- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья: Развитие речевой деятельности и формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Статья: Развитие речевой деятельности и формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Духанина О.Ю. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие речевой деятельности и формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Дисциплина « Русский язык и культура речи» в средних специальных учебных заведениях направлена на формирование у студентов следующих видов компетенций:
-
лингвистическая компетенция - умение проводить лингвистический анализ языковых умений;
-
языковая компетенция - соблюдение языковых норм, овладение практическими навыками русского языка;
-
коммуникативная компетенция - умение обрабатывать услышанную информацию и создавать свою на ее основе, владение разными видами речевой деятельности (письмо, чтение), умение воспринимать чужую речь в устной, и в письменной форме.
Литературный язык существует в двух формах - письменной и устной. Между ними имеются существенные различия, особенности в области синтаксиса. В практике обучения русскому языку в нашем колледже традиционно большое место занимают изложения с элементами сочинений и сочинения. Они являются формами контроля, который определяет уровень владения языком. Абсолютно правильно, что в практике используются в основном изложения и сочинения на литературную тему, так как они стимулируют понимание классической литературы и этим работают на развитие интеллекта. Изложений и сочинений в колледже пишется достаточное количество. Именно поэтому, на уроках уделяется большое внимание анализу ошибок.
Следует отметить два крупных недостатка изложений и сочинений студентов: орфографическая и пунктуационная неграмотность, неумение раскрыть тему.
Причины несоответствия содержания сочинения теме следующие: непонимание темы, неумение логически мыслить, невнимание к формулировке. Задача педагога - проанализировать ошибки, прежде всего, в способах выражения мысли, в содержании сочинения или изложения и помочь студентам разобраться с ними. Ошибки, которые делают в сочинениях и изложениях, в основном, двух типов:
-
Фактические и логические - это неязыковые ошибки;
-
Лексические, грамматические, стилистические - это языковые ошибки
Неязыковые ошибки
Фактические ошибки в письменных работах очень разнообразны - от искажения хронологии до неверной трактовки образа и произведения в целом.
Логические ошибки - логически неверно выстроенное повествование.
Языковые ошибки
1.Самыми частыми среди языковых ошибок являются лексические.
Они возникает тогда, когда студент не знает значения употребляемого слова или не вдумывается в содержание прочитанного произведения. Сопоставляя сцены вечера у А.П.Шерер и именины у Ростовых в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого , студент 1 курса пишет:
«Эпизод именин следует за сценами советского вечера в салоне Шерер».
Основной причиной лексических ошибок служит паронимия, т.е. смешение слов, похожих по звучанию, но разных по значению. Например: «Нельзя же быть таким невежей! Надо учиться, пополнять знания!» существительное невежа (грубый, невоспитанный человек) употреблено вместо необходимого невежда (малообразованный, малосведущий человек).
Грамматические ошибки - это нарушение правил построения словосочетаний и предложений, образования и употребления форм слова. Например:
Автор статьи рассматривает проблему взаимоотношений отцов и детей.
Студент не знает, что существительное проблема управляет словом в Р.п. (кого? чего?) взаимоотношения.
Исправление стилистических ошибок всегда сложно для студентов, так как требует знаний и развитого языкового чутья. Например: «Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на шёпот дитёнка».
Слово дитёнок имеет просторечный характер и не может применяться в этом предложении.
Работа по предупреждению, исправлению и даже обнаружению таких ошибок бывает для студентов достаточно сложной. Главное в этой работе, чтобы ошибка была не просто исправлена, а осмыслён её характер.
Практика реализации работы позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для совершенствования своей устной и письменной речи. У студентов появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов. Потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры студентов, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.