

К какому стилю отнесли бы вы этот текст и почему?

- к публицистическому, так как цель этого текста - воздействовать на читателя.

А ещё какие признаки публицистического стиля вы бы выделили?

- в языке наблюдается лексика разговорного и книжного стилей.

- наличие высокой и устаревшей лексики

- образность, которая достигается художественными средствами

Какую роль в тексте играет 1-ое предложение?

- Это тезис текста, котрый поясняет нам, почему автор так подрбно и много рассказывает об обычаях, связанных с домом.

Автор сам как относится к тому, о чём пишет?

- Его позиция чётко выражена в 1-ом абзаце.Он считает, что дом - надёжное место,

где он защищён, где ему хорошо, где ему всегда есть место.

К какому типу речи относится 1-ый абзац?

- текст-рассуждение

А все остальные абзацы что из себя представляют?

- это тексты-повествования.

3. Разные виды грамматическитх разборов.

а)Орфографический разбор выделенных слов - 5 мин (10 слов на правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях).Работают на доске по очереди 10 учеников

б)Объясните лексическое значение слов

жертва -дар

старина - давние времена

крепость - защита

колыбель - детская кроватка

колыбельная - песня для убаюкивания

трапеза - еда

магический - таинственный.

в)Подберите синонимы к словам

говорят - рассказывают, бают, болтают, сказывают

лихой - недобрый,

торжественно - нарядно, важно, чинно, величаво

достаток - доход, богатство, обеспеченность, довольство

г) Вспомните фразеологизмы со словом дом. Пока вспоминаете, ученики, сидящие напротив №4 сгибают и рвут листы пополам, передают соседу по правому плечу, ещё раз рвут и передают соседу по лицу.

(ПРИЁМ СТЁ ЗЕ КЛАСС - 4 мин)Написать как можно больше фразеологизмов о доме в течение 1,5-2-х минут, подвести черту. После чего ученики молча двигаются по классу и записывают фразеологизмы, которых у него нет.(Поменять должны 6-7 партнёров) Садятся на место.

Проверка учителем - поднимает руку, у кого 12 фразелогизмов - зачитывает

г)Одновременная работа в группах по грамматическому разбору - 7-10 мин

(ПРИЁМ ОЛ РАйТ РАУНД РОБИН). Каждая группа выполняет своё задание, все члены группы выполняют своё задание, потом каждый читает его.Потом задания меняются - задания 1 - 6 му столу,2 -5,3-4 му и наоборот

(Задания даются на экране)

1 стол - пунктуационный разбор выделенного предложения

2 стол - пунктационный разбор предложений 1-го абзаца

3 стол - синтаксический разбор выделенного предложения

4 стол - словообразовательный разбор слов приступая, освящение,

новобрачных,переход.

5 стол - морфологический разбор слов отпугивающая, времён

6 стол - определить части речи в выделенном предложении

(Проверку учитель осуществляет, проходя по столам)

д) Найдите односоставные предложения. Докажите.

е)Какие языковые средства используются для связи между предлжожениями в 1-ом

абзаце текста?

Какой способ связи между предложениями?

III. Задание на дом

Используя материал урока вы напишете сочинение-рассуждение по тезису этого текста «Мой дом - моя крепость»

Какие ключевые слова вы выделили бы в теме сочинения?

- Дом, крепость.

Что такое дом, в вашем понятии?

- Здание, определённые условия жизни в этом доме

- близкие люди - мама, папа, брат, сестра и т. д., взаимоотношения с ними

- любовь между членами семьи, общие ценности и интересы,взаимопонимание,

взаимовыручка, умение прийти на помощь.

Что такое крепость?

- Защита, то, что делает тебя недоступным для врага, неуязвимым, сильным.

Соедините эти 2 ключевых слова и сформулируйте тезис вашего сочинения.

- Дом - это не только помещение, в котором живёшь, но и твои близкие люди, любовь к которым делает тебя сильным, неуязвимым.

Этот тезис вам придётся доказать в своём сочинении дома. Какие произведения вам придут на помощь?

- Конечно же, Л.Н.Толстой, роман «Война и мир».

- А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Какой вывод можно сделать по данному тезису?

- Дом - это семья, близкие люди, которые дают тебе дорогу в жизнь. Это начало всех начал в жизни любого человека. Поэтому любой русский человек чтит дом, постоянно возвращается к нему,чувствует ответственность перед ним.Образ дома ассоциируется с образом родины.

IV.Обобщение, подведение итогов, выставление отметок.

(ПРИЁМ МИКС ПЭА ШЭА - 2-3 мин) Под песню «Крыша дома твоего» смешиваются, когда музыка останавливается, образуют пару и обсуждают вопросы , исполтзуя РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы):

К какому типу речи относится данный текст?

Какие признаки публицистического стиля имеет данный текст?

Какой тезис выдвигает автор данного текста?

Какие виды разборов выполняли на уроке?

Со словами каких частей речи связаны виды разборов?

Что нового узнали на уроке?

Какой нравственный урок извлекли для себя?



Приложение

Говорят мой дом моя крепость. Даже если и не крепость то самое надёжное место. С домом связа(н,нн)а вся жизнь человека. Без дома трудно представить себе любого из нас. Именно поэтому в народе с древних времён существует немало правил обрядов и поверий связанных с жилищем.

В старину, прежде чем строить дом, долго и тщательно выбирали место для него. Чтобы определить качество грунта, в нескольких местах, а то и сплошь на землю клали дубовую кору. На четвёртый день смотрели, что под нею. Обнаруживали паука или муравья - считали это место лихим, находили червяков - можно строить дом.

Прибегали и к гаданию на трёх хлебах. Если все три броше(н,нн)ых из-за пазухи куска лягут на землю вверх коркой, то место хорошее, если вниз, то надо искать другое место для постройки.

Приступая к возведению дома, приносили жертву: под фундаментом оставляли лошади(н,нн)ый череп, затем резали петуха, который почитался не только как один из символов плодородия, но и как сила, отпугивающая злых духов (этот обычай ведёт своё начало ещё с языческих времён). Остриже(н,нн)ые волосы и ногти считались достаточной жертвой домовому, переносимому с собою, когда переходили из старого дома в новый.

По завершении строительства назначали новоселье. Этот обряд ещё называли входины, влазины.

Без священника переход во вновь построенный дом не мыслился.Освящение жилища проводилось торжестве(н,нн)о. Священник читал молитвы «О жительстве в новом доме» и «О доме, стужаемом от злых духов». Затем в дом приглашались родстве(н,нн)ики и знакомые.

Одним из самых живучих оказался и поныне сохранившийся обычай первым впускать в дом кота. В дом старались не входить до тех пор, пока кот не выберет место и не ляжет. Это место замечали и впоследствии там ставили колыбель. Может быть, поэтому и остался в колыбельных образ кота, прочно связанный со здоровьем ребёнка. Как много колыбельных русский народ посвятил коту!В одной из них поётся:

Приди, котик, ночевать,

Приди Санюшку качать.

Я тебе за то, коту,

За работу заплачу:

Красну шапочку сошью.

Все приглашённые на новоселье приходили с хлебом и солью как символами благополучия и обилия. Когда пиршестве(н,нн)ый стол был готов, на него воодружали принесённый хлеб и ставили в солонках соль. Хлеба должно было быть вдоволь. Пол устилали травой.

Защищая дом от нечистой силы, над окнами и на дверях вырезали кресты, подвешивали пучки зверобоя, который, по поверью, отнимает злую силу у недоброжелателей.

Наиболее почитаемым местом в доме является красный угол. У него есть и другие названия: старший, передний, образной, святой. В красном углу помещали иконы и стол. А.Топорков пишет: «Стол, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома». При продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу.

Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в нескольких обрядах. Так, в некоторых местностях купле(н,нн)ых кур вертели вокруг ножки стола, приговаривая: «как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение стола становилось возможным только при совершении обряда, например, свадьбы, похорон.

В народе стол уподоблялся церковному престолу. Формулы «стол - это престол» и «стол - это престол Божий» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа «Стол - то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви». Не разрешалось помещать на столе посторо(н,нн)ие предметы, так как это - место самого Бога. У восточных и западных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы превращало стол в престол: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Постоя(н,нн)ое пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие в доме. Не разрешалось стучать по столу, ибо стол - это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царствии Небесном пробудешь.

Стол, как мы уже отметили, немыслим без хлеба. А почему, приветствуя гостей, новобрачных, подносят не просто хлеб, а хлеб и соль? Почему хлеба-соли желают при трапезе? В чём магическое значение этих слов для народа? Не случайно ведь и по сей день бытует слово хлебосольство, то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, считали, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложе(н,нн)ым хлебом-солью - значит, он не замышляет ничего плохого. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление.

И к хлебу-соли, и к столу наши предки всегда относились с особым почтением, даже, можно сказать, богобоязне(н,нн)о.

(По И.Панкееву)


© 2010-2022