Разработка урока по по русскому языку «Правописание имен прилагательных (обощение)»

Урок «Правописание имен прилагательных(обощение)«построен в форме экскурсии по Пушкиногорью. В ходе занятия мы посетили кабинет поэта, домик няни, прошлись по паркам, поднялись в Святогорский монастырь, постояли у могилы поэта. И помогли нам в этом увлекательном путешествии имена прилагательные. В конце урока дети сами сделали вывод о том, что имя прилагательное - очень важная часть речи. Именно прилагательныенашу сделали экскурсию яркой и образной, помогли выразить любовь к поэту и описать крас...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по по русскому языку «Правописание имен прилагательных (обощение)»



Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, виды Пушкинского заповедника, тексты, толковый словарь.

Записи на доске: надо знать: 1. Что такое имя прилагательное?

2. Правописание имен прилагательных.

надо уметь: 1. Находить имена прилагательные в тексте.

2. Правильно писать имена прилагательные.

Ход урока:

Учитель:

Что такое экскурсия?(после ответов учеников используется словарь).

Сегодня мы с вами ,ребята, совершим экскурсию по Пушкинскому заповеднику. В классе для этого есть все необходимое: портрет поэта, виды пушкинских мест. Мы посетим кабинет поэта, домик няни, пройдем по паркам, поднимемся в Святогорский монастырь, постоим у могилы поэта. Помогут нам в этом увлекательном путешествии именно прилагательные, и вы еще раз убедитесь, что имя прилагательное- очень важная часть речи. Именно прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, позволяют дать более точную характеристику предмету.

Итак, начнем (первый текст читает учитель, остальные-ученики, заранее подготовленные).



  1. Пушкин…Его имя окружено в нашей стране всенародн….. любовью. Его светл….., радостн….. поэзия навсегда вошла в нашу жизнь. Мы ценим гениальн….. поэта за глубок…..человечность. Пушкин-величайш…..гордость и слава наша.

Вопросы классу:

  1. Вы обратили внимание на большое количество прилагательных в тексте, назовите их?

  2. В какой части слова пропущены буквы?

  3. Выпишите словосочетание «прил.+сущ.», вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

А теперь слово нашим экскурсоводам. Послушаем, что является основной частью заповедника.



  1. Село Михайловское - основная часть заповедника. В центре усадьбы находится (не)богатый господский дом. Перед домом (не)большой круглый зеленый газон, обсаженный (не)высокими кустами сирени и жасмина. (Не)широкая березовая аллейка ведет к восточной границе усадьбы. К дому примыкает огромный парк. Парк (не)лиственный, а хвойный.

Вопросы классу:

  1. Что такое газон? (отвечает экскурсовод, используя словарь)

  2. Какое умение потребуется нам, чтобы раскрыть скобки? ( Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными).

  3. Проверим это умение. Выпишите по примеру на слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, обозначьте орфограмму.

Продолжим нашу экскурсию. Заглянем в одну из комнат господского дома.



  1. Перед нами деревенский кабинет поэта. Все здесь скромно и просто. На стенах зеленоватые обои, в углу белый изразцовый камин. У стены - старинный диван. Простой письменный стол с бумагами и книгами стоит у окна. Рядом мягкое кресло с высокой спинкой, книжный шкаф. Вот почти и вся мебель. Два долгих года провел здесь Пушкин.

Вопросы классу:

  1. Какие правила правописания прилагательных скрыты в этом тексте?

  2. Найдите прилагательные с суффиксами -Н- , -ЕНН-, объясните их правописание. Разберите по составу слово КНИЖНЫЙ.

Лучшим другом А.С.Пушкина в Михайловском была его старая няня, крестьянка Арина Родионовна. Сейчас мы подойдем к домику няни. Слово экскурсоводу.

4.Под сенью огромного клена среди кустов сирени стоит деревя….ый флигелек. Здесь все простое, русское, деревенское, уютное. Стари….ые сундуки, лавки, веретено. Традиционная русская печь с лежанкой, прикрытой холщовой занавесью. На столике, покрытом льня..ой скатертью, медный самовар, оловя….ая кружка, глиняные бутылки. На комоде - заветный ларец няни, близкого и преданного друга поэта.

Вопросы классу:

  1. Объясните значение слова ФЛИГЕЛЬ.

  2. Выпишите из текста прилагательные с пропущенными буквами, выделите суффиксы , обозначьте орфограммы.

Заканчивается наша экскурсия у стен Святогорского монастыря.

5.В годы ссылки Пушкин часто бывал в древнем Святогорском монастыре. Собор стоит на высоком холме. Две лестницы- с юго-восточной и юго-западной сторон - ведут на соборный холм. Собор монастыря одноэтажный, приземистый, с редкими небольшими окнами. Большая деревянная глава - луковица покрыта железом и окрашена в голубовато - серый цвет.

Вопросы классу:

  1. С каким правилом написания прилагательных мы здесь встречаемся?

  2. Выпишите сложные прилагательные с существительными, от которых они зависят, обозначьте орфограмму.

Закончилась наша экскурсия . Постоим у могилы поэта.

В своих тетрадях сделаем последнюю запись.

Диктант.

С юго-восточной стены монастыря есь небольшая площадка. Могучие старые деревья окружают ее. Здесь, у белокаменной стены монастыря, похоронен поэт. Русские люди окружили этот уголок земли любовью и бережно охраняют его.

Обобщение: мы повторили сегодня на уроке все изученные правила о правописании имен прилагательных. Совершили с вами увлекательную экскурсию по Пушкинскому заповеднику. Благодаря именно прилагательным наша экскурсия стала яркой, образной. Прилагательные помогли нам выразить нашу любовь к поэту и описать красоту пушкинских мест.

Домашнее задание: упр. 392.



© 2010-2022