- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность» (для обучающихся 5 – 11 – х классов учреждений дополнительного образования)
Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность» (для обучающихся 5 – 11 – х классов учреждений дополнительного образования)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Доева В.С. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование I ступень 5 - 6 класс | ||
тема | Количество часов | дата |
| 2 | сентябрь |
2. Понятие о литературном языке. Сказки Пушкина. Художественно - выразительные средства русского языка. | 2 |
|
3. Устная и письменная формы речи. Фольклор. Жанры фольклора. | 2 |
|
4. Стили литературного языка. Обрядовая поэзия. | 2 |
|
5. Основные разделы науки о русском языке. Учимся писать сказки и составлять загадки. | 2 |
|
ФОНЕТИКА | ||
6. Звуки речи и буквы. Фонетические изобразительно-выразительные средства. понятие благозвучие, звукоподражание, основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс, особенности звукописи. | 2 |
|
7. Алфавит. История возникновения алфавита. | 2 |
|
8. Гласные и согласные звуки. Выразительные средства фонетики в поэтических произведениях. | 2 |
|
9. Слог. Правила переноса слов. Ударение. | 2 | октябрь |
11. Звонкие и глухие согласные. Выразительные средства фонетики в календарно - обрядовой поэзии | 2 |
|
12. Твёрдые и мягкие согласные. Выразительные средства фонетики в календарно - обрядовой поэзии | 2 |
|
13. Значения букв я,ю,е,ё.. Выразительные средства фонетики в сказке Пушкина «Сказка о золотой рыбке» | 2 |
|
14. Значения букв ъ и ъ в русской графике. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» | 2 |
|
15. Мягкий знак после шипящих. Решение олимпиадных заданий. | 2 |
|
16. Гласные после шипящих. Гласные после ц. Решение олимпиадных заданий. | 2 |
|
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ||
17. Понятие о морфеме. | 2 |
|
18. Основа слова и окончание. Корень слова. | 2 | ноябрь |
19. Приставка и суффикс. Формообразующие и словообразующие суффиксы. | 2 |
|
20. Словообразование. Разнообразие типов словообразования, словообразование как источник речевой экспрессии. | 2 |
|
21. Словообразовательные цепочки. Исторические изменения в составе слова. Богатство и выразительность речевых ресурсов в сказках Пушкина. | 2 |
|
22. Чередование звуков в корне слова.. Правописание морфем (корней и приставок).Лирика Пушкина. | 2 |
|
23. Морфемные написания. Решение олимпиадных заданий. Лирика Пушкина. | 2 |
|
24. Правописание безударных гласных в корне. Наблюдение над темой на материале стихотворений о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». | 2 |
|
25. Правописание корней с чередованием гласных а-о. Наблюдение над темой на материале стихотворений о природе (Фет, Тютчев) | 2 |
|
26. Правописание корней с чередованием гласных е-и. Наблюдение над темой на материале стихотворений о природе (Есенин, Северянин) | 2 |
|
27. Правописание согласных и гласных в приставках. Наблюдение над темой на материале стихотворений о природе (Пушкин, Лермонтов) | 2 | декабрь |
28. Приставки, оканчивающиеся на з (с).Решение олимпиадных задач | 2 |
|
29. Правописание приставок при- и пре-. Решение олимпиадных задач | 2 |
|
30. Пишем сочинение. | 2 |
|
31. Пишем изложение. | 2 |
|
32.Пишем газетную статью. | 2 |
|
ЛЕКСИКОЛОГИЯ | ||
33. Понятие о слове. «Законы» приключенческой литературы | 2 |
|
34. Словарное богатство русского языка. Э. По «Золотой жук» (в сокращении). | 2 |
|
35. Лексическое значение слова. Главы из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» | 2 |
|
36. Однозначные и многозначные слова. Главы из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта»
| 2 | январь |
37. Прямое и переносное значения слова. Главы из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» | 2 |
|
38. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. | 2 |
|
| 2 |
|
40. Антонимы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина. | 2 |
|
41. Омонимы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина. | 2 |
|
42. Паронимы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина. | 2 |
|
43. Понятие об этимологии. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина. | 2 | февраль |
44. Устаревшие слова. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина. | 2 |
|
45. Неологизмы. Художественно - выразительные средства русского языка в лирике Маяковского. | 2 |
|
46. Заимствованные слова. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина. | 2 |
|
47. Старославянизмы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.
| 2 |
|
ФРАЗЕОЛОГИЯ | ||
48. Фразеологизмы. Народные и авторские сказки. | 2 |
|
49. Пословицы и поговорки. Народные и авторские сказки. | 2 |
|
50. Крылатые слова и выражения. Народные и авторские сказки. | 2 |
|
МОРФОЛОГИЯ | ||
51. Понятие о частях речи. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы. | 2 |
|
52. Знаменательные и служебные части речи . Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой. | 2 | март |
53. Слово и его формы. Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки. Теория литературы. Жанр рассказа. | 2 |
|
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | ||
Имя существительное | ||
54. Понятие о существительном. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе. | 2 |
|
55. Роль существительных в речи. Мир приключенческой литературы. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. | 2 |
|
56. Нарицательные и собственные имена существительные. М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева, А.С. Пушкина. | 2 |
|
57. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). | 2 |
|
58. Разряды существительных по значению. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). | 2 |
|
59. Род имён существительных . Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). | 2 |
|
60. Число имён существительных. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). | 2 |
|
61. Падеж имён существительных. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). | 2 |
|
62. Склонение существительных в единственном числе. Мир приключенческой литературы. Александр Степанович Грин «Алые паруса» (главы.) | 2 | апрель |
63. Склонение существительных во множественном числе. Мир приключенческой литературы. Александр Степанович Грин «Алые паруса» (главы.) | 2 |
|
64. Разносклоняемые существительные. Мир приключенческой литературы. Александр Степанович Грин «Алые паруса» (главы.) | 2 |
|
65. Особый тип склонения. Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными. | 2 |
|
66. Неизменяемые существительных. Мир приключенческой литературы. Э. По «Золотой жук» | 2 |
|
Словообразование существительных | 2 |
|
67. Источники образования существительных. Мир приключенческой литературы. Э. По «Золотой жук» | 2 |
|
68. Образование существительных с помощью суффиксов. Сочиняем истории о приключениях. | 2 |
|
69. Образование существительных с помощью приставок. Решение олимпиадных задач. | 2 |
|
70. Переход прилагательных в существительные. | 2 | Май |
71. Мой Пушкин | 2 |
|
72. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов в поэзии. | 2 |
|
73. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов п рассказах. | 2 |
|
74. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов п рассказах. | 2 |
|
75. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов п рассказах. | 2 |
|
76. Итоговое занятие | 2 |
|
На каждом занятии решение олимпиадных заданий.
6 класс
тема
Количество часов
дата
Глагол
1. Понятие о глаголе. Правда истории и вымысел.
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
2
сентябрь
2. Роль глаголов в речи. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.
2
3. Инфинитив. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
2
4. Возвратные глаголы. Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности.
2
5. Переходные и непереходные глаголы. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.
2
6. Виды глагола. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе
2
октябрь
7. Наклонения глагола. А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
2
8. Изъявительное наклонение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.
2
9. Времена глагола. Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Мистика и реальность в повести.
2
10. Настоящее время. А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
2
11. Прошедшее время. А.П. Чехов «Страшная ночь».
2
12. Будущее время. М. Метерлинк «Синяя птица». Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
2
13. Основы глагола. М. Метерлинк «Синяя птица». Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
2
14. Спряжение глаголов. Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская»
2
ноябрь
15. Разноспрягаемые глаголы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка. (обзор)
2
16. Повелительное наклонение. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
2
17. Сослагательное наклонение. В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).
2
18. Безличные глаголы. Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.
2
19. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
2
Имя прилагательное.
20. Понятие о прилагательном. Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
2
21. Роль прилагательных в речи. А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
2
22. Разряды прилагательных по значению. М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении
2
декабрь
23. Полные и краткие прилагательные. В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
2
24. Склонение прилагательных. Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
2
25. Степени сравнения качественных прилагательных. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
2
26. Образование сравнительной степени. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
2
27. Образование превосходной степени. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.
2
28, Образование прилагательных с помощью суффиксов. Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.
2
29. Образование прилагательных с помощью приставок.. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
2
30. Образование прилагательных сложением основ. Эпос разных народов. Нартский эпос.
2
январь
Имя числительное
31. Понятие о числительном. Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
2
32. Роль числительных в речи. Из киргизского эпоса «Манас».
2
33. Разряды числительных по строению. Из якутского эпоса «Олонхо».
2
34. Количественные числительные. Из карело-финского эпоса «Калевала».
2
35. Собирательные числительные. Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. Легенды Кавказа.
2
36. Дробные числительные. Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе.
2
февраль
37. Порядковые числительные. М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
2
38. Образование слов других частей речи от числительных. Размышления о ценности человеческой жизни. В. Высоцкий.
2
Наречие
39. Понятие о наречии. А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
2
40. Разряды наречий по значению. О'Генри «Последний лист». Герои О'Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
2
41. Роль наречий в речи. Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического. Эзоп. Басни.
2
42. Степени сравнения наречий. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
2
43. Особенности образования наречий. И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
2
44. Образование наречий с помощью приставок. Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
2
март
45. Образование наречий с помощью суффиксов. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).
2
46, Переход существительных в наречия. М.Е. Салтыков-Щедрин. Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
2
47. Переход прилагательных в наречия. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.
2
48. Понятие о словах категории состояния. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
2
49. Разряды слов категории состояния по значению. И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
2
50. Роль слов категории состояния в речи. Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
2
Понятие о местоимении
51. Личные местоимения. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...»
2
52. Возвратное местоимение. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...»
2
53. Притяжательные местоимения. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
2
апрель
54. Вопросительные местоимения. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.
2
55. Относительные местоимения. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького.
2
56. Неопределённые местоимения. С. Есенин «Письмо матери». М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.
2
57. Отрицательные местоимения. Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь».
2
58. Определительные местоимения. Лирическая исповедь. К. Хетагуров.
2
59. Указательные местоимения. Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике
2
60. Роль местоимений в речи. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.
2
61. Местоимение и другие части речи. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.
2
62.Словосочетание. А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.
2
май
63.Простое предложение. В.Г. Короленко «Слепой музыкант» . Истинная слепота и духовное прозрение героя.
2
64.Предикативная основа предложения. Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя
2
65.Односоставные и двусоставные предложения. К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент). Музыка в литературе.
2
66.Односоставные предложения. В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.
2
67. Односоставные предложения. Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.
2
68 Односоставные предложения. М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.
2
69. Полные и неполные предложения. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.
2
70. Текст. Сложное синтаксическое целое. Итоговое занятие. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.
2
На каждом занятии решение олимпиадных заданий.