- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 8 классе «Символика с точки зрения культуры»
Конспект урока русского языка в 8 классе «Символика с точки зрения культуры»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Варданян Н.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока « Символика с точки зрения культуры»
Предмет: русский язык
Количество часов: 1
Категория обучаемых: 8 класс
Цели занятия:
А) Обучающие:
-
доказать, что символ - это память культуры;
-
показать соотношение символа с содержанием передаваемой им культурной информации;
Б) развивающие:
-
развивать разные типы мышления: логическое, образное, рефлексивное;
-
развивать память, речь учащихся, умение анализировать и обобщать;
-
обогащать кругозор учащихся знаниями о культуре народа;
В) воспитательные:
-
воспитывать любовь к родному языку как духовной ценности русского народа.
Оборудование урока:
Записи русских народных песен «Во поле береза стояла»
«На улице дождик, дождик»
Репродукции картин: И.И.Шишкин «Ручей в березовом лесу», «Вечер», «Пейзаж с гуляющими»
А.И. Куинджи «Березовая роща»
Тетради учащихся с записанными дома пословицами о хлебе.
Портреты русских поэтов А. Дельвига, П. Вяземского, С. Есенина, К. Бальмонта.
Этапы урока:
1.Организационный момент. Осмысление темы. Выяснение значений слов, заложенных в тему урока: символ, культура. Постановка цели урока.
2. Работа над словами - символами
Береза
Калина
Дождь
Радуга
Хлеб
Заяц
Ворон
Змея
Гнездо
Рука
Крест
Цветовая символика: красный, черный, белый, зеленый
3. Подведение итогов урока.
Выводы учителя.
Домашнее задание.
Развернутый конспект урока.
П. Тема нашего урока «Символика с точки зрения культуры».
Как вы понимаете значение слов, включенных в тему занятия?
Что такое символ? С символом мы встречались и на уроках русского языка , и на уроках литературы, при анализе художественных произведений.
У. Символ - это предмет или слово, условно выражающий суть какого - либо явления, понятия, идеи.
П. Приведите примеры символов из жизненного опыта.
У. Голубь - символ мира, пожатие цветных рук - символ дружбы между народами.
П. Да, среди множества потребностей человека есть одна, резко отличающая его от животных - потребность в символизации.
Интересна история символа. Этим греческим словом обозначали черепок, служивший знаком дружеских отношений. Расставшись с гостем, хозяин вручал ему половинку от разломанного черепка, а вторую его часть оставлял у себя. Через какое бы время этот гость снова ни появился в доме, его узнавали по черепку. Символ исходно - «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече). Слово заимствовано русским языком из греческого в XVIII в.
Как вы понимаете значение слова «культура»?
У. Культура - это комплексное понятие, включающее знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.
П. Сегодня мы будем говорить о символах с точки зрения культуры. Нам важно понаблюдать, как соотносятся символы с содержанием передаваемой ими культурной информации. Символ - это память культуры. Конечно, символы не существуют сами по себе, а являются продуктом человеческого сознания. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях индивидуального литературного творчества.
Послушайте небольшую литературную композицию, подготовленную вашими одноклассниками. Какому поэту принадлежат эти строки?
Какой мыслью они объединены?
У.1 Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон
У.2 Здравствуй, златое затишье
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
У.3 Зеленая прическа,
Девическая грудь
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы - ветви
Ты лунный гребешок.
У.4 Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
У.5 Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
У.6 Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
П. Итак, вы услышали прекрасные поэтические строки. Кому они принадлежат?
У. Это отрывки из стихотворений известного поэта С. А. Есенина. Их объединяет образ русской березы, так любимой поэтом.
П. А теперь послушайте фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла» (Звучит песня).
(Можно использовать запись песни, или подготовить вокальную группу девочек, исполняющих песню в хороводе).
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лей ли, лей ли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Лей ли, лей ли заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю,
Лей ли, лей ли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Лей ли, лей ли, три пруточка.
Сделаю три гудочка,
Лей ли, лей ли, три гудочка.
П. Обратите внимание, что наш класс украшают репродукции великолепных картин с изображениями берез - И. Левитана, И.И.Шишкина, А. И.Куинджи.
Почему же мы так много внимания уделяем сегодня беседе именно об этом дереве?
У. Береза - символ России, образ Родины, русское дерево, символ русской женщины.
П. Верно. А благодаря С. А. Есенину образ женственной березки вновь обрел распространение в сознании народа.
Береза - образ Родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
(П. Вяземский)
Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
(К. Бальмонт)
Может быть, ребята, вы вспомните еще названия известных вам деревьев, которые связаны с целым рядом образов и эмоций, т. е. стали символам. Почти за каждым деревом, распространенным на Руси, закрепился особый символ, поэтический смысл.
У. Калина в русской культуре это символ девушки.
П. Да. Девица красная, калина красная. Общее в этих эпитетах - огонь, свет.
Вы убеждаетесь в том, что о каком бы слове - символе мы ни говорим, мы всегда ведем речь о русской природе. Почему?
У. Русский человек всегда был близок к природе, ощущал себя ее частью. Это связано, конечно, с многовековым земледельческим укладом жизни русского народа.
П. Послушайте фрагмент из русской народной песни «На улице дождик, дождик»
А теперь предлагаем вам стихотворную строфу русского поэта А. Дельвига.
У. Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.
П. Что общего в теме этих произведений?
У. Тема грусти, печали, горькой судьбы человека.
П. Итак, дождь в русской культуре стал символом печали, слез.
Скажите, пожалуйста, какое явление в природе нам приятно наблюдать в ясный, но дождливый день?
У. Радуга.
П. Вы что-нибудь знаете о символике этого явления?
У. Нет.
П. Некоторые символы имеют мифологическую природу. Этот символ берет свое начало из библейской легенды: после всемирного потопа Бог в знак договора с людьми, что потопа больше не будет, оставил на земле радугу. Может, вы вспомните существующие в русском языке словосочетания, в которых есть прилагательное «радужный»?
У.Радужные мечты, радужное настроение, радужные надежды.
П. Эти выражения не наводят вас на мысль о том, что же в русской культуре символизирует радуга?
У. Радуга - это символ надежды, благополучия, мечты.
П. О чем говорят следующие слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», «Я есмь хлеб жизни»
У. Эти слова говорят о хлебе как о символе жизни, точнее пищи, необходимой для духовной жизни.
П. С почтением, с любовью относился русский человек к хлебу, к земле, рождавшей этот хлеб. Труд на земле был тяжелым, но в то же время радостным - можно было надеяться на хороший урожай.
Какие пословицы о хлебе вы вспомните?
У. Хлеб всему голова.
Глубже пахать - больше хлеба жевать.
Урожай не столько от росы, сколько от пота.
Май холодный - год хлебородный.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Как хлеба край, так и под елью рай.
Калач скоро приестся, а хлеб - никогда.
Покуда есть хлеб да вода - все не беда.
Хлеб - батюшка, водица - матушка.
Рожь кормит сплошь, а пшеничка по выбору.
П. Среди названных вами пословиц есть и те, которые можно изредка услышать. Но все они о добром, теплом отношении русского человека к хлебу.
Интересно, что целый ряд символов являются национально - специфическими. Скажите, символом какого человеческого качества стал заяц?
У. Заяц - символ трусости.
П. А ворон?
У. Ворон - вещая птица, которая подлетая к жилью, приносит несчастья/
П. Китайцы же в изображении луны вписывают жабу и зайца - символы бессмертия, а в солнце - ворона как символ сыновней почтительности.
Обратимся вновь к символам русской культуры. На доске вы видите слова, которые запишете в тетрадь, а рядом слово - символ. Попробуйте объяснить, почему этот предмет награждается таким смыслом.
(Учащиеся выполняют работу)
Рука - власть (держать - одна из функций руки)
Змея - злость (жало змеи жжет, ядовито)
Крест - символ жертвенности, страдания (Христос нес непосильный крест, страдал)
Гнездо - символ семейства, дома (птица вьет гнездо, кормит птенцов, в этом смысл ее существования, знаний, для человека главным должны быть семья, дом).
П. Окружающий нас мир многоцветен и красочен. Это и понятно: человеческий глаз различает около 150 цветовых тонов. Каких только нет названий - лимонный, маренго, ультрамарин.
Большинство современных наименований цветов появилось не так давно, начиная с XVII в.
Встречали ли вы в произведениях фольклора какие - то необычные названия цветов, трудные для нашего понимания?
У. Нет.
П. Почему же? Неужели в древности люди не замечали цвета? Замечали, конечно. У них глаза были тоже чутки к нему, и мир вокруг них был не бледнее нашего. Просто воспринимали мир они иначе.
Какие цвета встречаем мы в фольклорных произведениях?
У. Красный, белый, черный, зеленый, золотой, синий.
П. Верно, но красна девица, зелен луг, сине море, белый день - это не описание внешнего облика. Каждый цвет в фольклоре - символ.
Что вы можете сказать о красном цвете?
У. (Сообщение подготовлено заранее)
Словари определяют его как «цвет крови», «яркий, пламенный». Кровь - жизнь. Это основное символическое значение красного цвета. А отсюда красный - это любовь, радость, активность, энергия, здоровье, сила. Поэтому он связан с солнцем, дарующим жизнь вселенной:
Солнышко - ведрышко!
Загляни в окошечко!
Твои детки плачут,
Под окошком скачут!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
(обрядовая песня)
Не случайно красный цвет преобладал в свадебной символике: красна девица вышивала красными нитками полотенце, его концы украшали кусочками кумача, красными кружевами. Это должно было стать залогом здоровья, полнокровной жизни, любви в семье.
У многих народов красный цвет как особо священный был цветом верховной власти. Такое одеяние носили жрецы, императоры, цари, древнерусские князья.
Красный - цвет положительный, цвет жизни. Но он же одновременно и кровавый цвет - знак агрессии, ярости, угрозы для жизни. Рисуя пожар, фольклор обязательно использует красную краску.
В древнерусском языке «красный» не означало цвета. Красный - прекрасный, красивый, приятный, разукрашенный, парадный, почетный. Диалектное слово «краска» - кровь.
П. Вы узнали много интересного о красном цвете.
Какие словосочетания, пословицы, поговорки вы знаете с использованием слова «красный» в этих значениях?
У. Красная площадь, красная девица, красный угол, красный день, красная строка, красные ворота. Не красна изба углами, а красна пирогами.
П. Белый и черный, светлый и темный в фольклоре неразрывно связаны друг с другом. Цвета эти контрастны, и их символическое значение противоположно.
Какие это значения?
У. Белый - это свет. Свет дня, свет солнца. Белый - признак положительности. Мир живых - белый свет
Черный - полное отсутствие света, тьма. Мир мертвых, мрачное царство вечной черноты, темноты.
П. Даже существуют народные приметы:
«Черная и пестрая корова впереди стада - к ненастью…»
«Вороной да серый кони мужику не ко двору»
Известная битва света и тьмы выступает в фольклоре как борьба белого и черного.
Отгадайте загадку:
Черная корова
Весь мир поборола,
А белая подняла.
У. Это загадка о дне и ночи.
П. Не менее интересна символика зеленого цвета.
У. (Сообщение, подготовленное заранее)
В древности желтый и зеленый цвета различались нечетко, смешивались. Это когда-то был один корень: зел-еный, жел-тый. Он обозначал желто-зеленый, золотисто-желтый цвета и был связан с растениями, ростом, весенним возрождением природы.
Радуя и удивляя из-под земли (нижнего мира) появляются ростки молодой травы. Вполне логично было соединить их цвет с жизненной неопытностью («молодо-зелено»), юностью, надеждой.
Эта связь детства, юности, роста с нижним миром мертвых ощущалась древними очень сильно. Время поминания усопших приходилось на весну. В этом был практический смысл - урожай будет большим, если помогут умершие предки. Весна - это пробуждение сил земли, возрождение мертвых.
Поэтому зеленый цвет - цвет возрождения жизни, молодой травы. Но он же - цвет мира земли, откуда эта трава пробивается, мира мертвых. Поэтому зеленый - цвет нижнего царства лягушек, ящериц, змей.
Традиционно Змея, дракона, чудище морское изображают зелеными.
П. Итак, сделайте вывод о символике зеленого цвета.
У. В древности зеленый цвет нечетко различался с желтым и был цветом весеннего возрождения природы и одновременно цветом мира мертвых.
П. Мы убедились в том, как много могут рассказать нам произведения фольклора, как много тайн хранит современный язык. Постигать эти тайны, изучать глубинную сущность языка - наша обязанность, так как для нас русский язык - это родной язык. Будем помнить слова Н. В. Гоголя: «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку».
На дом вы получите необычное задание, связанное с темой нашего урока.
-
Почитайте русские народные песни, загадки, пословицы, поговорки, найдите в них прилагательное «золотой». Цвет или символ названы этим словом?
-
Найдите в окружающей жизни «золотые» предметы. Имеют ли они символическое значение
-
Результаты своих поисков оформите в виде сообщения.