Конспект урока по русскому языку Не с причастиями 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: НЕ с причастиями.

Вид урока: урок - «удивительное рядом».

Технология: технология дифференцированного обучения.

Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями.

Знать: правило написания НЕ с причастиями.

Уметь: правильно писать НЕ с причастиями, составлять словосочетания и тексты с причастиями; исправлять речевые и грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастий.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение, причастный оборот.

Оборудование: карточки, тетради по развитию речи.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А самое главное, мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Мы поговорим о необычайном, неповторимом цветке - о хризантеме. Но прежде всего вспомним правило.

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы.

Учитель. Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями.

(Один ученик излагает правило у доски, на которой начерчена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)

Незаконченная работа;

не законченная, а начатая работа

вовсе не законченная работа

никем не законченная работа

до сих пор не законченная работа

  1. Работа с текстом на основе разноуровневых заданий

Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями

Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы.

(Каждый ученик выбирает текст определённого уровня сложности)

Прочитаем текст (один ученик читает)

Ответим на вопросы по тексту:

  • Докажите, что перед вами текст.

  • Определите тему текста, придумайте заголовок.

  • Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.

  • Подумайте, над каким вопросом размышляет автор?

  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, выражают его точку зрения?

  • Как автор доказывает свою точку зрения?

  • Проанализируйте средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою точку зрения.

  • Актуальна ли эта проблема сегодня? Докажите это.

(Текст: единство темы - про хризантему; построение: 1 часть - Восток и необычный цветок, 2 часть - восточная легенда о цветке, 3 часть - новое государство на Востоке; кольцевая композиция; предложения связаны друг с другом: цветок - растение (синонимы), при помощи повтора, цветок - нераспустившееся сокровище (метафора); 300 девушек и юношей - по смыслу - смельчаки (близкие по смыслу), райский уголок - острова (смысловая связь), Япония - страна(логика); законченность рассказа; элементы композиции: вступление, зачин, развитие действия, развязка и концовка).(Тема - история цветка. История хризантемы.). ( Проблема: жестокости, доброты, милосердия, человеколюбия). ( Автор рисует образы, картины, поступки, читатель представляет описываемые события, передаёт свои эмоции - презрение, восхищение, грусть; Читатель тоже испытывает такие же чувства, переживает за героев; через портрет героя - мы видим авторскую оценку - оценочная лексика, лексические повторы, порядок слов; средства выразительности: эпитеты, метафора, однородные члены, синонимы).

Работа с текстом

Задания к тексту первого уровня: раскрыть скобки.

Задания к тексту второго уровня: раскрыть скобки; графически объяснить постановку знаков препинания.

Задания к тексту третьего уровня: раскрыть скобки; расставить знаки препинания.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим

растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую печаль, и

не проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э. не имеющий жалости император

узнал о существовании неописуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить

необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от неизлечимых болезней и уйти от

неминуемой смерти. Но только искренний, не желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и

юношей отправились за нераспустившимся

сокровищем. Но ненавидящему людей

императору так и не удалось дождаться

возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство -

Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

4. Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.

Учитель. Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. Работа по развитию речи. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.

(Подсказка: ошибка в образовании причастия)

Ключ.

Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным спутником осени.

2) Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.

(Подсказка: ошибка в управлении)

Ключ.

Не понимающий в цветах японец не может

считаться счастливым.

3) Во время первой выставки (Xв.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.

(Подсказка: повтор + нарушение управление)

Ключ.

Во время первой выставки (X в.) цветущие хризантемы произвели на посетителей неизгладимое впечатление.

4) Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.

(Подсказка: ошибка в образовании причастия)

Ключ.

Одна из высших японских наград, не утративших своей ценности, называется орденом Хризантемы.

  1. Закрепление изученного на основе разноуровневых заданий.

Цель: закрепить навыки правописания НЕ с причастиями.

Учитель. Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Каждый из нас выбирает уровень сложности.

Уровень первой сложности: составьте словосочетания.

  • (Не) разбирающийся;

  • (Не) ухаживающий;

  • (Не) смотрящий ;

  • (Не) отказавшийся;

  • (Не) пришедший;

  • От цветов; на цветы;

в цветах; с цветами;

за цветами.

Уровень второй сложности: составить словосочетания, чтобы НЕ была приставкой.

  • Распустившийся

  • Сорванный

  • Выращенный

  • Политый

  • Купленный

  • Подаренный

Уровень третьей сложности: составить словосочетания, чтобы НЕ выступала в роли частицы.

  • Распустившийся

  • Сорванный

  • Выращенный

  • Политый

  • Купленный

  • Подаренный

  1. Работа по составлению текста.

Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте.

Учитель. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.

  • По другой легенде, родиной этого

__________ очарования растения

является Китай. Китайцы, _______________

в своей правоте, назвали в честь хризантемы

девятый месяц года. По _________________

силы преданию, смельчак, ______________

сорвать в девятый день девятого месяца цветок

хризантемы, обретает бессмертие

.

Для справок: (не) побоявшийся, (не)

потерявшего, (не) утратившему,

(не) сомневающийся.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Итак, подведём итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы. Мы познакомились с этимологией слова «эликсир». Мы посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, и обнаружили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.

  1. Домашнее задание.

Учитель. Дома попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом».








© 2010-2022