- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная викторина по творчеству А. П. Чехова, 5 класс
Литературная викторина по творчеству А. П. Чехова, 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Палагута О.Г. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературная викторина по творчеству А.П.Чехова, 5 класс.
Цели:
-
развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
-
учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
-
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
-
обогащать внутренний мир детей;
-
воспитывать любовь к животным
Антон Павлович Чехов: «Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша».
Орг. момент. Обращение к участникам игры.
Мы рады видеть вас! Приветствуем, друзья!
Ребята собрались сегодня здесь не зря.
-А знаете ли вы, кто Чехов был такой?
- Писателем он был. И с ним знаком любой.
- А знаете ли вы, какой был человек?
- Живет в сердцах людей уже второй он век.
- А знаете ли вы, о чем же он писал?
- А он писал о том, о чем он много знал:
Писал он про людей, живущих в время то.
И так, как он писал, не пишет уж никто.
Приветственную речь пора нам завершать.
А в заключение хотелось бы сказать,
Что Чехов был и есть. И будет он всегда.
А кто сегодня победит, покажет нам игра…
Учитель:
Вступительное слово
В этом году исполняется 156 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в 1860г. в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки, дети помогали отцу в лавке, по очереди сидели в лавке. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.
Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке. Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра.
Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали желающих и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.
В архиве таганрогского уездного училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: «Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные».
После гимназии Антон Чехов поступает в университет, на медицинский факультет. Чехов становится студентом и писателем. Сначала печатается в журналах и подписывается под своими работами Антоша Чехонте.
Антон Павлович действительно был врачом, он лечил бесплатно больных, раздавал лекарства, принимал участие в борьбе с эпидемией холеры.
Из Москвы Антон Павлович переселяется в деревню Мелихово.
Чехову очень нравилось жить в Мелихове. Ему нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруду, нравилась собственная комната с письменным столом, с камином, с большим окном.
Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехову особенно весело было, когда с сугроба заглядывали в них зайцы.
Весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он любил цветы, животных; его радовала близость с природой.
У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят.
Сегодня мы с вами будем работать с рассказами, которые мы изучили. Обычно у любого произведения есть прототипы.
Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю - прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.
Как вы думаете был прототип у героини рассказа «Каштанка»?
Ответы учеников: Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто - то рассказал похожую историю.
Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.
Послушаем сообщения учеников о происхождении сюжета этого произведения.
Сообщения ученика:
"Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете "Новое время"… Рассказ имел название "В ученом обществе". С измененным названием "Каштанка" рассказ вышел в 1892.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для "Каштанки". Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку".
Учитель:
Существует еще одна история создания «Каштанки»?
Сообщение ученика:
О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину.
Учитель Сейчас мы проведем литературную викторину, чтобы подытожить наши знания и разделимся на 3 команды.
«Разминка».
3 команды по очереди отвечают на вопросы ( по 4 вопроса каждой команде). Если не отвечает команда, её могут выручить болельщики; может ответить другая команда.
1.Когда и где родился Чехов?
*17 (29) января 1860 года в Таганроге.
2.Сколько было братьев и сестер у Чехова?
*Четыре родных брата и сестра: старшие братья - Александр и Николай, младшие - Иван, Михаил, сестра Мария.
3.Кто придумал псевдоним Антоша Чехонте?
*В таганрогской гимназии учитель Закона Божьего Покровский любил давать ученикам прозвища. Однажды он развернул классный журнал и произнёс: « Антоша Чехонте!» Прозвище стало псевдонимом молодого Чехова.
4.Как называется первый сборник рассказов Чехова?
*«Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А.Чехонте» (1884).
5.О каком месте писал Чехов: «Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный или подневольный...»
*Остров Сахалин.
6.Как называется имение, купленное Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, лечил крестьян и вырастил сад?
*Мелихово, неподалёку от Москвы. Чехов безвозмездно исполнял обязанности участкового врача, обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь.
7.Памятник какому историческому деятелю привез из Франции Чехов и установил в городе Таганроге?
*Петру Первому, скульптора М.М.Антокольского.
8.На занавесе какого театра изображена чайка как символ того, что только благодаря пьесе Чехова родился этот театр?
*На занавесе Московского Художественного театра.
9.Каким видом искусства увлекался с детства Антоша Чехов? *Театр
«Ассоциации». Команды по очереди озвучивают названия рассказов А.П.Чехова, которые ассоциируются с данными словами.
1.Ящерица …
«Хамелеон»
2.Дворняжка…
«Каштанка»
3.Гайка…
«Злоумышленник»
4.Рыбалка…
«Налим»
5.Зубы…
«Хирургия»
6.Цирк…
«Каштанка»
7.Соль…
«Пересолил»
8.Зонт, тёмные очки…
«Человек в футляре»
9. Селедка…
«Ваня»
«Внимательный читатель». Необходимо, прочитав строки из произведения, назвать рассказ и его главных героев.
1.«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось ещё проехать на лошадях вёрст тридцать - сорок».
*«Пересолил»
2.«...На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля...»
*«Толстый и тонкий»
3. «...- Что же ты скулишь? - продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. - Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась. Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?»
*«Каштанка»
4.«...Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны».
*«Лошадиная фамилия»
5.«...Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе, латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости...»
*«Злоумышленник»
6.«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола».
*«Смерть чиновника»
Подведение итогов, вручение грамот командам и отдельным участникам. Обмен мнениями, впечатлениями о прошедшей игре. Понравилось ли викторина? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?
Заключительное слово учителя: У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе из него не получился бы писатель. Чехов оставил по себе самую добрую память. С его помощью были построены 3 школы, которые действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле слова.
Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой - никто не слышал, чтобы он жаловался. Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости - непреходящи. Это и есть та жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку. Я желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Антон Павлович Чехов
Список литературы:
1. Э.С.Афанасьев. Гоголь - Чехов :эстетика «малых величин» .// Литература в
школе.- 2006. - №10. - с.2-8.
2.А.Г. Головочева. А.П.Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога. // Литература в
школе . - 2008. - №2. - с.7-11.
3. Гатина С. А. Литературная игра - размышление в 10 классе «Мой Чехов» - sites.google.com/site/citaemchehova/home/uroki/moj-cehov.
4. Зигоревич Г. С. "Прекрасный мир прекрасного человека": Литературная гостиная по жизни и творчеству А.П. Чехова / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - festival.1september.ru/articles/213239/
5.Козак О.Н. Литературные викторины. - СПб.: СОЮЗ,1998.
6.Кочкина О.В. Сценарий литературной игры "За семью печатями" / О.В. Кочкина // Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). - 2006,№ 8.
7.Маркина Ю.Г. О героях рассказов : Композиция по творчеству А. Чехова / Ю.Г. Маркина // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. - 2004, № 10.
8.Потанина Л.А. Литературная гостиная. Уроки Чехова. /Литература в школе.-1995,№2.
9. С. Прокурова . А.П. Чехов и Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. - №7. -
с.23-28.
10. Н.Н.Скатов. Нужен Чехов…// Литература в школе.- 2004. - №7. - с.2-5.
2 . С. Прокурова . А.П. Чехов и Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. - №7. -
с.23-28.
11. А.П. Чехов. Избранные сочинения. Вступительная статья Г. Бердникова
«Творческое наследие Чехова в современном мире».
М., 1986 г.