А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления Задачи: образовательные: ·                     определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта; ·                     показать особенность восприятия поэтом революции Задачи развития: ·                     развитие образного мышления, воображения воспитательные: ·                     воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать Место урока в системе знаний: ·          ... (1 - наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 - бесцветна). Бесцветная картина - непонятна, оставляет зрителя равнодушным. Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называетсяАНЕСТЕЗИЯ. Закрепляю на доске: АНЕСТЕЗИЯ Смешение чувств, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ. Закрепляю на доске: СИНЕСТЕЗИЯ (СИНЕСТЕЗИЯ - это психологическая соотносимость цвета, звука, слова) Основополагающий вопрос: Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимо... Почему? Ответ определим в конце урока. Двенадцать. С чем ассоциируется это слово? Ответы: В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав; ·                     12 часов - полночь; ·                     12 месяцев - конец года. ·                     12 - символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее: II. Выдвижение рабочей версии : СЛАЙД 3   Поэты-символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова. СЛАЙД 4 Звукобуква ассоциируется с цветом - это звукоцвет (раздать карточки) см. Слайд 4 На доске: ЗВУКОЦВЕТ - цвет, соответствующий звуку Проблемный вопрос: Существуют ли звуко-цветовые соответствия в поэме А.Блока? III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии. ·                     Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать". ·                     Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10) Ответ: (преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, на...  Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ другихглав: ·                     1 группа - главы № 2,3,4 ·                     2 группа - главы № 5,6 ·                     3 группа - главы № 7,8 ·                     4 группа - главы № 9,10,11 12 главу рассматриваем совместно, читает учитель: Схема текста: на доске Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста: ·                     Звуки ·                     Цвет ·                     Образы? СЛАЙД 6 Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового). Черный вечер. Белый снег.  Ветер, ветер!       На ногах не стоит человек.      Ветер, ветер -      На всем Божьем свете. Учитель: Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из дв... В очи бьётся Красный флаг. Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди... Красный - это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным шагом" двенадцатьюкрасногвардейцами. Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового пожара"). Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира. И все же, несмотря ни н... СЛАЙД 9   СЛАЙД 10   СЛАЙД 11 Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера, означает: СЛАЙД 12 Оправдались ли надежды Блока на революцию? Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда-нибудь не в его время?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование

Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления

Задачи:

образовательные:

  • определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;

  • показать особенность восприятия поэтом революции

Задачи

развития:

  • развитие образного мышления, воображения

воспитательные:

  • воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать

Место урока в системе знаний:

  • после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.

Основные понятия:

  • АНЕСТЕЗИЯ

  • СИНЕСТЕЗИЯ

  • ЗВУКОЦВЕТ

ХОД УРОКА

I. Столкновение с проблемой

Здравствуйте, ребята!

Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со значениемцвета.

Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цветвызывает определенную эмоцию.

Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?

СЛАЙД 1

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

(1 - наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 - бесцветна).

Бесцветная картина - непонятна, оставляет зрителя равнодушным.

Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называетсяАНЕСТЕЗИЯ.

Закрепляю на доске:

АНЕСТЕЗИЯ

Смешение чувств, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ.

Закрепляю на доске:

СИНЕСТЕЗИЯ

(СИНЕСТЕЗИЯ - это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)

Основополагающий вопрос:

Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).

Использование черно-белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино (такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").

ЦВЕТ - один из факторов, определяющих состояние нашей психики.

Гипотеза исследования:

Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы "Двенадцать".

ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния

Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.

СЛАЙД 2

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Почему? Ответ определим в конце урока.

Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?

Ответы:

В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;

  • 12 часов - полночь;

  • 12 месяцев - конец года.

  • 12 - символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:

II. Выдвижение рабочей версии :

СЛАЙД 3

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Поэты-символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.

СЛАЙД 4

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Звукобуква ассоциируется с цветом - это звукоцвет (раздать карточки)

см. Слайд 4

На доске:

ЗВУКОЦВЕТ - цвет, соответствующий звуку

Проблемный вопрос:

Существуют ли звуко-цветовые соответствия в поэме А.Блока?

III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

  • Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".

  • Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)

Ответ:

(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).

СЛАЙД 5

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ другихглав:

  • 1 группа - главы № 2,3,4

  • 2 группа - главы № 5,6

  • 3 группа - главы № 7,8

  • 4 группа - главы № 9,10,11

12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:

Схема текста: на доске

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:

  • Звуки

  • Цвет

  • Образы?

СЛАЙД 6

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследованиеА. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового).

Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.

Учитель:

Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они - защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:

...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:

Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - "черное, черное небо", в груди - "черная злоба, святая злоба".

Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?

Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).

СЛАЙД 7

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

В очи бьётся
Красный флаг.
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Красный - это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным шагом" двенадцатьюкрасногвардейцами.

Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового пожара").

Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира.

И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:

Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы - сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства, свободы.

Такой увидел Блок-поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его иллюстрации понравились Блоку.

(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно-белый вариант сходство с документальным кино).

СЛАЙД 8

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследованиеА. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

СЛАЙД 9

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

СЛАЙД 10

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

СЛАЙД 11

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера, означает:

СЛАЙД 12

А. Блок Двенадцать: цветопись душевного состояния. Урок-исследование

Оправдались ли надежды Блока на революцию?

Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда-нибудь не в его время?

(Вслед за поэмой "Двенадцать" Блок создает стихотворение "Скифы", затем поэтического взлета не будет. Блок разочарован, поэтическая тишина, молчание:)

А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Рефлексия: какой цвет сейчас предпочитаете Вы, поднимите карточки звукоцвет. Это ваше психологическое состояние, восприятие урока, ваши чувства, эмоции. Спасибо за сотрудничество!


© 2010-2022