- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер класс (учитель года 2015)
Мастер класс (учитель года 2015)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Серых Н.Н. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер класс
1 слайд.1.Приветствие.
2 слайд.2.Инициация.
-В некотором царстве, в некотором государстве жила-была королева Лексика. Было у неё много сыновей. Они выросли, разъехались в разные государства. Ей стало грустно и одиноко. Решила она устроить Праздник Слова и позвать своих сыновей. Приехал только один, т.к. жил неподалёку. Он приготовил сюрприз. А какой, нам предстоит узнать.
-Хотите узнать, какой сюрприз, нужно преодолеть ряд испытаний.
3 слайд.1 испытание. Отгадайте ребусы.
-Назовите лексические значения слов.
(1.Ключ: родник, скрипичный, дверной.
2. Коса: орудие труда, песчаная, у девочек.
3. Ручка: дверная, шариковая, ребёнка.)
-Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, разные по лексическому значению?(Омонимы).
Микро-итог: Так какова же тема нашего занятия? (Омонимы) щелчок
-У омонимов есть разновидности. Какие, мы сейчас узнаем.
2 испытание.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
-Найдите одинаковые по звучанию слова.(Леса-лиса). Как они называются?(Омонимы).
-Да, это фонетические омонимы, которые иначе называются ОМОФОНЫ. 4 слайд
3 испытание.
Красивый замок закрыт на замок.
-Найдите омонимы. Чем они отличаются? (Ударением)
-Это графические омонимы, другими словами ОМОГРАФЫ. (Щелчок)
4 испытание.
Мои родные уехали в родные края.
-Найдите омонимы.(родные-родные)
-Определите, какими частями речи они являются? (Сущ., прил.)
-Это грамматические омонимы, которые иначе называются ОМОФОРМЫ. (Щелчок). Они могут быть как одной частью речи, так и разными.
Микро-итог: Какая часть слова общая для всех этих терминов? (ОМО)(Щелчок.) В переводе с греческого обозначает «одинаковый». (Щелчок)
-Что одинакового в омофонах?(звучание)
-Что одинакового в омографах? (написание).
-Что такое омоформы? (Слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких грамматических формах).
Переходим к 5 испытанию. 5 слайд.
У вас на карточках текст. 1 группе надо найти в нём омофоны, 2-омографы, 3-омоформы.
Утро наступило ясное. Мама быстро подоила Зорьку. Я напился парного молока из голубой кружки, и несколько тёплых капель стекло с моих губ. Я взял прут и погнал поить корову на пруд. На прозрачное стекло воды легли кружки багровых листьев.
-
Прут-пруд. (щелчок)2-кружки-кружки. (щелчок) 3- стекло-стекло.
Микро-итог: Где мы используем омонимы и их разновидности? (В разговорной речи, художественной литературе).
Богатство русского языка и русской речи легло в основу создания многих стихотворений и весёлых произведений.
Попробуем их применить в 6 испытании. 6 слайд. Составьте по опорным словам рифмы, какая команда быстрее.
Я пошёл играть на луг Куст чудесных белых роз
…(Взял с собой колчан и лук.) . . . (Под окном на даче рос.)
Микро-итог: 7 слайд. Благодаря тому, что вы были деятельны, исполнительны, трудолюбивы, преодолели препятствия, работали творчески, вы приобрели только крупицу из огромного мира знаний. Я думаю, что они пригодятся вам в повседневной жизни для построения красивой, правильной, яркой речи, которая так необходима современному человеку. (Щелчок)
Хочется верить, что все эти испытания не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. (Щелчок)
«Деятельность - единственный путь к знаниям» (Б.Шоу)