- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа
Программа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Килькова К.С. |
Дата | 14.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоуйская средняя школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ___________ /Т.В. Васильева/
____ сентября 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ______________ /Н.Н. Волох/
____ сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса "Уроки словесности"
Учитель русского языка и литературы:
Килькова Карина Сергеевна
Пояснительная записка
Элективный курс "Уроки словесности" направлен на языковое развитие, нравственно - патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, формирование у них ценностей ориентации на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества, на формирование любви и уважения к русскому языку.
Технологии, используемые в процессе обучения, ориентированы на овладение общеучебными умениями и навыками, что позволит успешно осваивать программу старшей профильной школы (решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом, выразительное чтение).
Развивающий, деятельностный характер обучения в курсе "Уроки словесности" усиливает в базовом содержании образования по русскому языку практическую направленность и процессуальный компонент.
Курс "Русский язык в реке времени" имеет серьезный научный потенциал и позволяет школьникам приобрести ключевые компетентности и опыт самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в процессе рассмотрения исторически развивающейся системы языка.
Цели элективного курса:
Повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
-
формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
-
развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
-
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
-
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
-
уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
-
уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
-
уметь найти материал по теме в литературе или в сети Интернет;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
-
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;
Оценка результатов обучения.
Текущая работа по элективному курсу оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Критерии оценок.
-
Отметка "5" ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
-
Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
-
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
-
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
-
Отметка "1" ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
-
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Дата
1.
Словарное и фразеологическое богатство русского языка
1
Беседа. Знакомство со словарями. Составление таблицы.
2
Слово как единица языка. Многозначные слова.
1
Лекция. Составление плана. Беседа. Работа с толковым словарем.
3
Использование многозначных слов в художественных произведениях
1
Работа с текстом художественного произведения.
4
Выразительность устной и письменной речи.
1
Лекция.
5
Тропы.
1
Работа с текстом.
6
Выразительность устной и письменной речи.
1
Беседа. Работа со словарём.
7
Стилистические фигуры.
1
Работа со словарём.
8
Практическое занятие.
1
Практикум. Работа с текстом.
9
Омонимы и их употребление.
1
Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов.
10
Словари омонимов
1
Анализ художественных текстов.
11
Синонимы. Использование синонимов в речи
1
Беседа. Сообщения учащихся.
12
Использование синонимов в речи
1
Работа со словарем синонимов. Практикум.
13
Антонимы. Словари антонимов
1
Работа с текстом. Доклады учащихся. Тренировочные упражнения.
14
Словари антонимов
1
Работа со словарем антонимов.
15
Паронимы.
1
Беседа. Работа со словарём
16
Употребление паронимов в художественных произведениях.
1
Анализ художественных произведений.
17
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
1
Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах..
18
Исконно русские и иноязычные слова
1
Работа с этимологическим словарем. Тренировочные упражнения.
19
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
1
Сообщение учителя и учащегося.Исследовательская работа учащихся.
20
Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях
1
Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем
21
Устаревшие слова и неологизмы.
1
Лекция с элементами беседы.
22
Активная и пассивная лексика русского литературного языка.
1
Работа с учебным пособием.
23
Употребление устаревших слов в художественных произведениях
1
Практическая работа с текстом художественного произведения. Беседа. Работа со словарем.
24
Заимствованные слова.
1
Беседа. Работа с текстом.
25
Стили речи.
1
Лекция. Работа со словарями.
26
Стилистически окрашенная лексика.
1
Лекция. Работа с таблицей.
27
Стили речи.
1
Беседа. Практическая работа.
28
Практическое занятие.
1
Практическая работа.
29
Фразеологизмы.
1
Беседа. Работа с текстом. Практические упражнения.
30
Признаки фразеологизмов
1
Работа с фразеологическим словарем.
31
Системность фразеологизма русского языка
1
Практикум. Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.
32
Употребление фразеологизмов в речи
1
Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. Сочинение-миниатюра.
33
Происхождение фразеологизмов русского языка
1
Лекция. Работа с учебным пособием. Практикум.
34
Употребление фразеологизмов в художественных текстах
1
Анализ художественных текстов.
35
Итоговая конференция (обобщение и систематизация изученного).
1
Доклады и рефераты учащихся.