Смысл спора о сильной и благородной любви (по повестям А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Олеся»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зелянина Ольга Юрьевна

АГЛ г. Архангельска

Основная проблема: Смысл спора о сильной и благородной любви (по повестям А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Олеся»)

Проблемный анализ текста

(3 часа, соподчинение)

1-2 уроки

Тема: Любовь должна быть трагедией (по повести «Гранатовый браслет»)

Цель: развитие мышления учащихся; рассуждение над философской проблемой; развитие речи; развитие навыков работы с текстом; определить, в чем смысл спора, какова авторская идея.

Лучшие книги А. Куприна были «великим благословением всему: земле, водам, деревьям, небесам, запахам,.. морям, зверям и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине». И «Гранатовый браслет» - тоже. «Любовь должна быть трагедией!» - говорит генерал Аносов.

- Что хочет сказать он этой фразой?

- А как относятся к этим словам главные герои?

Обратимся к Вере. Проследим за ее состоянием души, за мыслями с первой до последней страницы повести.

- Каким термином определяется состояние души главной героини? (диалектика)

(«Ах, это - тот! - с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо».

«Показать Васе..? лучше после - теперь не только этот несчастный будет, но и я вместе с ним».

Прерывает иронию Василия Львовича: «Лучше не надо».

«Я с удовольствием расскажу», - говорит деду.

«Княгиня Вера с неприятным чувством поднялась на террасу».

«Мне почему-то стало жалко этого несчастного», - нерешительно сказала Вера.

«Вера была встревожена: - Я знаю, что этот человек убьет себя».

«С нежностью, которой она в себе не ожидала, развернула письмо».

и т.д.)

- Сумеет ли Вера быть прежней?

- Почему сама она не может отличить истинное чувство и принимает его за вульгарное и навязчивое?

- А Желтков? Представим себе, что он слышал бы слова генерала Аносова. Что ответил бы он нам сейчас? Почему?

(Следим за состоянием его души во время разговора с братом и мужем Веры:

«стоял спиной к свету и в замешательстве потирал руки»,

«худые и нервные пальцы Желткова забегали…»,

«с трудом произнес»,

«неловко кланяясь»,

«пролепетал омертвевшими губами»

И вдруг перемена:

«Желтков рассмеялся»,

«Глаза блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И было видно, что он совсем забыл о светских приличиях».

Теперь он не мелкий чиновник. Он человек, познавший великую тайну - любовь, недоступную им. Сравните первую записку и прощальное письмо - он вырос в своих чувствах. Князь смотрел с жадным вниманием).

- Для А. Куприна любовь - мистическое чувство или абсолютно земное?

- А не выражается ли это мистическое ощущение как-то конкретно?

(13 глав, 3 свечи у гроба, в 7 часов взломали дверь у Желткова;

«судьба заставила ее развернуть газету»;

гранаты - «точно кровь! - подумала с неожиданной тревогой Вера»;

пять алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов;

красная роза - последний дар;

«Губы Желткова улыбались так, будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то… тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».Смысл инверсии: будет и другая, эта - лишь часть, потому так легко прощание, ведь Вера поймет - и будет счастлива, но там, потом…)

- Какую идейную нагрузку несет красный цвет? (любовь и жертва, кровь, смерть, трагедия)

Так еще раз - образно - звучит фраза генерала.

- Так почему же Вера знала, что будет играть Женни?

В последней фразе уверенность: «Он меня простил».

- Откуда это убеждение? (оказывается, он знал ее лучше других. А теперь они вместе, теперь и она пережила боль, страдание - значит душа открылась для любви).

3 урок

Тема: «Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?»

«… жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете…» - Таков печальный приговор главному герою, даже трагедией веет.

- Какие же проблемы ставит автор повести? С какими героями связаны эти проблемы?

- Найдите в тексте самую яркую фразу, которая бы характеризовала этих персонажей.

Олеся: «Ну и что ж - полюблю! Спрашивать ни у кого не буду». Иван Тимофеевич: найти трудно.

- Почему? (слова идут от рассудка, не от души, не от сердца, это и подметила Олеся. - см. отрывок).

- Могли ли отношения Ивана Тимофеевича и Олеси сложиться иначе? Почему?

Посмотрите, на страницах повести появляется снова красный цвет. Но теперь это «…красные бусы - символ нежной, великодушной любви».

- А есть ли еще символы? (вишневая настойка, кровь, птицы)

- Олеся говорит: «Я думала, что можно уйти от судьбы». Поясните.

Две повести. Тема - любовь, сходны даже ситуации, проблемы. В обеих книгах «звучат» разные взгляды на любовь, идет спор:

существует ли сильная и благородная любовь или уже нет, измельчала? Насколько важно для любви социальное положение?

Итак, вы один из оппонентов.

- Какую сторону вы займете в этом споре?



© 2010-2022