Конспект урока по русскому языку

Урок русского языка по теме  «Наречие как часть речи» является первым в системе уроков по разделу «Наречие». Урок направлен на  формирование коммуникативных, учебно-познавательных и  информационных компетенций учащихся, их способностей и обогащению  словарного запаса. Цельданного урока: изучить наречие как часть речи.Задачи. Образовательная: сформировать знания  учащихся о наречиях  и их роли  в  речи. Развивающая: формировать  умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их;  об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект урока

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2009 г.

Название раздела, темы: Морфология. Наречие.

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Цель: создать условия для изучения и закрепления у обучающихся общего представления о степенях сравнения у наречий

Планируемые результаты:

предметные: изучение и закрепление знаний о степенях сравнения наречия, морфологических признаках и синтаксической роли наречий; закрепление умения находить и использовать наречия в сравнительной и превосходной степенях в тексте; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи наречий сравнительной и превосходной степеней; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: учебник, карты с модулями и листами учета контроля для каждого обучающегося.

Литература:

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: 7 класс: русский язык: пособие для учащихся - М: Просвещение, 2006

  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)

  3. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 1997

Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт фестиваля педагогических идей (festival.1september.ru)

  2. Русский урок (rusurok.ru/index.php)

  3. Сообщество взаимопомощи учителей (pedsovet.su)



Ход урока.



Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Звонко прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Начинать урок пора!

Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку по модулю.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебная ситуация

«Директор фирмы выбирает работников»

-Каким должен быть работник?

-Кроме своих профессиональных качеств работник должен быть коммуникативным. Что это значит?

- Профессиональный работник должен налаживать контакт с клиентами, партнёрами, а для этого нужно знать все прелести русского языка, чтобы им владеть в совершенстве.

Вывод о том, что работник должен быть грамотным,

надо знать русский язык

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(постановка проблемы)

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определение темы

- Откройте тетради, запишите дату, оставив место для темы урока.

Запишите словосочетания: Дерево выше, ученик прилежнее, рисунок более привлекательный, выполнить хуже,

менее способный ученик, рассказ самый интересный, снега синей, река шире, величайшие озёра.

- Скажите, по какой схеме построены словосочетания?

- А в каких формах представлены прилагательные?

-Как узнали эти формы?

-Выделите суффиксы.










-Вспомните степени сравнения имён прилагательных


-Приведите примеры из записанных словосочетаний всех степеней сравнения прилагательных.

- А все ли словосочетания соответствуют схеме, которую вы указали (сущ.+прилаг.)?


-Но почему в одном ряду я решила поставить и это словосочетание со всеми остальными, значит есть что-то схожее?

- Значит, о чём мы будем с вами сегодня говорить, определите тему урока.

- Верно, тема нашего урока: «Степени сравнения наречий» (фиксирует на доске).

Работа с текстом

Прочитайте текст

С каждым днём синеет мягче

Даль оттаявших полей,

Солнце в небе светит выше,

Воздух легче и теплей.

И.Бунин

Беседа: Какие слова характеризуют действие?

(мягче, выше)

-Как образованы данные наречия? (с помощью суффикса)


Записывают в тетрадь.



Сущ.+прилаг.

Сравнительной и превосходной.

-По суффиксам и словам, которые помогают образовать составную форму сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных.

-Сравнительная, превосходная


-Все (житейское представление)

-Не все словосочетание выполнена хуже

- гл+наречие

(проблемная ситуация)

-Есть - суффикс -е-, который образует простую сравнительную степень сравнения.

Определяют тему, записывают в тетрадь





Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Легко ли вы справились с заданием?

Почему?

-Какие основные задачи урока стоят перед нами?

-Ребята, а какой вопрос для нас сегодня будет актуальным?

-Верно, важно не только знать, как образуются, но и зачем нужны наречия в нашей жизни?

Формулируют задачи:

-Как образуются степени сравнения наречий? (предметный)

- Для чего нужно изучать степени сравнения наречий? (метапредметн.)

-Закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.

Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Мы уже заметили, что морфемы, с помощью которых образуются степени сравнения наречий схожи с теми, с помощью которых образуются степени сравнения прилагательных. Наверно и названия тоже одинаковы. Давайте обратимся к картинке, на которой весёлые морячок и капитан, плывут по реке и каждый на своем судне, которые имеют названия: превосходная степень и сравнительная степень.

Конспект урока по русскому языку

-Какие формы имеют?

-Посмотрите, герои рисунка держат в руках воздушные шарики, а может вас что-то удивило?

Организация самостоятельной работы, инструктаж

Сейчас вам предстоит выполнить следующую работу: соотнести материал учебника с данным рисунком и дополнить рисунок, если это необходимо.

-Что вы заметили?


-Давайте ещё раз проговорим способы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения. (проговаривание алгоритма по таблице)

Организация практической работы с последующей взаимопроверкой

- Образуйте от данных слов все возможные формы степеней сравнения наречия.



- Организация практической работы с последующей взаимопроверкой

-Каждая из частей речи нужна нам для того, чтобы мы могли посредством ее общаться, и, конечно, важно умело использовать и наречие в форме сравнительной и превосходной степени сравнения в тексте. Теперь вам предстоит поработать с текстом А.М. Пешковского, выдающегося языковеда (знакомство с портретом А.М. Пешковского)

- Выпишите из текста все словосочетания, в которые входят наречия в сравнительной и превосходной степеней сравнения.

- В тексте вам встретилось одно и то же слово СИЛЬНЕЙ, к какой части речи оно относится?



-То есть, необходимо ещё и отличать наречие от прилагательного, а поможет нам в этом - ВОПРОС.

Организация практической работы в парах.

- Перед вами словосочетания, ваша задача указать, где наречия, а где прилагательные. С любыми из пар составьте и запишите предложения.

- А теперь вернёмся к нашему вопросу: Для чего необходимо изучать степени сравнения наречий?

-Верно. Но случилась с Антоном вот что:

Когда Антон гостил летом у бабушки, он написал другу, что отдыхает в деревне "более веселее", чем в городе.

-Правильно ли использовал Антон степень сравнения наречия "более веселее"? Аргументируйте свою точку зрения.

- Верно. Давайте дадим ответ на главный вопрос: « Для чего нужно изучать степени сравнения наречий?»







- Простую и составную


Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий, самооценка)

Модуль №2

-У наречия не образуется форма составной превосходной степени.


Самостоятельная работа обучающихся с последующей взаимопроверкой (ключ находится на доске) (выполнение заданий, самооценка)

Модуль №3

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий, самооценка)

Модуль №4




-В словосочетании ИЗ НИХ СИЛЬНЕЙ - прилагательное, ЗАДУЛ СИЛЬНЕЙ - наречие, т.к., относится к глаголу и отвечает на вопрос КАК?


Работа обучающихся в парах (выполнение заданий, самооценка)

Модуль №5

-Чтобы уметь правильно использовать их в речи.


-Нет, т.к употребление одновременно двух форм сравнения недопустимо.

- для того, чтобы использовать наречия в речи, что делает речь более выразительной, красивой, точной и главное - правильно в речи использовать наречие в степени сравнения.

Самоконтроль

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Инструктаж

Самостоятельно по модулю №7


Рефлексия

(рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (

коммуникативные:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание



























модуля

Содержание урока

Рекомендации учителя

Поле самооценки

1

Здравствуй, дорогой друг!

Сегодня ты будешь сам формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будь внимателен, честен и справедлив в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи тебе!

Задание: проверь, всё ли ты приготовил для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку). Контроль: самоконтроль.

Настройся на серьёзную работу, внимательно читай задания и выполняй их по определённому алгоритму.

Помни о времени!

1 минута

2

Задание: найди в учебнике тему «Степени сравнения наречия» (с.100-101) и прочитай материал.

Соотнеси изображение на рисунке с теоретическим материалом в учебнике предложенный материал.

-Все ли на рисунке представлены сведения?

- Чего не хватает на рисунке? Дополни.

Контроль: Самопроверка

В случае затруднения обратись к учебнику, справочнику.

5 минут.

За каждый правильный ответ 1 балл

3.

ГРОМКО

ПРЕКРАСНО

ХОЛОДНО

ЗВОНКО

КРАСИВО

ПЛАВНО

Задание:

-Образуй от наречий все возможные степени сравнения

Контроль: Взаимопроверка.

Обменяйся с соседом по парте работами и проверь работу, сверив с ключом.

5 минут

5-если справился со всеми заданиями без подсказок

4-справился, но 1-2 раза ошибся

3- ошибался 3 раза, но все-таки справился

2-не справился

4

Цель: научиться находить наречия в сравнительной и превосходной степени в тексте, уметь определять их.

Задание:

  1. Прочитай текст.

  2. Найди наречия в сравнительной и превосходной степени, выделите с помощью чего образованы степени сравнения, выпиши словосочетания, в которые входят наречия.

  3. Обозначь в них главное слово и зависимое.

Ветер и Солнце.

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто застав..т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав..рнулся в свой плащ. Ветер задул ещё сильней, порывестее. Задр..жал путник от холода и укутался ещё пл..тнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу пок..зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхн.. ю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра..делся совсем и выкупался в реке.

(А. М. Пешковский)

Контроль: Самоконтроль

Работай в тетради. Пиши красиво.

3 минуты.

2 балла - все словосочетания 1 ошибка - 1 балл

5

Работа в парах

Цель: научиться отличать прилагательные от наречий в простой сравнительной степени.

Задание. Поставьте букву п - над прилагательными, букву н - над наречием.

Составьте предложение с любыми парами словосочетаний.

Замесить гуще, каша была гуще; копать глубже, озеро стало глубже; идти увереннее, голос стал увереннее; прикасаться осторожнее, шаги стали осторожнее; раздаётся реже, лес стал реже; движемся медленнее, движения стали медленнее.

Контроль: самоконтроль.

Работайте строго по алгоритму.

5 минут.

  1. Поставь себе за каждое правильно записанное словосочетание 1 балл.

  2. За составленное предложение - 2 балла Посчитай общую сумму и запиши

Выс. балл - 8.

6

Цель: проверить, как учащиеся усвоили тему «Наречие».

1. Задание. Выполните синтаксический разбор предложения.

Дримбул латко крипетил горселёнка.

2.Отгадай задки. Что это за части речи?

а)Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

б)Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

3.Задание. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.

Поговорим с глазу на глаз________________; бежал сломя голову _______________; жили душа в душу ___________________; разбили в пух и прах _______________; всё делает шиворот навыворот ____________; жили бок о бок__________________; работал не покладая рук___________________.

К этому модулю можно приступить, если ты справился с заданиями быстрее всех, или дома, если хочешь повысить оценку.

10 минут

За каждое правильно выполненное задание 5 баллов

7

1. Заполни таблицу и посчитай количество баллов, которые ты получил за урок.

2. Запиши домашнее задание в дневник.

1 минута

Итог______________

"5" - 21-16 баллов

"4" - 14-13 баллов

"3" -12-10 баллов

8

Цель: усвоить алгоритм выполнения домашнего задания.

Задание:

1) повтори теоретические сведения о наречии;

2) выполни упр.214 или задания модуля №6.

Контроль: индивидуальный на следующем уроке.



© 2010-2022