Урок-лабиринт «Имя прилагательное. Повторение и обобщение изученного»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»





Русский язык





Урок-лабиринт

«Имя прилагательное. Повторение и обобщение изученного»

6 класс






Учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

Черепанова Валентина Ивановна









Миасс, 2015

«Имя прилагательное. Повторение и обобщение изученного»

(Форма: урок-лабиринт)

Цель урока:

  • Повторить и обобщить сведения об имени прилагательном как части речи.

  • Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Проверить знания учащихся о прилагательном.

  • Повторить и обобщить изученный материал о прилагательном, подготовиться к диктанту.

Развивающие:

  • Развивать мотивацию учебной деятельности.

  • Познакомиться с древнегреческими героями.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности и умения преодолевать трудности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Место урока в теме: заключительный урок перед контрольным диктантом по теме «Имя прилагательное».

Применяемые технологии: сотрудничества, взаимообучения, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие, дебаты, проблемного обучения.

Предварительная подготовка учащихся: ребята повторяют изученный материал, отвечают на контрольные вопросы учебника, составляют свои вопросы по теме урока.

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер учителя, раздаточный материал, фишки разного цвета.

Содержание урока:

1. Организационный момент. Слово учителя:

- Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой - слайд № 1).

- А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (слайд № 2).

-Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греческого "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (слайд № 3).

-Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение "нить Ариадны" означает «путеводная нить». Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока - слова пословицы «Мир освещается солнцем, а человек - знанием!» На выходе из лабиринта нас ожидают "5" и "4" как высшая награда за знания, умения и навыки..

- Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!

- Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути!

У входа в лабиринт (слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)

- Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте.

2. Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.

Препятствие №1 "Знаю орфограммы"

Теоретическая часть: Проверяем знание теории. Учащиеся задают друг другу вопросы (до 10) на повторение по теме «Имя прилагательное». Условие: вопросы должны быть по орфографии и не могут повторяться.

Практическая часть: по цепочке ученики объясняют, какую букву в слове нужно вставить и почему (слайд № 5).

Однажды я гулял по песча..ому берегу моря. Был жаркий, но ветре..ый день. Пр..пекало солнце, и поверхность моря сверкала серебря..ыми искрами.

(Не)широкая дорожка пр..легла среди кустов с (не)яркими (желто)белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд (вечно)зеленые сосны. Иногда ветер приносил с моря мелкие водя..ые брызги. Тишину нарушало только пение маленьких (бело)грудых птичек.

( По ходу объяснения учащимися орфограмм на месте пропусков и скобок появляется правильное написание)

Препятствие№2 "Найди ошибку" (слайд № 6-7)

- Новое препятствие для вас. В определении признаков прилагательного допущена ошибка, её необходимо найти и объяснить.

Имена прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Прилагательные в простой сравнительной степени в предложении являются определениями, а прилагательные в превосходной степени - сказуемыми.

(Неверно указана синтаксическая роль прилагательных в сравнительной простой и превосходной простой степени. Прилагательные в сравнительной простой степени в предложении являются сказуемыми, а прилагательные в превосходной простой степени - определениями.)

Препятствие № 3 «Деформированный текст» (слайд № 8)

- Следующее препятствие для ищущих выход из лабиринта.

Перед вами деформированный текст.

1.Был тума..ый осе..ий вечер.

2. Мы пр..ехали через берез..вый лесоч..к и выехали на песчаный берег.

3. Я уселся на кожа..ое сидение.

4. Я задремал и пр..снулся когда мы остановились возле низкого деревя..ого домика с соломе..ой крышей.

5. К сторожке лесника подъехала (не)большая коляска.

6. Лошаденка киргиз..ой породы пот..щила нас по глин..стой узкой дороге.

- Что в нем не так? (Предложения расположены в неправильном порядке).

- Задание: восстановить деформированный текст. На выполнение задания - 10 минут.

Текст нужно записать в тетрадь в исправленном виде, ответить на вопросы, которые есть у вас в раздаточном материале.

После того, как дети составят текст, проводится пауза для глаз, во время которой закрывается шторкой установка и в течение минуты проводится гимнастика для глаз. После этого ребята выполняют задания к тексту.

Задания к тексту:

Восстановить текст, записав предложения в правильном порядке. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Найдите в тексте 2 качественных (например, низкий, небольшая ) и 2 относительных прилагательных ( например, кожаное, деревянного)

Найдите прилагательное по его морфологическим признакам:

Качественное, в полной форме, в Р.п., ед. ч., м.р. (низкого)

Устная проверка работы. Ребята зачитывают полученный текст, если он верный появляется слайд №9 с текстом.

Был тума..ый осе..ий вечер. К сторожке лесника подъехала (не)большая коляска. Я уселся на кожа..ое сидение. Лошаденка киргиз..ой породы пот..щила нас по глин..стой узкой дороге. Мы пр..ехали через берез..вый лесоч..к и выехали на песчаный берег. Я задремал и пр..снулся когда мы остановились возле низкого деревя..ого домика с соломе..ой крышей.

- Заслушаем ответы на дополнительные вопросы к этому тексту.

( Учащиеся комментируют орфограммы, отвечают на вопросы к тексту)

Препятствие № 4 «Третий лишний» (слайд 10)

- Найдите «лишнее» слово, объясните выбор.

1)Ярче, свободней, сложнейший.

2) Тума…ый, ю…ый, стекля…ый.

3) Француз..ий, узбек..ий, киргиз..ий.

4) Парч..вый, свинц..вый, медвеж..нок

(Учащиеся называют «лишнее» прилагательное, поясняя свой ответ.)

Проводится гимнастика для глаз.

-Легко войти в лабиринт, он зовёт своей таинственностью, но выйти из него сложно. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Имя прилагательное»

Препятствие №5 Итоговый тест.

Раздаточный материал с тестовыми заданиями.

1. У какого прилагательного разряд определен верно?

А) футбольный (мяч) - притяжательное;

Б) отважный (герой) - относительное;

В) белейший (снег) - качественное.

2. Найдите прилагательное в форме простой превосходной степени:

А) более темный; В) длиннее; Д) сильнейший.

Б) умнее всех; Г) самый хороший;

3. Какое прилагательное пишется через дефис?

А) (дальне)восточный; В) (древне)русский;

Б) (сельско)хозяйственный; Г) (юго)западный.

4. В каких случаях на месте пропуска пишется НН?

А) карти..ый; В) кожа..ый; Д) ледя..ой.

Б) исти..ый; Г) соломе..ый;

5. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется О?

А) кумач..вый, девч..нка, лапш..й, вещ..вой;

Б) парч..вый, деш..вый, реч..нка, тяж..лый;

В) Еж..вый, грош..вый, одеж..нка, ш..рох.

6. В каких из указанных случаев НЕ - приставка?

А) (не)настная погода; Г) (не)приятный запах;

Б) ничуть (не)интересный фильм; Д) (не)глубокий, но рыбный пруд.

В) (не)маленькая, а большая;

7. Строение какого прилагательного соответствует схеме: Урок-лабиринт «Имя прилагательное. Повторение и обобщение изученного» □?

А) карманный; Б) старинный;

В) приветливый; Г) свинцовый.

8. Укажите правильные варианты прилагательных в форме простой сравнительной степени.

А) красившее;

Б) легшее;

В) лучше;

Г) мельче.

- Предлагаю обменяться тетрадями и проверить работы друг друга. (Слайд №11)

(Ответы к тесту: 1. В; 2. Д; 3. Г; 4. А, Б, Г; 5. В; 6. Г, Д; 7.Б; 8. В, Г.)

3. Подведение итогов урока:

- Собрав, систематизировав знания о прилагательном, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Подсчитайте количество фишек. Выставляем отметки и видим: "По труду и честь"

(Слайд №12).

4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.



© 2010-2022