• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность» (для обучающихся 5 – 11 – х классов учреждений дополнительного образования)

Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность» (для обучающихся 5 – 11 – х классов учреждений дополнительного образования)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование I ступень 5 - 6 класс

тема

Количество часов

дата

  1. Русский язык - один из богатейших языков мира. Язык Пушкина - язык литературы.

2

сентябрь

2. Понятие о литературном языке. Сказки Пушкина. Художественно - выразительные средства русского языка.

2


3. Устная и письменная формы речи. Фольклор. Жанры фольклора.

2


4. Стили литературного языка. Обрядовая поэзия.

2


5. Основные разделы науки о русском языке. Учимся писать сказки и составлять загадки.

2


ФОНЕТИКА

6. Звуки речи и буквы. Фонетические изобразительно-выразительные средства. понятие благозвучие, звукоподражание, основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс, особенности звукописи.

2


7. Алфавит. История возникновения алфавита.

2


8. Гласные и согласные звуки. Выразительные средства фонетики в поэтических произведениях.

2


9. Слог. Правила переноса слов. Ударение.

2

октябрь

11. Звонкие и глухие согласные. Выразительные средства фонетики в календарно - обрядовой поэзии

2


12. Твёрдые и мягкие согласные. Выразительные средства фонетики в календарно - обрядовой поэзии

2


13. Значения букв я,ю,е,ё.. Выразительные средства фонетики в сказке Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

2


14. Значения букв ъ и ъ в русской графике. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

2


15. Мягкий знак после шипящих. Решение олимпиадных заданий.

2


16. Гласные после шипящих. Гласные после ц. Решение олимпиадных заданий.

2


МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

17. Понятие о морфеме.

2


18. Основа слова и окончание. Корень слова.

2

ноябрь

19. Приставка и суффикс. Формообразующие и словообразующие суффиксы.

2


20. Словообразование. Разнообразие типов словообразования, словообразование как источник речевой экспрессии.

2


21. Словообразовательные цепочки. Исторические изменения в составе слова. Богатство и выразительность речевых ресурсов в сказках Пушкина.

2


22. Чередование звуков в корне слова.. Правописание морфем (корней и приставок).Лирика Пушкина.

2


23. Морфемные написания. Решение олимпиадных заданий. Лирика Пушкина.

2


24. Правописание безударных гласных в корне. Наблюдение над темой на материале стихотворений о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

2


25. Правописание корней с чередованием гласных а-о. Наблюдение над темой на материале стихотворений о природе (Фет, Тютчев)

2


26. Правописание корней с чередованием гласных е-и. Наблюдение над темой на материале стихотворений о природе (Есенин, Северянин)

2


27. Правописание согласных и гласных в приставках. Наблюдение над темой на материале стихотворений о природе (Пушкин, Лермонтов)

2

декабрь

28. Приставки, оканчивающиеся на з (с).Решение олимпиадных задач

2


29. Правописание приставок при- и пре-. Решение олимпиадных задач

2


30. Пишем сочинение.

2


31. Пишем изложение.

2


32.Пишем газетную статью.

2


ЛЕКСИКОЛОГИЯ

33. Понятие о слове. «Законы» приключенческой литературы

2


34. Словарное богатство русского языка. Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

2


35. Лексическое значение слова. Главы из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта»

2


36. Однозначные и многозначные слова. Главы из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта»


2

январь

37. Прямое и переносное значения слова. Главы из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта»

2


38. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

2



39. Синонимы. Художественно - выразительные средства русского языка (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраза, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, ирония, аллегория) в сказках Пушкина.

2


40. Антонимы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.

2


41. Омонимы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.

2


42. Паронимы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.

2


43. Понятие об этимологии. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.

2

февраль

44. Устаревшие слова. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.

2


45. Неологизмы. Художественно - выразительные средства русского языка в лирике Маяковского.

2


46. Заимствованные слова. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.

2


47. Старославянизмы. Художественно - выразительные средства русского языка в сказках Пушкина.


2


ФРАЗЕОЛОГИЯ

48. Фразеологизмы. Народные и авторские сказки.

2


49. Пословицы и поговорки. Народные и авторские сказки.

2


50. Крылатые слова и выражения. Народные и авторские сказки.

2


МОРФОЛОГИЯ

51. Понятие о частях речи. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

2


52. Знаменательные и служебные части речи . Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

2

март

53. Слово и его формы. Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки. Теория литературы. Жанр рассказа.

2


ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

54. Понятие о существительном. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

2


55. Роль существительных в речи. Мир приключенческой литературы. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

2


56. Нарицательные и собственные имена существительные. М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева, А.С. Пушкина.

2


57. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

2


58. Разряды существительных по значению. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

2


59. Род имён существительных . Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

2


60. Число имён существительных. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

2


61. Падеж имён существительных. Мир приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

2


62. Склонение существительных в единственном числе. Мир приключенческой литературы. Александр Степанович Грин «Алые паруса» (главы.)

2

апрель

63. Склонение существительных во множественном числе. Мир приключенческой литературы. Александр Степанович Грин «Алые паруса» (главы.)

2


64. Разносклоняемые существительные. Мир приключенческой литературы. Александр Степанович Грин «Алые паруса» (главы.)

2


65. Особый тип склонения. Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

2


66. Неизменяемые существительных. Мир приключенческой литературы. Э. По «Золотой жук»

2


Словообразование существительных

2


67. Источники образования существительных. Мир приключенческой литературы. Э. По «Золотой жук»

2


68. Образование существительных с помощью суффиксов. Сочиняем истории о приключениях.

2


69. Образование существительных с помощью приставок. Решение олимпиадных задач.

2


70. Переход прилагательных в существительные.

2

Май

71. Мой Пушкин

2


72. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов в поэзии.

2


73. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов п рассказах.

2


74. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов п рассказах.

2


75. Произведения о ВОВ. Изобразительные средства языка при изображении героев и врагов п рассказах.

2


76. Итоговое занятие

2



На каждом занятии решение олимпиадных заданий.











6 класс

тема

Количество часов

дата

Глагол

1. Понятие о глаголе. Правда истории и вымысел.
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

2

сентябрь

2. Роль глаголов в речи. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

2

3. Инфинитив. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

2

4. Возвратные глаголы. Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности.

2

5. Переходные и непереходные глаголы. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

2

6. Виды глагола. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе

2

октябрь

7. Наклонения глагола. А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

2

8. Изъявительное наклонение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

2

9. Времена глагола. Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Мистика и реальность в повести.

2

10. Настоящее время. А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).

2

11. Прошедшее время. А.П. Чехов «Страшная ночь».

2

12. Будущее время. М. Метерлинк «Синяя птица». Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

2

13. Основы глагола. М. Метерлинк «Синяя птица». Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

2

14. Спряжение глаголов. Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская»

2

ноябрь

15. Разноспрягаемые глаголы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка. (обзор)

2

16. Повелительное наклонение. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

2

17. Сослагательное наклонение. В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

2

18. Безличные глаголы. Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

2

19. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

2

Имя прилагательное.

20. Понятие о прилагательном. Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

2

21. Роль прилагательных в речи. А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

2

22. Разряды прилагательных по значению. М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении

2

декабрь

23. Полные и краткие прилагательные. В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.

2

24. Склонение прилагательных. Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

2

25. Степени сравнения качественных прилагательных. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

2

26. Образование сравнительной степени. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

2

27. Образование превосходной степени. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

2

28, Образование прилагательных с помощью суффиксов. Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

2

29. Образование прилагательных с помощью приставок.. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

2

30. Образование прилагательных сложением основ. Эпос разных народов. Нартский эпос.

2

январь

Имя числительное

31. Понятие о числительном. Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

2

32. Роль числительных в речи. Из киргизского эпоса «Манас».

2

33. Разряды числительных по строению. Из якутского эпоса «Олонхо».

2

34. Количественные числительные. Из карело-финского эпоса «Калевала».

2

35. Собирательные числительные. Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. Легенды Кавказа.

2

36. Дробные числительные. Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе.

2

февраль

37. Порядковые числительные. М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

2

38. Образование слов других частей речи от числительных. Размышления о ценности человеческой жизни. В. Высоцкий.

2

Наречие

39. Понятие о наречии. А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

2

40. Разряды наречий по значению. О'Генри «Последний лист». Герои О'Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

2

41. Роль наречий в речи. Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического. Эзоп. Басни.

2

42. Степени сравнения наречий. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

2

43. Особенности образования наречий. И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

2

44. Образование наречий с помощью приставок. Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

2

март

45. Образование наречий с помощью суффиксов. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).

2

46, Переход существительных в наречия. М.Е. Салтыков-Щедрин. Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

2

47. Переход прилагательных в наречия. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

2

48. Понятие о словах категории состояния. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

2

49. Разряды слов категории состояния по значению. И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

2

50. Роль слов категории состояния в речи. Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

2

Понятие о местоимении




51. Личные местоимения. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...»

2

52. Возвратное местоимение. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...»

2

53. Притяжательные местоимения. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

2

апрель

54. Вопросительные местоимения. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.

2

55. Относительные местоимения. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького.

2

56. Неопределённые местоимения. С. Есенин «Письмо матери». М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.

2

57. Отрицательные местоимения. Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь».

2

58. Определительные местоимения. Лирическая исповедь. К. Хетагуров.

2

59. Указательные местоимения. Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике

2

60. Роль местоимений в речи. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.

2

61. Местоимение и другие части речи. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.

2

62.Словосочетание. А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.

2

май

63.Простое предложение. В.Г. Короленко «Слепой музыкант» . Истинная слепота и духовное прозрение героя.

2

64.Предикативная основа предложения. Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя

2

65.Односоставные и двусоставные предложения. К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент). Музыка в литературе.

2

66.Односоставные предложения. В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.

2

67. Односоставные предложения. Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.

2

68 Односоставные предложения. М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.

2

69. Полные и неполные предложения. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.

2

70. Текст. Сложное синтаксическое целое. Итоговое занятие. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.

2

На каждом занятии решение олимпиадных заданий.





© 2010-2022