Урок по литературе для 11 класса

При изучении творчества А.А. Ахматовой мною была выбрана технология французских мастерских. Эта технология предполагает обучающимся самостоятельно добывать знания. Те маленькие открытия, которые делают ученики, помогают поверить в собственные творческие возможности, ощутить потребность в сотворчестве с одноклассниками. Особенность этого совместного творческого труда - коллективный поиск новой информации.Кроме того, очень важна в мастерской работа со словом, а значит, это хороший способ развивать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конспект по литературы в 11 классе

разработан учителем русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Невинномысска Федуловой Людмилой Георгиевной

Тема: «Мне дали имя при крещенье Анна…»

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 Федулова Людмила Георгиевна

Проблема: При каких условиях состоялась как человек и поэт Анна Ахматова?

Цели урока:

1. Помочь ученикам перейти от уровня эмоционального настроя через индуктор, индивидуальное создание гипотезы, построение элементов группой, афиширование к углублению в проблему (содержательная цель).

2. Продолжать обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель).

3. Способствовать развитию литературных способностей ребёнка: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образному обобщению словесных образов (развивающая).

4. Продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст (обучающая и развивающая цель).

5. Расширять культурный кругозор ребёнка (развивающая).

6. Учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей (обучающая).

Оборудование: медиапроектор, экран, тексты анализируемых стихотворений, Толковый словарь, печатный раздаточный материал.

Ход урока:

Имя «Анна» библейского происхождения и означает «благодать». «Благодать - 1.наитие свыше, любовь, милость, благодеяние, благотворение; 2.порода урожайной, многоколосой пшеницы», - такое определение дает словарь В.И. Даля.

1.2. Говорят, что характер человека соответствует его имени. Какой вы представляете Анну Ахматову, исходя из этимологии ее имени? (индивидуальная работа).

2.1. Настоящая фамилия Анны Ахматовой - Горенко - с ударением на первом слоге, от слова «горе».

2.2. Какой вы представляете судьбу Анны Ахматовой?

3.1. Рассмотрите рисунок художника, графика Юрия Павловича Анненкова (рис. 1921г.) «Анна Ахматова».

Урок по литературе для 11 класса

Ю. П. Анненков. «Анна Ахматова»...
«Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы!
Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один - пером, другой - в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем...
Об этом рисунке Евг. Замятин писал: «Портрет Ахматовой - или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них - как облака - легкие, тяжелые тени по лицу, и в них - столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ - и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне»

3.2. Что вы можете сказать об А. Ахматовой по рисунку? (Рисунок проецируется на доске)

3.3. Прочитайте воспоминания Ю. Анненкова из книги «Дневник моих встреч».

Ю. Анненков

Из книги « Дневник моих встреч»

« Я встретился впервые с Анной Андреевной в Петербурге в подвале « Бродячей собаки» в конце 1913 или в начале 1914 года. Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавца, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, каким располагала Ахматова. Пожалуй, - Владимир Маяковский. Но если чтение Ахматовой, полное затушеванной напевности ее тихого голоса, было чтением « под сурдинку», Маяковский скандировал свои поэмы «во весь голос».

… Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже - когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символами поэзии.

… Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921 году два портретных наброска: один - пером, другой - в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о ком-нибудь ни о чем. Непосредственность, простота, порой - застенчивая шутливость ( с грубой улыбкой) и полное отсутствие претенциозности всегда удивляли меня при встречах и беседах с ней.

4.1. Что вы узнали об Анне Ахматовой?

4.2. Что еще вы хотели бы узнать о ней?

4.3. Учащиеся получают материалы - воспоминания современников об Анне Ахматовой.

Затем, поработав с воспоминаниями, делают выводы, записав в тетради. Зачитывают, остальные записывают себе в тетради то, что новое узнали.

Корней Чуковский

Из воспоминаний

В характере Ахматовой было немало разнообразнейших качеств, не вмещающихся в ту или иную упрощенную схему. Ее богатая, многосложная личность изобиловала такими чертами, которые редко совмещаются в одном человеке.

Порою, особенно в гостях, среди чужих, она держала себя с нарочитою чопорностью, как светская дама высокого тона, и тогда в ней чувствовался тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербургские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским Селом. Такой же, кстати сказать, отпечаток я всегда чувствовал в голосе, манерах и жестах наиболее типичного из царскоселов Иннокентия Анненского. Приметы этой редкостной породы людей: повышенная восприимчивость к музыке, поэзии и живописи, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшлифованной речи, чрезмерная (слегка холодноватая) учтивость в обращении с посторонними людьми, полное отсутствие запальчивых, резких, необузданных жестов, свойственных вульгарной развязанности.

В.С. Срезневская

Дафнис и Хлоя.

… Совсем маленькой девочкой она писала стихи. И отец в шутку называл ее поэтом. Непокорная и чересчур свободолюбивая, она в семье была очень любима, но не пользовалась большим доверием. Все считали, что она может наделать много хлопот: уйти на долгое время из дома, не сказав никому ни слова, или уплыть далеко-далеко в море, где уже и татарчата не догонят ее, вскарабкаться на крышу - поговорить с луной, - словом, огорчить прелестную синеглазую маму и добродушную и веселую фрейлин Монику. Вот мое первое впечатление от высокой, слишком тоненькой стриженной девочки…

Мне кажется, что Аня в семье пользовалась большой свободой. Она не признавала никакого насилия над собой - ни в физическом, ни, тем более, в психологическом плане.

В.С. Срезневская

Дафнис и Хлоя.

С Колей Гумилевым, тогда еще гимназистом седьмого класса, Аня познакомилась в 1903 году, в сочельник…. Около Гостиного двора мы встретились с «мальчиками Гумилевыми»: Митей, старшим - он учился в морском кадетском корпусе, - и с братом его Колей - гимназистом императорской Николаевской гимназии.…Встретив их на улице, мы дальше пошли уже вместе, я с Митей, Аня и Колей…. Аня ничуть не была заинтересована этой встречей …. Но, очевидно, не так отнесся Николай Степанович к этой встрече. Часто, возвращаясь из гимназии, я видела, как он шагает вдали в ожидании появления Ани…. Ане он не нравился. Но уже тогда Коля не любил отступать перед неудачами. Он не был красив, - в этот ранний период он был несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным в себе внутри. Он много читал, любил французских символистов…. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, - я бы сказала, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Так, блондин, каких на севере у нас можно часто встретить…

Аня никогда не писала о любви к Гумилеву, но часто упоминала об его настойчивой привязанности, о неоднократных предложениях брака и своих легкомысленных отказах и равнодушии к этим проектам.… И вдруг, в одно прекрасное утро, я получила извещение об их свадьбе.

М.А. Зенкевич

У камина с Ахматовой.

К людям она относилась благожелательно и старалась выделить и подчеркнуть в них то, что признавала хорошим и ценным. Нередко от нее можно было услышать такие определения: замечательный ученый, знаменитый художник, неслыханный успех, дивные стихи (слово «дивный» она особенно любила). Подобные этим оценки были рассеянны и в ее лирике («мой знаменитый современник», « белокурое чудо» и др.). Это изначальное желание Ахматовой видеть в людях, прежде всего хорошее, их «актив», если не ошибаюсь, первым в литературе отметил в статье о ней как о поэте ее близкий друг Николай Владимирович Недоброво….

Ахматова бесспорно владела даром дружбы: когда она хотела встретиться с кем - нибудь, она этого не скрывала. У нее начисто отсутствовало то ложное самолюбие, которое нередко мешает делать первые шаги, чтобы повидаться со своими друзьями и приятелями. Почувствовав такое желание, она сама звонила, не ожидая инициативы со стороны ее знакомых. Она поддерживала долгие и прочные дружеские связи с близкими ей людьми. И она старалась, как могла, быть им полезной… Сама бессребреница, она была щедрой. В границах своих малых возможностей, совсем будучи не филантропкой, а только по своему душевному устройству, она оказывала помощь, моральную и даже материальную, своим близким, а иногда - почти посторонним! Когда в последние годы ее обстоятельства изменились к лучшему, с какой легкостью она раздаривала деньги из своих гонораров, книги и вещи!..

В.А. Беер

Листки из далеких воспоминаний.

Киевская весна. Синие сумерки. Над площадью густо, медленно разноситься благовест. Хочется зайти в древний храм св. Софии, но я ведь принадлежу к «передовым», и в церковь ходить мне не подобает. Искушение слишком велико. Запах распускающихся листьев, золотые звезды, загорающиеся на высоком чистом небе, и эти медленные торжественные звуки - все это создает такое настроение, что хочется отойти от обыденного.

В церкви полумрак. Народу мало. Усердно кладутся земные поклоны старушки - богомолки, истово крестятся и шепчут молитвы. Налево, в темном приделе, вырисовывается знакомый профиль. Это Аня Горенко. Она стоит неподвижно, тонкая, стройная, напряженная. Взгляд сосредоточенно устремлен вперед. Она никого не видит , не слышит. Кажется, что она и не дышит. Сдерживаю свое первоначальное желание окликнуть ее. Чувствую, что ей мешать нельзя. В голове опять возникают мысли: « Какая странная Горенко. Какая она своеобразная».Я выхожу из церкви. Горенко остается и сливается со старинным храмом. Несколько раз хотела заговорить с ней о встрече в церкви. Но всегда что - то останавливало. Мне казалось, что я невольно посмотрела чужую тайну, о которой говорить не стоит. ( Весна 1907 г.)

Корней Чуковский

Из воспоминаний.

Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То было время ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности - величавость. Не спесивость, ни надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

С каждым годом она становилась все величественнее… Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у нее на лице ни одной просительской, заискивающей мелкой или жалкой улыбки…

Даже в позднейшие годы, в очереди за керосином, селедками, хлебом, даже в переполненном жестком вагоне, даже в ташкентском трамвае, даже в больничной палате, набитой десятком больных, всякий. Относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.

Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко… Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной.

Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были постоянными ее собеседниками. И она нередко брала эти книги - то одну, то другую - в дорогу. Остальные книги, побыв у нее, исчезали…

Н.Г. Чулкова

Об Анне Ахматовой

…В 1946 году меня в дневнике записано: «1946 - I/IV. В Москву ждут Ахматову. Есть слух, что она выступает третьего в Колонном зале Дома союзов, второго и шестого в Клубе писателей.

Мне рассказал очевидец, как принимали Ахматову второго апреля в Клубе писателей: « Это был настоящий триумф. Ей долго не давали начать читать стихов, такой оглушительный был гул аплодисментов». Третьего то же повторилось и в Доме союзов, а предполагавшийся вечер Ахматовой в Клубе писателей пятого апреля был неожиданно отменен.

Второго апреля Анна Ахматова была меня вечером и привезла букет нарциссов. Я ни на одном из этих ее вечеров не была.

Анна Андреевна всегда делилась со мною своим горем и скорбями и называла себя моим старым другом. Я видела ее и в расцвете славы и в постигших ее несчастьях и обидах. Она все переживала с достоинством и несла мужественно тягу горечь житейских невзгод. Редко кому выпадало такое множество перемен и испытаний в жизни, как досталось ей.

Она несколько раз соединяла свою жизнь с полюбившимся ей человеком, но это связь, иногда довольно продолжительна, обрывалась, и снова одиночество, и снова стихи, полные горечи и мужества. Должно быть, никогда не была она понятна любимым человеком до конца, а может быть, поэту и не суждено быть понятым?

Я как - то, услышав стороной. Что она опять полюбила кого-то, спросила: « Любит ли она теперь кого-нибудь?». Она сказала: « Живу я одна», делая ударение на слове «живу». Еще я однажды спросила ее: « У вас уютно?» Анна Андреевна ответила: «Я как Евгений у Пушкина, помните? Он оглушен был шумом внутренней тревоги». И при этом вспомнила одну строфу из ее стихотворения:

Ты уюта захотела,

Знаешь, где он - твой уют?

Я видела ее в старых худых башмаках и в поношенном платье, и в роскошном наряде, с драгоценной шалью на плечах (она почти всегда носила большую шаль), но в чем бы она ни была, какое горе ни терзало ее, она всегда выступала спокойной поступью и не гнулась от унижающих ее оскорблений.

Эрнест Маркин…

« Я научила женщин говорить…»

Была она очень высокая (долгая, сказал бы Бунин), горбоносая, со знаменитой челкой на глаза, очень худая в молодые годы, тучная в последние, но в весну свою, и в осень была статна, пряма, а в старости так уже просто державна. « Королевой - бродягой» назвал ее писатель Юрий Герман, и все королевское было от ее духа, потому что эта королева была не только бродягой, а нищей бродяжкой. В 1945-м году пришла к ней 17-летняя девочка - поэтесса, набралась дерзости, как воздуха перед прыжком, и бросилась в знакомство с живой легендой. «Жила Ахматова тогда - даже не скажешь: бедно. Бедность - это мало чего - то, у нее же не было ничего. В пустой комнате стояло небольшое старое бюро и железная кровать, покрытая плохим одеялом. Видно было, что кровать жесткая, одеяло холодное. Готовность любить, с которой я переступила этот порог, смешалась у меня с безумной тоской, с ощущением близости катастрофы…»

Через год, после известного ждановского постановления, Анна Ахматова была лишена продовольственных карточек, попросту обречена. Спасли друзья. Их было немного, но они были всегда. То, что ей приносили, она никогда не считала милостыней. Потому что, когда кому - то было плохо, она брала очередной портрет работы Модильяни(их было, около двадцати; остался один), продавала и спешила на помощь.

Георгий Адамович

Мои встречи с Анной Ахматовой.

… Вскоре после этого вечера я уехал в Ниццу…

Прошло , однако, около тридцати лет. Мысли о возвращении я давно оставил. Имя Ахматовой мелькало в печати все реже, слухов о не доходило мало. После войны появился глупейший и грубейший ждановский доклад, о ней и о Зощенко, - и за участь Ахматовой стало страшно. Никто ничего о ней не знал. Я был убежден, что больше никогда ее не увижу.

С наступлением « оттепели» кое-что изменилось. В газетах появились сведения о том, что Анна Андреевна собирается в Италию. На следующий год она приехала в Оксфорд, где университетскими властями была ей присуждена степень доктора honoris causa.Из Англии до Парижа недалеко - будет ли она в Париже? Можно ли будет с ней встретиться? Не зная, в каком она настроении, как относиться к эмиграции и к тем, кто связан с эмигрантской печатью, не зная того, насколько она свободна в своих действиях, я сказал себе, что не сделаю первого шага к встрече с ней, пока не уверюсь, что это не противоречит ее желанию.

… В кресле сидела полная, грузная старуха, величественная, приветливо улыбавшаяся, - и только по этой улыбке я узнал прежнюю Анну Андреевну.… Передо мной была Ахматова, только, пожалуй, более разговорчивая, чем прежде, как будто более уверенная в себе и в своих суждениях, моментами даже с оттенком какой - то властности в словах и жестах. Я вспомнил то, что слышал незадолго перед тем от одного из приезжавших в Париж советских писателей: « Где бы Ахматова ни была, она всюду - королева». В осанке ее действительно появилось что - то королевское, похожее на серовский портрет Ермоловой.

5.1. Работа со статьей Э. Маркина «Я научила женщин говорить».

Э.Маркин

« Я научила женщин говорить»

« Итак, двадцатитрехлетний молодой человек по имени Николай Гоголь как - то задумался: что же дал России его старший современник и наставник Александр Пушкин? Новый стих? Разумеется. Новую поэму? Ну, конечно же. Новый роман, новую повесть, новую драму? Да, да, да. Однако ясно же, через сто лет явиться еще более новые романы и драмы - и что же останется от Пушкина? Что вообще приносит с собою поэт и для чего он приходит? И в первом же абзаце своей замечательной статьи он отвечает и себе, и современникам, и потомкам - и нам! « Пушкин есть явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явиться через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Вот, главное, неопалимое, все остальное не более чем детали величественной картины. И все же в картине этой была незаконченность. По закону парности должна была явиться женщина и своим словом, своей судьбой, своим умом и талантом, душой и сердцем закончить полотно. Она явилась через девяносто лет после рождения Пушкина, через полвека с небольшим после его гибели. Звали ее Анна Горенко,… псевдоним взяла фамилию бабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжен, - Ахматова, и в мир пришла поэтесса, равной которой не было со времен легендарной Сафо».

6.1. «Сафо XX столетия» называли Ахматову. Проанализируйте стихотворения Анны Ахматовой о любви.

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.



Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!



Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»



Это песня последней встречи

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

1911





***

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утолить ненужную тревогу.



Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.



Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.



Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

1912



***

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.



И я стану - Христос, помоги

На покров этот, светлый и ломкий,

И ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,



Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый,

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?



Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети.



И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво…

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.

1913



***

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.



Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.



Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьется в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло.



Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

1921



ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Одно, словно кем-то встревоженный гром,

С дыханием жизни врывается в дом,

Смеется, у горла трепещет,

И кружится, и рукоплещет.



Другое, в полночной родясь тишине,

Не знаю откуда крадется ко мне,

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово.



А есть и такие: средь белого дня,

Как будто почти что не видя меня,

Струятся по белой бумаге,

Как чистый источник в овраге.



А вот еще: тайное бродит вокруг -

Не звук и не цвет, не цвет и не звук

Гранится, меняется, вьется,

А в руки живым не дается.



Но это! По капельке выпило кровь,

Как в юности злая девчонка-любовь,

И, мне не сказавши ни слова,

Безмолвием сделалось снова.



И я не знавала жесточе беды.

Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него…умираю.

1936-1960

1) Прочитайте несколько раз текст.

2) Определите слова-доминанты или словосочетания. Запишите свои слова и те, что услышали и понравились.

3) Выберите главное слово, которое станет темой исследования.

4) Что хотел сказать автор, почему он так написал, что он чувствовал, что переживал?

5) Что представили вы?

6) Было ли у вас что-нибудь, связанное с подобным чувством?

7) Какие изобразительно-выразительные средства использовала Ахматова в своих стихах?

7.1. Рефлексия. Сочинение-миниатюра « Мое слово об Анне Ахматовой».



© 2010-2022