«Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как один из способов подготовки к ЕНТ»

      Вопрос, как использовать индивидуальные образовательные маршруты на уроках, стал для нас, учителей словесности, одним из главных. Основная цель в преподавании нашего предмета — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ИОМ на уроках, в какой степени данная технология может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на нее. Использование ИОМ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» акимата города Сарани











«Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как один из способов подготовки к ЕНТ»





Учителя русского языка и литературы:

Романова О.И., Кучеренко О.Б.





Сарань 2012 год

1.Вступление.

Вопрос, как использовать индивидуальные образовательные маршруты на уроках, стал для нас, учителей словесности, одним из главных. Основная цель в преподавании нашего предмета - это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ИОМ на уроках, в какой степени данная технология может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на нее. Использование ИОМ на уроках русского языка и литературы позволяет повысить интенсивность и индивидуальность процесса преподавания, увеличить объем коммуникативных упражнений.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении технологии ИОМ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач является индивидуальный образовательный маршрут. Готовить детей к сдаче ЕНТ мы начинаем уже в 10 классе, и использование ИОМ в данное время просто необходимо. Ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой. Слабый ученик может повторить материал столько раз, сколько требуется, в том объеме, который ему необходим в данный момент. Сильные ученики планируют более трудные варианты заданий.

2.Целевое назначение.

Индивидуальная образовательная программа средней школы позволяет создать условия для индивидуального обучения. Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

1.Растет число школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.

2.Часть школьников не может в определенный период посещать школу из-за спортивных соревнований, обстоятельств жизни в семье...

3. Значительная часть выпускников основной школы не может выбрать для себя один из массовых путей получения среднего образования из-за коммуникативных трудностей, в том числе неумения или устойчивого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.

4. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.

5. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

3. Способы реализации индивидуальной образовательной программы.

Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей школы.

Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.

Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики (многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее).

4. Аттестация достижений.

Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.

Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.

Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием или рефератом), компьютерное тестирование и т.п.

Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые школой формы итоговой аттестации. Выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (скажем, сдача экзамена или зачета в другом учебном заведении, при обучении экстерном или вне школы). Использование этой оценки при итоговой аттестации (внесение ее в аттестат зрелости) должно быть указано в договоре школы с внешним учреждением, являющимся базой для выполнения учащимся учебного модуля.

Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

5. Ожидаемый результат

Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

6. Заключение.

Таким образом, подобная деятельность повышает интерес к предмету и, как следствие, благодаря этому повышается качество образования. Ежемесячное отслеживание результатов пробного тестирования показывает рост среднего балла по русскому языку.



Приложение № 1.

  1. Индивидуальная карта(оформление замысла)


Индивидуальный образовательный маршрут

Оскенбаевой Зарины

Тема: «Сложноподчиненные предложения»

План повторения темы.

  1. Структурные части СПП.

  2. Отличие союза от союзного слова.

  3. Виды придаточных предложений.

  4. Построение схем СПП.

Какие главы, параграфы я предполагаю изучить, какие задания выполнить из следующих учебников и пособий.

1.Русский язык, стр. 79 (таблица).

2.Русский язык, 9 класс, стр. 27.

3. Выполнить упражнения123,131. Стр.83.

4. Сборник тестов (вопросы по СПП).

Что буду делать, как заниматься.

Повторю таблицу «Виды придаточных предложений». Выполню упражнения из учебника по русскому языку по этой теме. Проработаю вопросы в сборнике тестов. Буду заниматься на электронном тренажере (уровень3, 4).

Что мне необходимо для занятий.

Учебники русского языка 11 и 9 кл. Сборник тестов 2011г. Электронный тренажер по русскому языку. Электронная программа «5+».

Как я буду контролировать свои результаты.

Журнал достижений (электронный тренажер по русскому языку). Результаты пробного тестирования.





  1. Стенограмма отчета о выполнении индивидуальной программы по русскому языку

Оскенбаевой Зарины.

Что получилось из намеченного?

Повторила виды придаточных предложений. Выполнила намеченные упражнения из учебника. Занятия с помощью тренажера дали результат: в журнале итоговая оценка 4 (промежуточные две 5), при выполнении заданий пробного тестирования по данной теме не допустила ошибок ( было 2 заданий).

Что не удалось?

Не повторила тему « Союзы и союзные слова». Выполнила задания только 3 уровня.

Вывод и пожелание себе: составить расписание и заниматься системно.









  1. Лист индивидуальных достижений

Ученица Оскенбаева Зарина Школа № 17 Класс 11 А Учитель Кучеренко О.Б.

п. п.

Разделы русского языка

старт

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.

Фонетика и орфография

Корни с черед.

Правопис. Пре- и при-

2.

Лексика

омонимы


Паронимы

3.

Словообразование



4.

Морфология



4.1

Имя существительное

Повторить разноскл. сущ.



4.2

Имя прилагательное


разряды


4.3

Местоимение

Разряды мест.


Личные мест.

4.4

Глагол

Разноспрягаемые гл.

Спряжение

4.5

Причастие

Правоп. суффиксов


4.6

Деепричастие



4.7

Наречие


правописание

Н и НН

4.8

Числительное


Собир.числ.


4.9

Служебные части речи

Модальные част.

Сочинит. союзы


5.

Синтаксис и пунктуация



5.1

Словосочетание

Виды связи



5.2

Простое предложение

Обощ. слово


5.3

ССП



5.4

СПП


Виды придат.

5.5

БСП

Постановка тире


Знаки препинания

Кол-во баллов

19

21

20

19

20

16

19

20

Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик.


Приложение № 2.


  1. План индивидуально- образовательного маршрута по теме «Союз как часть речи»

ученицы 10 «А» класса Полехиной Марины

Тема

Задание

Сроки

1.

Союз как часть речи

Заполнить таблицу. Составить тесты.

Работа по учебникам за 7, 10класс.

16.02

Тема: Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения

Цель: обобщение знаний, умений и навыков по предмету русский язык

По программе на изучение темы отводится 5 часов

№ Урока

Тема

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

Урок1

Словосочетание и основные типы простого предложения.

Стр.145,

упр.254

23.02

Тестирование

+

Урок2

Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Диф.задания,

Самост.

работа

01.03

Сообщение

+

Урок3

Простое предложение, осложненное однородными членами.

Работа по

таблице.

Схемы.

15.03

Графический диктанат

Урок4

Обособленные члены предложения. Вводные слова, обращения, междометия.

Лекция

05.04

Работа по карточкам

Урок5

Синтаксический и пунктуационный разбор.

Практическая работа

12.04

Практическая работа. Тест

2. Фрагмент индивидуальной образовательной программы по русскому языку ученицы 10 «А» класса Полехиной Марины

1.Зачем мне нужно продолжать изучать русский язык?

Хочу поступить в вуз, но из-за болезни я пропустила много занятий. Хочу устранить пробелы в знаниях.

2.Чему я хочу научиться в 4 четверти.

Хочу обобщить свои знания по разделу «Стили речи»

3. Какие темы я буду изучать?

1. Служебные части речи.

2. Однородные члены предложения.

3. Обособленные члены предложения. Вводные слова, обращения, междометия.

4.Какие главы, параграфы я предполагаю изучить, какие задания выполнить из следующих учебников и пособий.

1.Русский язык, стр. 121-134.

2.Словарь орфографический

3. Сборник тестов.

5.Что я буду делать, как заниматься.

Буду больше работать над тестами, повторю все правила.

6. Что мне необходимо для занятий

Необходим учебник, словари, помощь учителя.

9. Как я буду контролировать свои результаты.

Буду отслеживать результаты пробных тестирований, буду посещать занятия систематично, буду больше работать над тестовым материалом.


© 2010-2022