Урок. 5класс. Наследование народных традиций в сказке В. А. Жуковского Спящая царевна

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


5 класс

Литература


Тема. Наследование народных традиций в сказке В. А. Жуковского « Спящая царевна».

Цель. Детально ознакомиться с содержанием сказки, деталями композиции,

рассмотреть систему образов и их роль в раскрытии главной идеи, развивать навыки выразительного чтения, самостоятельного суждения, анализа эпизодов, научить делать выводы из прочитанного, сопоставлять и сравнивать произведения методом компаративного анализа, формировать читательский вкус, воспитывать нравственность на примере сказки.

Ход урока

1. На доске высказывания:

1) « … - воспитатель и педагог , ему душа детская известна более всех нас.» - А. С. Пушкин.

2) « Спящая царевна изящна и хороша». Н. В. Гоголь.

1. Проверка д.з. - озвучить презентацию биографии Жуковского.

2. Почему эпиграфом взяты слова именно Пушкина и Гоголя?

( между Пушкиным и Жуковским состоялся спор, кто лучше напишет сказку в народном стиле, а Гоголь был свидетелем и наблюдателем этого соревнования. Удалось ли Жуковскому справиться с задачей? исходим из высказываний.)

3. Работа по теме урока.

1) Повторение теории литературы.

Сказка - это рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.

Народная сказка ( живет, пока передается из уст в уста).

2) Тема, цель, мотивация. Запись:

- число, классная работа;

- тема;

- цель: (дети формулируют самостоятельно) найти сходные и различные черты литературной и народной сказки , что у них общего и что различного.

- мотив: а зачем мы читали сказку? чему она нас учат? нужно ли вообще читать сказки?

3) Беседа по тексту сказки.

- Чем отличается литературная сказка от народной?

-Как ее еще называют? ( авторская) - К какому виду можно отнести сказку Жуковского? Почему?

- наличие чуда;

- столкновение с волшебной силой;

- существование запрета;

- волшебные персонажи;

- волшебные предметы;

- Вы прочитали сказку . Понравилась ли она вам. Почему?

- Кто главный герой? А есть ли второстепенные?

- Почему на пир не пригласили 12 колдуний?

- Что дарили 10 колдуний девочке?

- Что подарила 12 колдунья?

- Можно ли сказать, что 11 колдунья спасла принцессу? Как именно?

- Кто спас принцессу?

- Расскажите о Матвее, царевне, царском сыне.

- Похожи ли эти герои на народных? Чем? ( т.е они типичны)

- Как заканчивается сказка?

- Каково построение сказки?

-Из каких частей состоит сказка? (зачин, развитие действия, концовка)

- Какова главная мысль?

Физ. разминка

4) Составляем сравнительные характеристики сказок

Общее Различное

1) Идея - добро побеждает зло. 1) Стихотворная речь.

2) Типичные герои. 2) Есть автор.

3) Построение. 3) Авторская

повествовательная

манера

повествовательная

манера.

4) Волшебные, заколдованные предметы.

5) Устойчивые выражения.

5. Проверка домашнего задания - рисунки, выразительное чтение эпизодов ( 2-3)

4. Домашнее задание - выучить отрывок наизусть.

5. Итоги урока:

1) дети находят поставленную в начале урока цель.

2) итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились , что хотя писатель и опирается на народную сказку, он все- таки создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает ее стихотворная речь , свой ритм и рифма (повествовательная манера автора).

4. Рефлексия.

А. С. Пушкин говорил:

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- А какой урок вы извлекли из сказки « Спящая царевна»?

5. Оценивание.










© 2010-2022