Технологическая карта урока Что есть красота. Л. Толстой Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:23.04.2014

Класс:10А

Учитель: Учаева Н.Н

Технологическая карта. Тема урока «Что есть красота». Л. Толстой «Война и мир».

Тема: «Что есть красота» Наташа Ростова

Задача

Цель: способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа художественного образа на основе портретных зарисовок ,развитие критического мышления

Формирование УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Умение определять цель на уроке работать по плану в группе, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей высказывать свои предположения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

Умение оформлять свои мысли в устной форме, создавать устные высказывания, умение в дискуссии адекватно воспринимать чужую точку зрения, соблюдать культуру спора

Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя произведение, полученную на уроке информацию

Планируемые результаты

Знать, анализировать материал по теме; уметь оперировать литературоведческими понятиями, уметь выбирать нужный материал по плану, делать выводы, находить ответы на вопросы

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Формулировать тему, планировать действия в связи с планом

Умение договариваться воспринимать чужую точку зрения

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Задачи урока

Образовательные: активизировать литературоведческие знания по теме «Портрет в художественном произведении», формировать умение учащихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять на его основе образы разных литературных персонажей содействовать совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи, критического мышления

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной фронтальной групповой работе

Тип урока

Обобщение материала

Учебно-методический комплекс

Учебник, текст, лист с планом выполнения задания, тетрадь, памятка

Основные понятия

Портрет, деталь, образ характеристика героя, средства создания персонажа, сравнительная характеристика героев

Организация пространства

Фронтальная, групповая работа

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство

Действия обучающихся

Отвечают на вопросы, отбирают материал по таблице, сопоставляют, анализируют эпизоды, составляют устные высказывания, участвуют в дискуссии, делают выводы с самооценкой

Итог урока

Решение проблемы. Открытия. Рефлексия

Домашнее задание

Эссе «Что есть красота»

Приложение. Работа с таблицей

Вопрос

Наташа

Элен

Марья

Психологический портрет - характеристика персонажа. Чьими глазами дан персонаж.

Психологическая деталь. В каких эпизодах она повторяется. Что лежит в основе детали (изобразительное средство: эпитет метафора сравнение)

Изменение внешнего облика героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение

Составить письменное высказывание, характеризующее сущность героини (3 предложения)





Приложение

«Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам» (Марк Аврелий)

«Простота есть главное условие красоты моральной» Дневник Л Толстого

«Прекрасное - это изнутри» (А. Куприн)

Средства создания персонажа

1.Портрет

2.Психологический анализ (Внутренний мир персонажа)

3.Монологи и диалоги героя

4.Характеристика героя через его действия и поступки

5.Прямая или косвенная характеристика данного героя другими героями

6.Прямая авторская характеристика

7.Художественные детали

8. Предыстория

9.Пейзаж

10.Социальные условия, в которых живет герой

Художественная деталь - выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку (выделительная, психологическая, фактографическая, натуралистическая, символическая, импрессионистическая).

Портрет-изображение внешнего облика персонажа ,физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, жеста с целью развития характера, психологического состояния героя.

Функции: изобразительная, характерологическая

Виды портрета: статический и динамический

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Орг. момент

Проверяют готовность к работе

2

Стимулирование познавательной деятельности мотивировать к работе создание проблемной ситуации беседа

Организует мини-диспут, высказывая противоречивые точки зрения о красоте. Что есть красота

Показывают иллюстрации женских образов. Формулируют тему. Размышляют

Создание проблемной ситуации

Что есть красота? Кто войдет в галерею женских портретов в романе Кто из вас будет ценителем истинной женской красоты

3

Стадия осмысления Исследовательско-поисковый этап. Движение от старого к новому

Учитель актуализирует у учащихся знания о портрете, средствах создания литературного героя. Организует групповую работу.

Учащиеся работают с заготовленной памяткой, отвечают на вопросы Распределяются по группам, выполняют задание

Метод анализирующе-интерпретирующий сравнение, сопоставление, микродиспут.

Как книжный образ становится зримым? Для того чтобы информация стала системной рассмотрим таблицу, работаем с планом - характеристикой образа

Учащиеся отвечают на вопросы по таблице, анализируют эпизоды, сопоставляют и сравнивают, делают выводы, заполняют таблицу.

4

Стадия рефлексии. Возвращаемся к проблеме. Аналитическая беседа. Сравнение характеристик.

Какие открытия для себя сделал. Какие сложности возникали при подготовке задания. Чей ответ вам показался интереснее Какой образ вам показался шедевром живописи, его можно включить в художественную галерею прекрасных женских образов

Ученики аргументируют свою позицию

5

Итоги

Что есть красота. Оценки

6

Домашнее задание

Эссе













Самоанализ урока литературы в 10 классе по теме «Что есть красота».

(Л.Толстой «Война и мир»)

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы/под. ред. Г.И.Беленького-М.: Мнемозина,2010

Учебник «Литература.10 класс» в двух частях под. ред. Ю. И. Лыссого

Планировались образовательные задачи:

  • Активизировать литературоведческие знания ( портрет в художественном произведении, средства создания литературного персонажа, деталь в художественном произведении), формировать умение отбирать нужный материал по теме сравнивать, сопоставлять, обобщать, планировать мыслительные операции.

  • Воспитание культуры поведения при индивидуальной, фронтальной, групповой работе.

  • Развитие эстетического чувства, творческих способностей.

Тип урока: итоговое обобщение по теме.

На начальном этапе учитель проверяет готовность учащихся к работе. Затем в целях стимуляции познавательной деятельности предлагает рассмотреть иллюстрации женских образов. Мотивирует к работе в результате создания проблемной ситуации (высказываются противоречивые точки зрения о красоте). Учащимся предлагается стать ценителем истинной женской красоты и пополнить художественную галерею женских образов Учащиеся формулируют тему, размышляют над проблемой урока (Коммуникативные познавательные ,регулятивные УУД).

На следующем этапе деятельности (исследовательско-поисковом) учитель актуализирует знания о портрете, средствах характеристики литературного героя. Учащиеся отвечают на вопрос: «Как образ становится зримым».

Учащимся предлагается объединиться в группы, выполнить работу по характеристике образа, запланировать свои действия, распределить роли оценить друг друга и себя в качестве исследователя. Учащиеся добывают новые знания, отвечают на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, домашнее задание . Учащиеся вносят коррективы в действия товарищей, высказывают предположения, участвуют в микродиспуте ( Регулятивные УУД. Познавательные УУД).

Учащиеся составляют устные и письменные высказывания, отбирают материал, обобщают, делают выводы

Учитель организует подведение итогов групповой работы. На стадии рефлексии учащимся предложено вернуться к началу урока, его проблеме

Учащиеся отвечают на вопрос: «Что есть красота» Оценивают представленные образы, характеристики героинь, свою работу в группе.

Учитель выставляет оценки. Домашнее задание (написать эссе по теме).



© 2010-2022