- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая рограмма по русскому языку в 5 кл (ГОС)
Рабочая рограмма по русскому языку в 5 кл (ГОС)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Наумовец Э.А. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 5 класс». - Москва «ВАКО», 2007 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 210 часов (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них 41 на развитие речи.
Настоящая программа соответствует Обязательному минимуму содержания литературного образования для основной школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации
Место предмета в базисном учебном плане
Программа составлена в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение «Русского языка» по базисному учебному плану.
В соответствии с учебным планом МКОУ Евстратовская СОШ на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, всего 210 часов.
В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Основные цели обучения в 5-ом классе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи преподавания русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в шко¬ле являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Содержание школьного курса русского языка в V - IX классах. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.
Срок реализации данной программы - 1 год.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».
№
Наименование
разделов и тем
Максималь-
ная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на развитие
речи,
ч.
Контрольные
диктанты, контрольные работы и тесты
Сочинения
Изложения
1.
Общие сведения о языке.
3
1
-
-
-
2.
Повторение пройденного в 1-4 классах.
26
6
1
2
1
3.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
34
5
1
2
2
4.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.
19
6
1
2
-
5.
Лексикология. Культура речи
15
4
1
1
1
6.
Морфемика. Орфография. Культура речи
24
5
1
1
1
7.
Морфология. Орфография. Культура речи.
62
14
3
5
2
8.
Повторение и систематизация изученного
21
-
2
-
-
9.
Итого
210
41
10
13
7
Содержание дисциплины.
Разделы
науки
о языке
Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу
Общие сведения о языке. 3 ч.
Язык - важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе
Повторение изученного в 1-4 классах. 26 ч.
Орфограмма, виды орфограмм.
Синтаксис. 34 ч.
Синтаксис как раздел грамматики.
Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
Понятие вводных слов.
Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.
Фонетика. Орфоэпия. 19 ч.
Фонетическая транскрипция. Изменение звуков в потоке речи. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука и анализ звука в потоке речи.
Орфоэпия как наука о языке. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Лексикология. 15.
Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Основные виды тропов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Оценка своей и собственной речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфемика. 24.
Отличие морфемы от других языковых единиц.
Основные выразительные средства морфемики. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности.
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
Грамматика. Морфология. 1 ч.
Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Имя существительное. 23 ч.
Имена существительные общего рода. Правильное употребление имени существительного в речи.
Имя прилагательное. 12 ч.
Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи.
Глагол. 26 ч.
Правильное употребление глаголов в речи.
Повторение и обобщение изученного. 27 ч.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-ого класса.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
письмо:
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука;
- работать с орфоэпическим словарём.
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.
Литература
-
Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. - М.: ВАКО, 2007
-
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004
-
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 1989.
-
Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. - М., 1985.
-
Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. - М., 1991.
-
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
-
Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
-
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
-
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
-
Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. - М., 1990.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
Календарно - тематическое планирование рассчитано на 6 часов в неделю. В сумме составляет 210 часов.
Учебник - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Русский язык, 5 классс
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
№
Наименование разделов и тем
Вид заня-
тия
Кол-во
часов
Виды самостоя-
тель-
ной работы
Дом.
зад.
Дата
прове-дения
по плану
Дата проведе
ния факти-чески
Общие сведения о языке.
2+1
1.
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. №1, 2, 3, 4.
Урок усвоения новых знаний
1
Объяснительный диктант
Упр. 10.
01.09
2.
Наука о русском языке, её основные разделы.
Урок усвоения новых знаний
1
Устное высказыва-ние: когда и как служит нам язык
Найти высказывание о русском языке, выучить его наизусть.
02.09
3.
Рр Стили речи. №5.
Урок развития речи
1
Работа с текстами, определение стилей.
№5, Найти в школьных учебниках текст научного стиля, в хрестоматии по литературе текст художественного текста.
02.09
Повторение пройденного в 1-4 классах.
20+6
4.
Звуки и буквы. Произношение и правописание. №6.
Урок повторения и закрепле-ния изученного
1
Фонетиче-ский разбор
№6, упр. 22.
03.09
5.
Орфограмма. №7.
Урок закрепле-ния изученного
1
Предупреди-тельный, объяснительный диктант
№7, упр. 27.
04.09
6.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. №8.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Словарный диктант
№8, упр. 38.
05.09
7.
Правописание проверяемых согласных в корне слова. №9.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Объяснительный диктант
№9, упр. 46 (составить связный текст, подчеркнуть орфограммы).
08.09
8.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. №10.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Тест
№10, упр. 49.
09.09
9.
Буквы И, У, А после шипящих. №11.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Осложнён-ное списывание
№11, упр. 53 (составить текст).
09.09
10.
Разделительные Ъ и Ь после шипящих. №12.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
№12, упр. 57.
10.09
11.
Раздельное написание предлогов с другими словами. №13.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
«Четвёртое лишнее» (найти слова без приставки)
№13, упр. 62.
11.09
12.
Рр Текст. Тема текста. №14, №18.
Урок развития речи
1
Работа с текстами
№14, 18, упр. 65 (списать, озаглавить).
12.09
15.09
13-14.
Рр Обучающее Урок развития речи (на основе упр. 66)
Урок развития речи
2
Изложение
Вспомнить изученные части речи.
16.09
15.
Работа над ошибками. Части речи. №15.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
№15, упр. 69 (списать первые два абзаца, определить части речи).
17.09
16.
Наречие. №15.
Урок усвоения новых знаний
1
Распредели-тельный диктант
№15, упр. 72 (описать, что вы видите и слышите вокруг себя, используя наречия).
18.09
17.
Глагол.№16.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Устное высказыва-ние
№16, упр. 77.
19.09
18.
-Тся и -ться в глалолах. №17.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Индивиду-альная работа по карточкам
№17, упр.79.
22.09
19.
Личные окончания глаголов. Не с глаголами. №19.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
№19, упр. 87.
23.09
20.
Имя существительное. Буквы е-и в окончаниях существительных. №20.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Объяснительный диктант
№20, упр. 97.
23.09
21.
Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных. №20.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Словарный диктант, осложнённое списывание
№20, упр. 94.
24.09
22.
Имя прилагательное. №21.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
№21, упр. 102.
25.09
23-24.
Рр Работа с репродукцией картины А. А. Пластова «Летом» (упр. 106).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Вспомнить теоретические сведения о частях речи.
26.09
29.09
25.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Вспомнить изученное о местоимении.
30.09
26.
Местоимение. №22.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
№22, упр. 111.
30.09
27.
Рр Основная мысль текста. №23. Подготовка к сочинению «Летние радости».
Урок развития речи
1
Составление связного текста
№23, упр. 114.
01.10
28.
Контрольный диктант.
Урок контроля
1
Диктант с грамматическим заданием
Повторять изученные правила.
02.10
29.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
03.10
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
29+5
30.
Синтаксис как раздел грамматики. №24. Пунктуация как раздел грамматики. №25.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа с текстом
№24, №25, упр.120.
06.10
31.
Словосочетание. Строение словосочетаний. №26.
Урок усвоения новых знаний
1
Выделить из текста словосочетания, составить их схемы
№26, упр. 126 (распределить словосочетания в 3 группы в зависимости от главного слова).
07.10
32.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании. №26.
Урок закрепле-ния изученного
1
Замена словосочетаний одной конструкции на другую
№26, упр.131.
07.10
33.
Разбор словосочетания. №27.
Урок-практикум
1
Тест
№27, упр. 132 (письменно).
08.10
34.
Предложение. №28.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа с текстом
№28, упр. 136.
09.10
35.
Рр Сжатое изложение «Старый пень» (упр. 137).
Урок развития речи
1
Изложение
Подготовить устное выступление на тему «Гордость - это хорошо или плохо?»
10.10
36.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
13.10
37.
Виды предложений по цели высказывания. № 29.
Урок усвоения новых знаний
1
Устный аргументированный ответ на вопрос
№ 29, упр. 147.
14.10
38.
Виды предложений по эмоциональной окраске. № 30.
Урок усвоения новых знаний
1
Чтение предложе-ний, расстановка логических ударений и пауз.
№ 30, упр. 151.
14.10
39.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. №31, №32.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа с предложениями
№ 31, №32, упр. 157.
15.10
40.
Сказуемое. № 33.
Урок усвоения новых знаний
1
Тест
№33, упр. 163.
16.10
41.
Тире между подлежащим и сказуемым. № 34.
Урок усвоения новых знаний
1
Объяснительный диктант
№ 34, упр.169.
17.10
42.
Нераспространенные и распространённые предложения. № 35.
Урок усвоения новых знаний
1
Предупреди-тельный диктант
№ 35, упр. 174(устно).
20.10
43.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. № 36, 37.
Урок усвоения новых знаний
1
Объяснительный диктант
№ 36, 37, упр. 177.
21.10
44.
Определение. № 38.
Урок усвоения новых знаний
1
Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения
№ 38, упр. 182.
21.10
45.
Обстоятельство. № 39.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа по карточкам
№ 39, упр.191 (устно).
22.10
46.
Предложения с однородными членами. № 40.
Урок усвоения новых знаний
1
Дополнить предложения однородными членами, составить схемы
№ 40, упр. 194.
23.10
47.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. № 41.
Урок усвоения новых знаний
1
Графический диктант
№ 41, упр. 198.
24.10
48.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. № 41.
Урок усвоения новых знаний
1
Графический диктант
№ 41, упр. 202.
27.10
49.
Предложения с вводными словами.
Урок усвоения новых знаний
1
Тест
Составить предложения с вводными словами.
28.10
50.
Предложения с обращениями. № 42.
Урок усвоения новых знаний
1
Поиск предложе-ний с обращения-ми
№ 42, составить 3 предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посоветуйте другу не есть мороженое, попросите товарища дать вам книгу).
28.10
51.
Рр Письмо. № 43.
Урок развития речи
1
Составление текста
Написать письмо Деду Морозу.
29.10
52.
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. № 44, № 45.
Урок-практикум
1
Синтаксический разбор
№ 44. № 45, упр. 219.
30.10
53-54.
Рр Работа с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» (упр. 218).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
31.10
10.11
55.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Упр. 220.
11.11
56.
Простые и сложные предложения. № 46.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Тест
№ 46, упр.231.
11.11
57.
Синтаксический разбор сложного предложения. № 47.
Урок закрепле-ния изученного
1
Полная синтаксическая характерис-тика предложе-ний
№ 47, упр. 232.
12.11
58.
Прямая речь. № 48.
Урок усвоения новых знаний
1
Конструиро-вание предложе-ний
№ 48, упр. 238.
13.11
59.
Диалог. № 49.
Урок усвоения новых знаний
1
Составление диалогов
№ 49, упр. 249.
14,11
60.
Синтаксис и пунктуация. Повторительно-обобщающий урок. № 24-49.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Комплекс-ный анализ текста
№ 24-49, упр. 253.
17.11
61.
Контрольный диктант.
Урок контроля
1
Диктант с грамматическим заданием
Повторить изученные правила.
18.11
62.
Рр Выборочное изложение (упр. 254).
Урок развития речи
1
Изложение
Повторить изученные правила.
18.11
63.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
19.11
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
13+6
64.
Фонетика - наука о звуках. № 50. Гласные звуки. № 51.
Урок усвоения новых знаний
1
Аргументированный ответ на вопрос
№ 50, 51, упр. 258.
20.11
65.
Согласные звуки. №52.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Проговаривание скорогово-рок
№ 52, упр. 268.
21.11
66.
Изменение звуков в потоке речи. № 53.
Урок усвоения новых знаний
1
Устное высказыва-ние «Почему, как правило, люди говорят с акцентом на иностранном языке?»
№ 53, упр. 270.
24.11
67.
Согласные твёрдые и мягкие. № 54.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
1
Характерис-тика звуков
№ 54, упр. 274.
25.11
68-69.
Рр Функционально-смысловые типы речи. Повествование. № 55.
Уроки развития речи
2
Анализ текста
Повторить изученные правила.
25.11
26.11
70.
Работа над ошибками. Согласные звонкие и глухие. № 56.
Урок коррекции знаний, повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Словарный диктант
№ 56, упр. 281.
27.11
71.
Графика. № 57. Алфавит. №58.
Комбинированный урок
1
Расстановка слов в алфавитном порядке
№ 57, 58, составить список класса, расположив фамилии в алфавитном порядке.
28.11
72-73.
Рр Описание предмета. Сочинение (упр. 295). № 59.
Уроки развития речи
2
Составление текста
Повторить изученные правила.
01.12
02.12
74.
Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. № 60.
Урок коррекции знаний, урок усвоения новых знаний
1
Запись слов в фонетиче-ской транскрип-ции
№ 60, упр. 300.
02.12
75.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. № 61.
Урок усвоения новых знаний
1
Запись слов в фонетиче-ской транскрип-ции
№ 61, упр. 308.
03.12
76.
Орфоэпия. № 62.
Урок усвоения новых знаний
1
Аргументированный ответ на вопрос «Как научиться правильно говорить?»
№ 62, упр. 312.
04.12
77.
Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи. № 63.
Урок усвоения новых знаний
1
Фонетиче-ский разбор
№ 63, сделать фонетический разбор указанных слов.
05.12
78.
Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». № 50-63.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Тест, объяснительный диктант
Контрольные вопросы на стр. 131, упр. 316.
08.12
79.
Контрольная работа.
Урок контроля
1
Контрольная работа
Повторить изученные правила.
09.12
80-81.
Рр Работа с репродукцией картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 317).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
09.12
82.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
10.12
Лексикология. Культура речи.
11+4
83.
Слово и его лексическое значение. № 64.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа с толковым словарём
№ 64, упр. 328.
11.12
84.
Словари.
Урок-практикум
1
Работа со словарями
Упр. 327.
12.12
85.
Однозначные и многозначные слова. № 65.
Урок усвоения новых знаний
1
Распредели-тельный диктант
№ 65, упр. 334.
15.12
86.
Прямое и переносное значение слов. № 66.
Урок усвоения новых знаний
1
Распредели-тельный диктант
№ 66, упр. 341.
16.12
87.
Омонимы. № 67.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа со словарём
№ 67, упр. 348.
16.12
88.
Синонимы. № 68.
Урок усвоения новых знаний
1
Распределительный диктант
№ 68, упр. 354.
17.12
89-90.
Рр Работа с репродукцией картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
18.12
19.12
91.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
22.12
92.
Антонимы. № 69.
Урок усвоения новых знаний
1
Вспомнить пословицы с антонимами
№ 69, упр. 362.
23.12
93.
Обобщение изученного по теме «Лексикология».
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Тест
№ 64 - 69, контрольные вопросы на стр. 149.
23.12
94.
Контрольная работа по разделу «Лексикология».
Урок контроля
1
Контрольная работа
Повторить изученные правила.
24.12
95-96.
Рр Изложение «Первый снег» (упр. 367).
Уроки развития речи
2
Изложение
Повторить изученные правила.
25.12
26.12
97.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
19+5
98.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова. № 70.
Урок усвоения новых знаний
1
Морфемный разбор
№ 70, сделать морфемный разбор указанных слов.
99.
Изменение и образование слов. № 71.
Комбинированный урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 71, упр. 370.
100.
Окончание и основа слова. № 72, 73.
Урок усвоения новых знаний
1
Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам.
№ 72, 73, упр. 374.
101.
Корень слова. № 74.
Комбинированный урок
1
Морфемный разбор
№ 74, упр. 382.
102.
Рр Рассуждение. № 75.
Урок развития речи
1
Составление текста
№ 75, упр. 387 (письменно).
103.
Суффикс. № 76.
Урок усвоения новых знаний
1
Из произведе-ний устного народного творчества выписать имена существи-тельные и прилага-тельные с уменьши-тельно-ласкательными cуффиксами.
№ 76, упр. 399.
104.
Приставка. № 77.
Урок усвоения новых знаний
1
Составление слов по схемам
№ 77, упр. 403.
105-106.
Рр Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика (упр. 407).
Уроки развития речи
2
Выборочное изложение
Повторить изученные правила.
107.
Работа над ошибками. Чередование звуков. № 78.
Урок коррекции знаний, урок усвоения новых знаний
1
Записать свои примеры слов с чередованиями
№ 78, упр. 409 (закончить).
108.
Беглые гласные. № 79.
Урок усвоения новых знаний
1
Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
№ 79, упр. 412.
109.
Варианты морфем. № 80.
Комбинированный урок
1
Распределительный диктант
№ 80, упр. 415.
110.
Морфемный разбор слова. № 81.
Урок закрепле-ния изученного
1
Морфемный разбор
№ 81, упр. 417, сделать морфемный разбор указанных слов.
111.
Правописание гласных и согласных в приставках. № 82.
Комбинированный урок
1
Словарный диктант
№ 82, упр. 422.
112.
Буквы З и С на конце приставок. № 83.
Урок усвоения новых знаний
1
Объяснительный диктант
№ 83, упр. 426.
113.
Буквы О - А в корне -лаг- - -лож- . № 84.
Урок усвоения новых знаний
1
Предупреди-тельный диктант
№ 84, упр. 436.
114.
Буквы О - А в корне -раст- - -рос-. № 85.
Урок усвоения новых знаний
1
Тест «Четвёртое лишнее»
№ 85, упр. 441.
115.
Буквы Ё - О после шипящих в корне. № 86.
Урок усвоения новых знаний
1
Распредели-тельный диктант
№ 86, упр. 444.
116.
Буквы И - Ы после Ц. № 87.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа по карточкам
№ 87, упр. 449.
117.
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика». № 70-87.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 70-87, упр. 452.
118.
Контрольный диктант.
Урок контроля
1
Диктант с грамматическим заданием
Повторить изученные правила.
119-120.
Рр Описание «поэтических предметов». Работа с репродукцией картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 457).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
121.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
Морфология. Орфография. Культура речи.
48+14
122.
Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. № 88.
Урок усвоения новых знаний
1
Словарная работа
№ 88, упр. 462 (устно).
Имя существительное.
17+6
123.
Имя существительное как часть речи. № 89.
Комбинированный урок
1
Предупреди-тельный диктант
№ 89, упр. 471.
124.
Рр Доказательства в рассуждении. № 90.
Урок развития речи
1
Составление текста
№ 90, упр. 476.
125.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. № 91.
Комбинированный урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 91, упр. 481.
126.
Имена существительные собственные и нарицательные. № 92.
Комбинированный урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 92, упр. 491.
127.
Рр Сжатое изложение (упр. 496).
Урок развития речи
1
Сжатое изложение
Повторить изученные правила.
128.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
129.
Морфологический разбор имён существительных. № 93.
Комбинированный урок
1
Морфологи-ческий разбор
№ 93, упр. 499, сделать морфологический разбор указанных имён существительных.
130.
Род имён существительных. № 94.
Урок усвоения новых знаний
1
Тест
№ 94, упр. 505.
131.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. № 95.
Урок усвоения новых знаний
1
Тест
№ 95, упр. 511.
132.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. № 96.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа по карточкам
№ 96, упр. 516.
133.
Три склонения имён существительных. № 97.
Комбинированный урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 97, упр. 519.
134.
Падеж имён существительных. № 98. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. № 99.
Комбинированные уроки
1
Творческое списывание
№ 98, 99, упр. 535.
135.
Существительные на -ия, -ие, -ий. №99.
Урок усвоения новых знаний
1
Предупреди-тельный диктант
№ 99, упр. 544.
136-137.
Рр Подробное изложение с элементами описания (упр. 546).
Уроки развития речи
2
Подробное изложение
Повторить изученные правила.
138.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
139.
Множественное число имён существительных. № 100.
Комбинированный урок
1
Словарный диктант
№ 100, упр. 552 (закончить).
140.
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. № 101.
Урок усвоения новых знаний
1
Выборочный диктант
№ 101, упр. 560.
141.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Диктант «Проверяю себя»
№ 89-101, упр. 562, вопросы на стр. 223.
142.
Контрольный диктант.
Урок контроля
1
Диктант с грамматическим заданием
Повторить изученные правила.
143-144.
Рр Работа с репродукцией картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 564).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
145.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
Имя прилагательное.
9+3
146.
Имя прилагательное как часть речи. № 102.
Урок усвоения новых знаний
1
Сравнитель-ный анализ текста
№ 102, упр. 574.
147.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. № 103.
Урок усвоения новых знаний
1
Объяснительный диктант
№ 103, упр. 581.
148.
Буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных. № 103.
Урок усвоения новых знаний
1
Предупреди-тельный диктант
№ 103, упр. 586.
149.
Рр Описание животного. № 104.
Урок развития речи
1
Составление текста
№ 104.
150.
Прилагательные полные и краткие. № 105.
Урок усвоения новых знаний
1
Работа по карточкам
№ 105, упр. 598.
151-152.
Рр Работа с репродукцией картины А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 599).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
153.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
154.
Морфологический разбор имени прилагательного. № 106.
Комбинированный урок
1
Морфологи-ческий разбор
№ 106, упр.602, вопросы на стр. 239.
155.
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное». № 102-106.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Тест
№ 102-106, упр. 603.
156.
Контрольный диктант.
Урок контроля
1
Диктант с грамматическим заданием
Повторить изученные правила.
157.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
Глагол.
21+5
158.
Глагол как часть речи. № 107.
Комбинированный урок
1
Редактор-ская правка
№ 107, упр. 608.
159.
Не с глаголами. № 108.
Комбинированный урок
1
Объяснительный диктант
№ 108, упр. 617.
160.
Рр Рассказ (упр.623).
Урок развития речи
1
Составление текста
Повторить изученные правила.
161.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
162.
Неопределённая форма глагола. № 110.
Урок усвоения новых знаний
1
Составить инструкцию или памятку
№ 110, упр. 633.
163.
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. № 111.
Комбинированный урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 111, упр. 642.
164.
Виды глагола. № 112.
Урок усвоения новых знаний
1
Комментированное письмо
№ 112, упр. 648.
165.
Буквы Е-И в корнях с чередованием. № 113.
Урок усвоения новых знаний
1
Распредели-тельный диктант
№ 113, упр.656.
166-167.
Рр Невыдуманный рассказ о себе. № 114.
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
168.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
169.
Время глагола. № 115.
Комбинированный урок
1
Предупреди-тельный диктант
№ 115, упр. 661.
170.
Прошедшее время. № 116.
Комбинированный урок
1
Осложнён-ное списывание
№ 116, упр. 665.
171.
Настоящее время. № 117.
Урок усвоения новых знаний
1
Выразитель-ное чтение
текста
№ 117, упр. 668.
172.
Будущее время. № 118.
Урок усвоения новых знаний
1
Распредели-тельный диктант
№ 118, упр. 674.
173-174-175.
Спряжение глаголов. № 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. № 120.
Урок закрепле-ния изученного
3
Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами
№ 119, 120, упр. 682, 690.
176.
Морфологический разбор глагола. № 121.
Комбинированный урок
1
Морфологи-ческий разбор
№ 121, упр. 698, сделать разбор глаголов.
177.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. № 122.
Урок закрепле-ния изученного
1
Выборочный диктант
№ 122, упр. 704.
178.
Употребление времён. № 123.
Урок усвоения новых знаний
1
Сочинение-миниатюра на основе учебника
№ 123, упр.707.
179.
Систематизация изученного по теме «Глагол». № 107-123.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Диктант «Проверяю себя»
№ 107-123, вопросы на стр.280, упр. 714.
180.
Контрольная работа по теме «Глагол».
Урок контроля
1
Контрольная работа
Повторить изученные правила.
181-182.
Рр Работа с репродукцией картины О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 713).
Уроки развития речи
2
Сочинение
Повторить изученные правила.
183.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
Повторить изученные правила.
Повторение и систематизация изученного.
27
184.
Разделы науки о языке. № 124.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Составление обобща-ющей таблицы
№ 124, упр. 728.
185.
Орфограммы в приставках. № 125.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Составление таблицы «Орфограм-мы в приставке»
№ 125, упр. 730.
186.
Орфограммы в корнях слов. № 125.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Составление таблицы «Орфограм-мы в корне»
№ 125, упр. 737.
187.
Орфограммы в окончаниях слов. № 126.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Составление таблицы «Орфограм-мы в окончании»
№ 126, упр. 741.
188.
Употребление букв Ъ и Ь. Мягкий знак на конце после шипящих. № 127.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
№ 127, упр. 745.
189.
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Синтаксиче-ский и пунктуационный разборы
Сделать синтаксический и пунктуационный разборы указанных предложений.
190.
Повторение фонетики.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Фонетиче-ский разбор
Сделать фонетический разбор указанных слов.
191.
Повторение лексикологии.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Работа со словарями
Определить по словарю лексическое значение указанных слов.
192.
Повторение морфемики.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Морфемный разбор
Сделать морфемный разбор указанных слов.
193.
Повторение имени существительного.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Распредели-тельный диктант
Сделать морфологический разбор указанных существительных.
194.
Повторение имени прилагательного.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Выборочный диктант
Сделать морфологический разбор указанных прилагательных.
195.
Повторение глагола.
Повтори-
тельно-обобща-ющий урок
1
Объяснительный диктант
Сделать морфологический разбор указанных глаголов.
196.
Итоговая контрольная работа.
Урок контроля
1
Контрольная работа
197.
Итоговый контрольный диктант.
Урок контроля
1
Диктант с грамматическим заданием
198.
Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний
1
Работа над ошибками
199.
Резервный урок.
1
200.
Резервный урок.
1
201.
Резервный урок.
1
202.
Резервный урок.
1
203.
Резервный урок.
1
204.
Резервный урок.
1
205.
Резервный урок.
1
206.
Резервный урок.
1
207.
Резервный урок.
1
208.
Резервный урок.
1
209.
Резервный урок.
1
210.
Резервный урок.
1
Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.
1. Программное обеспечение Уроки русского языка КиМ 5 класс (DVD-BOX) CD- ROM.
2. Таблицы по курсу русского языка.