- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку
Урок по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Виссарионова О.Л. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Прямая речь и диалог - способы передачи чужой речи
Цель: иметь представление о способах передачи чужой речи (прямой речи и диалоге), знаках препинания при них, о функциях в речи ПР и Диалога.
Уметь видеть ПР и диалог, расставлять знаки препинания, делать характеристику героев на основе их речи.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Цель
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение новой темы, а какая это тема, мы запишем позже.
-
Самостоятельная деятельность учащихся в группах. 4 группы. Исследование текстов с ПР и диалогом.
-
Результаты, полученные группами.
Учитель: Читаем вместе первый текст и отвечаем на вопросы.
- О чем он? Какова его тема?
- Какова основная мысль текста? Сформулируйте ее кратко.
- Каков стиль текста?
Выступление групп. Записываем краткие выводы на доску.
1 группа:
Речь героев - прямо, т е дословно. Есть автор, который указывает на говорящего и использует специальные слова.
2 группа:
В кавычки заключена речь героев, переданная дословно.
Схемы: А: «П». «П», - а.
- Каковы предложения ПР по цели высказывания? (повеств.) Каким знаком мы заменили точку?
- Могут ли это быть побудительные или вопросительные предложения? Что в таком случае мы поставим вместо точки/запятой? Отразите на схеме.
3 группа:
Диалог, реплики, которые пишутся с большой буквы и с новой строки, слова автора используются, чтобы указать на говорящего. Знаки как при прямой речи.
4 группа:
Общее: речь героев передана дословно, прямо, цель - придать достоверность происходящему, охарактеризовать героев.
Различное: оформление на письме.
-
Обобщение наблюдений.
Учитель: поведем итоги.
- Кто попробует?
Мы предполагаем, что диалог и ПР - это способы передачи чужой речи. Цель использования Д и ПР одна и та же. Но оформление на письме различное: при ПР мы ставим кавычки, ПР пишем с большой буквы, в зависимости от места слов автора ставим тире или двоеточие, в Д каждая реплика пишется с большой буквы и новой строки, перед репликой - тире.
Следовательно, мы можем записать тему урока - «ПР и Диалог - способы передачи чужой речи»
Но все это наши предположения.
- Как мы можем их проверить? (понаблюдать, прочитать теорию в учебнике)
- Где мы можем взять материал для наблюдения? Не забывайте, что стиль текста художественный, а ПР и Д автор использует для характеристики героев. (учебник литературы)
Задание: В учебнике литературы найдите примеры употребления ПР и Д.
Сделайте вывод, основываясь на своих наблюдениях, о правильности нашей гипотезы и о роли ПР и Д в художественном тексте.
-
Определение целей для детей.
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (узнать новое о ПР и Д)
- Добились ли мы поставленной задачи? (да)
- Где, кроме русского языка, нам пригодятся сведения о ПР и Д? (на литературе)
- А в жизни нужны нам сведения о диалоге? Когда, в каких ситуациях мы используем Д и ПР? (чтобы заговорить с человеком, передать в разговоре с другим речь 3 человека, при общении)
7. Задание в парах.
Составьте, запишите и разыграйте диалоги: 1 ряд - разговор с другом, 2 ряд - разговор с библиотекарем, 3 ряд - телефонный звонок заболевшей подруге, другу.
Помните о знаках!!! И графическом оформлении диалога!!
Проверка задания.
- Какие вежливые слова мы использовали в диалогах? Зачем?
8. ДЗ: 1. Параграф учебника, учить;
2. Записать наш диалог как текст с прямой речью;
3. Выписать в тетрадь с теорией определение ПР и Д, схемы со знаками.
9. Итоги: расскажите друг другу, что нового вы сегодня узнали на уроке.
Текст №1
Семь дочек
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала: "Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу". "Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды",- проговорила вторая. "Родная, я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке", - сказала третья дочь. "Мне было без тебя, как пчелке без цветка", - щебетала четвертая. "Ты снилась мне, как розе снится капля росы", - промолвила пятая. "Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья", - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды - помыть ноги.
Текст №2
Семь дочек
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала:
- Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды,- проговорила вторая.
- Родная, я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.
- Мне было без тебя, как пчелке без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды - помыть ноги.
Группа 1
Задания по тексту 1
-
Исследуйте текст, ответьте на вопросы, сделайте выводы.
-
Кто герои притчи? Каким способом передана речь героев (прямо или косвенно)?
-
Как проявляет себя автор? Назовите его слова. Какие еще слова могут быть использованы автором?
-
Как вы можете назвать такой способ передачи чужой речи?
-
Почему автор прибегает к такому способу передачи речи героев? Что это дает?
Группа 2
Задания по тексту 1
-
Исследуйте текст, ответьте на вопросы, сделайте выводы.
-
Почему так много кавычек в тексте? Когда они используются?
-
Чьи слова написаны без кавычек?
-
Обозначьте слова автора буквой А, а речь героев - буквой П. Составьте схемы предложений с кавычками, используя наши обозначения (А и П).
-
Сделайте вывод о знаках препинания в предложениях с прямой речью.
Группа 3
Задание по тексту 2
-
Исследуйте текст, ответьте на вопросы, сделайте выводы.
-
Сколько человек участвует в разговоре? Как называется такой вид общения? Как мы можем назвать фразы героев?
-
Как автор передает их слова(прямо или косвенно)?
-
Какие слова использует автор? Как он проявляет себя?
-
Как оформлена речь героев? Сделайте вывод о знаках препинания.
Группа 4
Задание по тексту 1 и 2
-
Сколько человек участвует в разговоре? Как автор передает речь героев (прямо или косвенно)?
-
Что общего в передачи речи героев?
-
Чем отличается оформление чужой речи (проанализируйте знаки препинания, визуальный образ текстов)?
-
Для чего автор передает речь героев дословно?
-
Сделайте выводы о способах передачи чужой речи.
Ответы
Группа 1
-
Мама, 7 дочек, автор. Речь героев передана прямо, помогает понять, кто говорит, автор.
-
Автор называет того, кто говорит. Он использует слова: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала. Другие слова: говорил, крикнул, подумал и др.
-
Прямая речь.
-
Это способ дословной передачи речи героев, благодаря ему мы можем более точно представить говорящего, сделать выводы о нем, сослаться на него, т е придать достоверность.
Группа 2
-
Кавычками обозначена речь дочек. Кавычки используются в цитатах для дословной передачи речи.
-
Слова автора.
-
А: «П». «П», - а.
-
Знаки.
Группа 3
-
Мы видим 6 разговаривающих. Это диалог (полилог). Фразы героев - это реплики.
-
Прямо, дословно.
-
Автор использует слова: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала.
-
Каждая реплика с большой буквы и новой строки, перед репликой - тире. Если есть слова автора, то знаки как при прямой речи.
Группа 4
-
Мы слышим речь 6 дочек.
-
В обоих текстах речь героев передана прямо, т е дословно.
-
Кавычки, в диалоге - тире, все с новой строки.
-
Автор передает речь дословно с целью представить образы героев достоверно, с целью дать более полную характеристику героев, помочь нам представить их.
-
Это способы передачи чужой речи.