Инновационные формы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Эта статья поможет учителю при подготовке к ЕГЭ и станет подспорьем при консультациях, проводимых для старшеклассников. Статья расскажет об инновациях в педагогической деятельности учителя русского языка и литературы, станет необходимым этапом во всей его деятельности. Практические примеры помогут учителю яснее достучаться до разума каждого учащегося, чтобы позже, когда настанет пора экзамена, ученик смог самостоятельно анализировать то, что предлагает ему экзамен. Инновационные методы обучения ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Липовский» Озинского района Жулина В.В.

Инновационные формы подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Липовский» Озинского района Саратовской области» Жулина Вера Владимировна.

  1. «Конструирование» текста.

Мой опыт подготовки к ЕГЭ в 11 классе свидетельствует о том, что наибольшие затруднения у них вызывает написание сочинения- рассуждения. Хочу предложить свой метод подготовки учащихся к части С, проверенный на уроках. Этот метод использую в классе с разноуровневой подготовкой учащихся. Слабые ученики учатся работать над сочинением у своих товарищей.

1 этап - работа с текстом, которая включает в себя

А) чтение текста;

Б) определение темы текста, основной мысли;

В) деление текста на микротексты, определение микротем;

Г) выделение проблем, поставленных автором;

.д) комментирование одной из проблем (по выбору учащихся);

Е) высказывание собственного мнения по данной проблеме.

2 этап - подготовительный.

А)знакомство с композицией сочинения - рассуждения;

Б)знакомство с разными видами вступления;

В) методы выявления авторской позиции:

- тезис

- доказательства;

Г) приёмы обоснования своей позиции.

3 этап - практический.

Пример по тексту Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» упражнение 315 (А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова)

Делю класс на четыре группы.

1 группа пишет вступление к сочинению - рассуждение. (допускается несколько вариантов вступлений).

А) Человек выбирает жизненный путь, руководствуясь своими взглядами на жизнь. Как жить, чтобы быть счастливым? Как прожить жизнь с достоинством и получить радость? Как не ошибиться в выборе главной жизненной задачи. Об этом текст Д.С.Лихачёва.

Б) Жизненная задача. Каждый человек задумывается над тем, как жить, для чего, какие жизненные цели первостепенные. Об этом статья Д.С.Лихачёва.

В) Человек существует для того, чтобы жить, любить, мечтать. А что же в его жизни должно быть первостепенным? Как жить, чтобы быть счастливым, чтобы получать удовлетворение от общения с другими людьми, чтобы приносить людям радость? Об этом заставляет задуматься текст Д.С.Лихачёва

2 группа выявляет авторскую позицию и комментирует её.

Д.С.Лихачёв утверждает, что « главная жизненная задача должна быть обязательно шире, чем просто личностная». Что будет чувствовать человек, если он будет заботиться только о собственном благе? Он может испытать много разочарований, потому что в жизни не всегда всё складывается гладко. Кроме того, такой человек чаще всего бывает одинок, так как сосредоточен только на личных проблемах. Академик Д.С. Лихачёв уверен, что жизненная цель «должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, стране, ко всей вселенной». Хотя он не отрицает, что простые человеческие радости никому не чужды, но нужно отличать главное от второстепенного.

3 группа высказывает своё мнение по выявленной проблеме, опираясь на жизненный опыт.

Я согласен с Д.С.Лихачёвым, что каждый человек должен иметь цель в жизни, потому что жизнь бесцельная пуста. Мой жизненный опыт невелик, я счастлив, что рядом со мной есть люди, общение с которыми доставляет мне истинное удовольствие. В такое непростое время они стремятся к тому, чтобы сделать мир вокруг себя ярче, добрее. Мы, молодое поколение, должны уже сейчас задуматься о том, что мы сделаем для своего родного посёлка, чтобы он не исчез с карты Саратовской области.

4 группа высказывает своё мнение по выявленной проблеме, опираясь на читательский опыт.

Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» . Андрей Болконский испытал только разочарование, когда стремился достичь только одной цели в жизни - славы. Но полную гармонию с миром он обретает только на поле Бородина, когда ощутил единение со всеми людьми, когда он почувствовал потребность в общении, жажду жить среди людей и для людей.

Затем «конструируем» текст, обращая внимание на переходы от одной части к другой. Учащиеся могут предлагать разные варианты перехода от одной части к другой, выбираем наиболее оптимальный вариант. Коллективно формулируем вывод в сочинении- рассуждении.

Вывод. Читая «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва, мы, молодое поколение, должны задуматься над вопросом: как прожить жизнь достойно, как получить настоящую радость. Цель в жизни необходима каждому.

«Сконструированное» сочинение.

Человек существует для того, чтобы жить, любить, мечтать. А что же в его жизни должно быть первостепенным? Как жить, чтобы быть счастливым, чтобы получать удовлетворение от общения с другими людьми, чтобы приносить людям радость? Об этом заставляет задуматься текст Д.С.Лихачёва.

С.Лихачёв утверждает, что « главная жизненная задача должна быть обязательно шире, чем просто личностная». Что будет чувствовать человек, если он будет заботиться только о собственном благе? Он может испытать много разочарований, потому что в жизни не всегда всё складывается гладко. Кроме того, такой человек чаще всего бывает одинок, так как сосредоточен только на личных проблемах. Академик Д.С. Лихачёв уверен, что жизненная цель «должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, стране, ко всей вселенной». Хотя он не отрицает, что простые человеческие радости никому не чужды, но нужно отличать главное от второстепенного.

Позиция Д.С.Лихачёва мне близка и понятна. Я согласен с ним, что каждый человек должен иметь цель в жизни, потому что жизнь бесцельная пуста. Мой жизненный опыт невелик, но я счастлив, что рядом со мной есть люди, общение с которыми доставляет мне истинное удовольствие. В такое непростое время они стремятся к тому, чтобы сделать мир вокруг себя ярче, добрее. Мы, молодое поколение, должны уже сейчас задуматься о том, что мы сделаем для своего родного посёлка, чтобы он не исчез с карты Саратовской области.

Проблема поиска смысла жизни не нова в литературе. Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский испытал только разочарование, когда стремился достичь только одной цели в жизни - славы. Но полную гармонию с миром он обретает только на поле Бородина, когда ощутил единение со всеми людьми, когда он почувствовал потребность в общении, жажду жить среди людей и для людей

Человек выбирает жизненный путь, руководствуясь своими взглядами на жизнь. Как жить, чтобы быть счастливым? Как прожить жизнь с достоинством и получить радость? Как не ошибиться в выборе главной жизненной задачи.

. Читая «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва, мы, молодое поколение, должны задуматься над этим вопросом. Потому что цель в жизни необходима каждому.

Такой приём помогает учащимся хорошо усвоить композицию сочинения- рассуждения. Кроме того, слабые учащиеся могут принимать непосредственное участие в работе над сочинением, выполняя посильные задания, например, написать вступление к сочинению.



  1. Исследовательский метод при изучении орфоэпии.

Орфоэпия - одна из самых трудных тем русского языка, так как нормы произношения не регулируются правилами, а усваиваются учащимися в течение 11 лет обучения в школе. При подготовке к ЕГЭ в 11 классе предлагаю учащимся провести в течение месяца исследование по теме «Нарушение орфоэпических норм в речи окружающих».

Первый этап - изучение теоретического материала по теме «Орфоэпия» ( орфоэпия как наука, понятие о подвижном ударения, вариантном и неподвижном..

Второй этап- изучение орфоэпического словаря, знакомство с орфоэпическими нормами. На уроках провожу орфоэпические пятиминутки: раздаются карточки со словами, которые нужно правильно произнести.

Третий этап - наблюдение за речью окружающих, выявление ошибок. Были выявлены типичные ошибки.

Произносительные нормы

Ошибки в произношении слов

звонит

звонит

осталась

осталась

баловаться

баловаться

углубить

углубить

каталог

каталог

сливовый

сливовый

шофёров

шоферов

красивее

красивее

жалюзи

жалюзи

банты

банты


Такой приём работы заставил учащихся быть внимательными к своей речи и речи окружающих. Проведённое контрольное тестирование показало, что ошибок в задании А1 стало значительно меньше.



© 2010-2022