Творческое развитие учащихся ПУ в форме исследования

Творческое развитие учащихся профессионального училища на уроках русского языка в форме исследования - развитие гармоничной, толерантной личности. Приобщение к творчеству -  стимуляция познавательной деятельности, необходимой для современной действительности. Данная методика апробирована  и действует около 10 лет. Грамоты и дипломы всех рангов - это достижение учащихся, которые охотно создают творческие работы, исследуя всевозможные аспекты русского литературного языка. К сожалению, в профессион...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Творческое развитие учащихся ПУ в форме исследования»

автор Карнизова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка, литературы и истории высшей категории ГБОУ НПО ПУ № 34 г. Электрогорск Московской области

Чрезвычайно популярна и актуальна в наши дни исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка во внеурочное время, так как приемы и задания позволяют активизировать познавательный процесс. При данной форме очень эффективно и полезно повторение пройденного материала, обобщение, комплексная работа с текстом, а самое главное - творческий подход учащихся. Я хочу рассказать об инновационной системе образования и практического применения в учебном процессе в XXI веке на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.

Для создания атмосферы исследования, мне приходится планировать виды и формы заданий: выбираю нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося; стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке; формирую проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока. Обязательное условие для преподавателя - это умелая организация систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности, а не интерпретация со стороны преподавателя.

Правила подготовки к исследованию на уроках русского языка по морфологии

Будущие исследователи в области морфологии имеют сначала очень приблизительное представление о частях речи, поэтому ввожу первый, предварительный этап. Он дает учащимся возможность войти в русло лишь отчасти знакомой науки, предусматривает систематизацию и расширение их общеморфологических знаний, определенный настрой на языковую рефлексию. Мне приходится на этом этапе проводить диагностику знаний и умений, определить, как организовать последующие знания. Основными компонентами (или этапами) исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых факторов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в учебную деятельность.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся:

1.Предварительный этап.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: диагностика знаний, навыков и умений; организация в сфере личных интересов учащегося. Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка в области морфологии. Развитие языковой рефлексии. Содержание занятий: письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку в области морфологии, способности и интересы участников УИД. Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор морфологического материала, ведение записной книжки или дневника исследователя.

2.Выбор проблемы исследования.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: предварительная ориентация в выборе проблемы исследования.

Содержание занятий: обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает преподаватель, учитывая и личные качества учащихся, и тематику предстоящих конференций учащихся).

3.Изучение научной литературы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Содержание занятий: составление библиографии по теме; разные виды чтения,

выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4.Формулирование темы, гипотезы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Содержание занятий: консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5.Сбор материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: обучение сбору языкового материала или постановке морфологического эксперимента.

Содержание занятий: планирование и проведение морфологического эксперимента, сбор языкового материала.

6.Обработка полученного материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: обучение

статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм.

Содержание занятий: обработка полученного материала.

7.Формулирование выводов.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: выработка умения формулировать выводы. Содержание занятий: систематизация и обобщение результатов работы.

8.Создание текста УИД.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: практическое овладение научным стилем речи. Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Содержание занятий: написание текста исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Оценка работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: рефлексия на продукт и результат УИД.

Содержание занятий: анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов на открытом уроке русского языка.

10.Представление результатов работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: овладение навыками устного публичного выступления.

Содержание занятий: представление работы на научно - практической конференции учащихся «Шаг в науку».

Переходя от этапа к этапу, учащийся учится: работать с первоисточниками;

наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста; проводить презентацию исследовательской работы. На всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности.

Языковая личность наших учащихся находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой рефлексии. Поэтому необходимо усилить роль исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, особенно в морфологическом аспекте. Опираясь на опыт современных преподавателей, актуализируя тексты Марацмана В. Г., следует заметить, что эффективным средством обучения и развития такой инновационной системы, как исследовательская деятельность, является открытие новых знаний и способов деятельности, углубление и систематизация изученного; поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышлении.

Использованная литература

1.Марацман В.Г. Эволюция читателя - школьника // Проблемы методики преподавания литературы: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования., Под ред. Е.С. Полат. - М., Издательский центр «Академия»,1999.

3.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001

4.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.

5.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников, 2003, № 4.



© 2010-2022