Лингвистическая игра Лидер

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Цель проведения:  Пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами Научить их использовать в своей речи Воспитывать стремление к поиску  Развивать логическое и творческое мышление учащихся Форма проведения: интеллектуальная игра знатоков русского языка « Лидер» Правила игры:  1 тур – участвуют все желающие и зарабатывают за каждое правильно выполненное задание  1 жетон с буквой. Во 2 туре участвуют те, кто успешно прошел 1 тур и собрал ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистическая игра Лидер















Внеклассное мероприятие по русскому языку.


Цель проведения:
  • Пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами

  • Научить их использовать в своей речи

  • Воспитывать стремление к поиску

  • Развивать логическое и творческое мышление учащихся

Форма проведения: интеллектуальная игра знатоков русского языка « Лидер»

Правила игры:

1 тур - участвуют все желающие и зарабатывают за каждое правильно выполненное задание

1 жетон с буквой.

Во 2 туре участвуют те, кто успешно прошел 1 тур и собрал слово « Лидер», участники разбиваются на 2 команды и выполняют групповые задания.

В 3-ем туре участвует команда - победительница, которая набрала самое большое количество жетонов и вышла в финал. Идет игра на личное первенство. Победителю присваивается титул - « Великий магистр Русского Языка»

Ход игры:

Вступительное слово ведущего:

Русский язык богат фразеологическими оборотами, к ним относятся пословицы, поговорки, меткие сравнения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связанные с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений.

Фразеологизмы украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Итак, начинаем нашу игру, в процессе которой мы сможем не только проверить себя, но и обогатить свой словарный запас новыми меткими словами и крылатыми выражениями.


Задания 1 тура

  1. Разминка. « Что это?»

    • Из них состоят словосочетания и предложения.

    • В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

    • Как вы понимаете значение фразеологизма « кот наплакал»

    • Какую шляпку не наденешь на голову?

    • Устойчивые сочетания слов.

    • Точная буквальная выдержка из какого -либо текста

    • Слова с противоположным лексическим значением

    • Какое переносное значение есть у слова «лиса»


  1. « В мире животных» - закончите фразеологизм

    • голоден как…

    • хитер как…

    • труслив как…

    • здоров как…

    • изворотлив как…

    • колюч как…

    • надут как…

    • нем как…

    • грязный как…

    • упрямый как…

    • болтлив как…

    • мокрый как …

    • работает как…

    • задирается как…

  2. « Одним словом» - заменить фразеологическое сочетание синонимичным словом

    • мозолить глаза

    • точить лясы

    • клевать носом

    • бить баклуши

    • вставлять палки в колеса

    • когда рак на горе свистнет

    • рукой подать

    • в сорочке родился

    • как пить дать

    • перемывать косточки

    • зарубить на носу

    • не из робкого десятка



  1. « Угадай -ка » указать слово и фразеологизм

    • Что вешают, приходя в уныние?

    • Не цветы, а вянут?

    • Куда садится неудачник?

    • Что делает дорогая покупка с нашим карманом?

    • Что можно услышать в полной тишине?

    • Где можно утонуть, опечалившись?

    • Может ли вопрос заболеть?

    • Какую часть лица надувают, обидевшись

    • Что можно искать в поле?

  2. « Доскажите словечко»

    • Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь

О них обычно говорят

……

  • Мы исходили городок

Буквально вдоль и …..

  • И так устали мы в дороге

Что еле …

  • Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо ! Ведь этим ты другу

Окажешь…..

  • Фальшивят, путают слова

Поют, кто ….

  • Ребята слушать их не станут

От этой песни уши ….


Задания 2 тура

1.Командная игра: « Собери фразеологический оборот»

Волков бояться


в лес не ходить

Нет дыма

без огня

Куй железо

пока горячо

На безрыбье и

рак рыба

Знает кошка

чье мясо съела

Какова пряха

такова на ней рубаха

Не было ни гроша

да вдруг алтын

Под лежачий камень

вода не течет

Взялся за гуж не говори,

что не дюж

Близок локоток

да не укусишь

2. Командная игра « Четвертый лишний»

1 команда


Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма тьмущая

Яблоку негде упасть



Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока


2 команда


Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами на воде писано

Комар носа не подточит



Попасть впросак

Попасть на седьмое небо

Попасть в переделку

Попасть в переплет


3. Командная игра « С головы на ноги»

Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу:

  • Во дворе мух ловили

  • Смолчал, но со светлой поляны волка не поволок

  • Искусство проигрывать

  • С грохочущего мелководья ангелы убегают

4. Командная игра « Посмотри в зеркало»

Необходимо подобрать к фразеологическим оборотам

  • 1 команда - синонимы

  • 2 команда - антонимы


Синонимы:

Кот наплакал

С гулькин нос

Во всю прыть

Со всех ног

Видимо - невидимо

Девать некуда

В тот же миг

Сию минуту

Нести ахинею

Молоть ерунду


Антонимы:



Хоть пруд пруди



Кот наплакал


Яблоку негде упасть



Хоть шаром покати


На седьмом небе



Утонуть в слезах


Двух слов не свяжет



Заливается соловьем


Не робкого десятка



Заячья душа



Задания 3 тура

1. «Дурную траву с поля вон»

Как называют в народе такого человека?

Подал ручку, да подставил ножку.

Мое горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне

Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном.

Ел да устал, спал да намаялся.

Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

2. « Одинаковые слова» С одним фразеологизмом составьте предложение, чтобы стало ясным его значение.

…об… , из…вон плохо, сбыть с… ,

мастер на все…

сидеть сложа…, золотые…

Как в …канул, толочь…в ступе,

решетом …черпать, тише…ниже травы,

много…утекло, выйти сухим из…

…на лоб лезут, …на мокром месте,

…разбежались, выплакать все…,

смотреть во все…, в …рябит, как бельмо на …,

не в бровь, а в…

…нитками шито, среди…дня,

сказка про…бычка,

черным по…написано

3. « С ног до головы»

Вы писать из текста фразеологические обороты:


  • Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он

( с левой ноги встал что ли? ) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет.

- Да ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда, руку даю на отсечение, он сразу перестанет руки распускать.

- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы на свою голову с ним сошлись, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю , что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.


© 2010-2022