- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Митюкова Н.С. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Н.С. Митюкова
преподаватель русского языка и литературы
БУ «Няганский технологический колледж»
г. Нягань, Российская Федерация
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
В настоящее время перед педагогами стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за минимально отведенное программой количество часов обучения предмета русский язык, могли усваивать максимально возможное количество знаний, умений и навыков и применять их на практике.
В 21 веке, когда доступ к информации является не сложным вопросом, возникает другой вопрос, как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоению полученных знаний.
Особую роль здесь играют педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится к понятию «новшество», «новизна».
Основные черты инновационных технологий направлены на развитие способностей, на самосовершенствование студента, самостоятельный поиск решений, на совместную деятельность в новой ситуации [1, с. 205]
Основными целями инновационного обучения являются:
-
развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся;
-
формирование личностных качеств обучающихся;
-
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:
1. А. Адамского (раскрепощение личности);
2. В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя и преподавателя);
3. А. Губельского (превращение обучения в сообщество)
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
-
преодоление формальности, авторитарного стиля в системе преподавания;
-
использование личностно-ориентированного обучения;
-
поиск условий для раскрытия творческого потенциала;
В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяются множество приёмов.
Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них. Наиболее приемлемыми для себя, я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).
Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии.
Основные задачи дискуссии:
-
обмен первичной информацией;
-
выявление противоречий;
-
переосмысления полученных сведений;
-
сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Студентам предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
-
уважение к различным точкам зрения ее участников;
-
совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения.
На моих уроках литературы проводились дебаты по следующим темам:
-
Самоубийство Катерины (по пьесе А. Островского «Гроза»). Сила духа или слабость характера?
-
«Существует ли ложь во спасение? Образ Луки из пьесы М. Горького «На дне»
-
«Образ Наташи Ростовой» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
На уроках русского языка проводились дебаты: «Англомания: за и против».
Тема является достаточно актуальной в наши дни, поскольку засилье английского языка в наше современное время налицо. Английский всюду: на радио, телевидении, в газетах, журналах, художественной литературе, в рекламе и даже названиях магазинов. С целью подготовки к данному занятию ребята проводили самостоятельное исследование: изучали СМИ, художественную литературу, проводили соцопросы.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес, как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление студента.
Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. [2, с. 3] .
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны преподавателя, и со стороны ученика (пример литературная композиция «Чтобы помнили..» ,посвященная Дню Победы, а также « Мероприятие, посвященное Дню рождению А.С.Пушкина», но самыми актуальными являются формы урока: семинар, практикум, викторина, исследование, путешествие, деловая игра, зачет.
Другая форма, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля,
Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);
-
осмысление и выбор микротем;
-
создание творческих групп;
-
подбор материала к семинару;
-
консультации учителя (за неделю до проведения семинара);
-
систематизация и обобщение материала;
Например, в качестве заключительного урока по творчеству Н.В. Гоголя проводила семинар по теме «Мертвые души" - поэма о величии России». Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве Гоголя
В дальнейшем студенты работали по группам: подготовили сообщения, где каждая группа характеризовала помещика, оценивая его с разных сторон.
На уроках русского языка: в соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.
Ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что самостоятельно работают с научной литературой, строят свои выступления в соответствии с планом, а это готовит их к дальнейшему обучению. [3, с. 16] .
Чтобы занятие было особенным, со своей «изюминкой», я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант, составление тестов, загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. (4. Архипова Е. О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. [4, с.13] .
Большое значение для раскрытия творческого потенциала имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
-
творческая работа;
-
лингвистическое исследование текста;
-
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
-
составление конспекта, опорных таблиц;
-
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.[5, с.48]
Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, способствует полному усвоению материала.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что занятие проходит в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. [6, с. 37]
И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Список литературы:
1.Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР "Школа и педагогика" 11 февраля 1991 года. Регистрационный N 32 - 91. - с.205)
2. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Руссий язык. 1 сентября 2009 № 5 с. 3.)
3. Александрова Г. Занимательный русский язык, Санкт-Петербург, и «Тригон», 1997. с.16)
4. Архипова Е. О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. 2003. № 2 с. 13-17.)
5. Уроки по инновационной технологии. {Опыт школы N 147}. - С.¬Петербург, 1994.- с 48.)
6. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006. с 37.)
© Н.С. Митюкова
7