- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по по русскому языку «Правописание имен прилагательных (обощение)»
Разработка урока по по русскому языку «Правописание имен прилагательных (обощение)»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хотишева О.В. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, виды Пушкинского заповедника, тексты, толковый словарь.
Записи на доске: надо знать: 1. Что такое имя прилагательное?
2. Правописание имен прилагательных.
надо уметь: 1. Находить имена прилагательные в тексте.
2. Правильно писать имена прилагательные.
Ход урока:
Учитель:
Что такое экскурсия?(после ответов учеников используется словарь).
Сегодня мы с вами ,ребята, совершим экскурсию по Пушкинскому заповеднику. В классе для этого есть все необходимое: портрет поэта, виды пушкинских мест. Мы посетим кабинет поэта, домик няни, пройдем по паркам, поднимемся в Святогорский монастырь, постоим у могилы поэта. Помогут нам в этом увлекательном путешествии именно прилагательные, и вы еще раз убедитесь, что имя прилагательное- очень важная часть речи. Именно прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, позволяют дать более точную характеристику предмету.
Итак, начнем (первый текст читает учитель, остальные-ученики, заранее подготовленные).
-
Пушкин…Его имя окружено в нашей стране всенародн….. любовью. Его светл….., радостн….. поэзия навсегда вошла в нашу жизнь. Мы ценим гениальн….. поэта за глубок…..человечность. Пушкин-величайш…..гордость и слава наша.
Вопросы классу:
-
Вы обратили внимание на большое количество прилагательных в тексте, назовите их?
-
В какой части слова пропущены буквы?
-
Выпишите словосочетание «прил.+сущ.», вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.
А теперь слово нашим экскурсоводам. Послушаем, что является основной частью заповедника.
-
Село Михайловское - основная часть заповедника. В центре усадьбы находится (не)богатый господский дом. Перед домом (не)большой круглый зеленый газон, обсаженный (не)высокими кустами сирени и жасмина. (Не)широкая березовая аллейка ведет к восточной границе усадьбы. К дому примыкает огромный парк. Парк (не)лиственный, а хвойный.
Вопросы классу:
-
Что такое газон? (отвечает экскурсовод, используя словарь)
-
Какое умение потребуется нам, чтобы раскрыть скобки? ( Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными).
-
Проверим это умение. Выпишите по примеру на слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, обозначьте орфограмму.
Продолжим нашу экскурсию. Заглянем в одну из комнат господского дома.
-
Перед нами деревенский кабинет поэта. Все здесь скромно и просто. На стенах зеленоватые обои, в углу белый изразцовый камин. У стены - старинный диван. Простой письменный стол с бумагами и книгами стоит у окна. Рядом мягкое кресло с высокой спинкой, книжный шкаф. Вот почти и вся мебель. Два долгих года провел здесь Пушкин.
Вопросы классу:
-
Какие правила правописания прилагательных скрыты в этом тексте?
-
Найдите прилагательные с суффиксами -Н- , -ЕНН-, объясните их правописание. Разберите по составу слово КНИЖНЫЙ.
Лучшим другом А.С.Пушкина в Михайловском была его старая няня, крестьянка Арина Родионовна. Сейчас мы подойдем к домику няни. Слово экскурсоводу.
4.Под сенью огромного клена среди кустов сирени стоит деревя….ый флигелек. Здесь все простое, русское, деревенское, уютное. Стари….ые сундуки, лавки, веретено. Традиционная русская печь с лежанкой, прикрытой холщовой занавесью. На столике, покрытом льня..ой скатертью, медный самовар, оловя….ая кружка, глиняные бутылки. На комоде - заветный ларец няни, близкого и преданного друга поэта.
Вопросы классу:
-
Объясните значение слова ФЛИГЕЛЬ.
-
Выпишите из текста прилагательные с пропущенными буквами, выделите суффиксы , обозначьте орфограммы.
Заканчивается наша экскурсия у стен Святогорского монастыря.
5.В годы ссылки Пушкин часто бывал в древнем Святогорском монастыре. Собор стоит на высоком холме. Две лестницы- с юго-восточной и юго-западной сторон - ведут на соборный холм. Собор монастыря одноэтажный, приземистый, с редкими небольшими окнами. Большая деревянная глава - луковица покрыта железом и окрашена в голубовато - серый цвет.
Вопросы классу:
-
С каким правилом написания прилагательных мы здесь встречаемся?
-
Выпишите сложные прилагательные с существительными, от которых они зависят, обозначьте орфограмму.
Закончилась наша экскурсия . Постоим у могилы поэта.
В своих тетрадях сделаем последнюю запись.
Диктант.
С юго-восточной стены монастыря есь небольшая площадка. Могучие старые деревья окружают ее. Здесь, у белокаменной стены монастыря, похоронен поэт. Русские люди окружили этот уголок земли любовью и бережно охраняют его.
Обобщение: мы повторили сегодня на уроке все изученные правила о правописании имен прилагательных. Совершили с вами увлекательную экскурсию по Пушкинскому заповеднику. Благодаря именно прилагательным наша экскурсия стала яркой, образной. Прилагательные помогли нам выразить нашу любовь к поэту и описать красоту пушкинских мест.
Домашнее задание: упр. 392.