Тема урока по русскому языку: Словосочетание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Словосочетание. Закрепление пройденного.

Цели: - повторение изученного о словосочетании: его строение, способы

подчинительной связи;

- развивать позитивную самооценку детей, стремление проявлять

доброту в словах и поступках;

- способствовать пониманию сущности гуманного поступка,

воспитывать доброту, уважение к человеческому достоинству;

формировать представление о доброте, как о важном нравственном

качестве человека.

Оборудование: интерактивная доска, контурная карта, схема, слайды,

творческие работы детей - лозунги.

Ход урока:

I. Организационный этап

1. Этап сообщения темы и цели урока.

Эпиграф урока:

Добро, как и зло, начинается с малого…

Эрвин Штауб

II. Стадия вызова

1.Прием «Корзина идей »

Что называется словосочетанием?

Чем отличается слово от словосочетания?

Из каких слов состоит словосочетание?

Что вы знаете о прямом и обратном порядке слов в словосочетании?

2. Составление кластера «Словосочетание»

Тема урока по русскому языку: Словосочетание

III. Стадия осмысления

1.Работа с текстом

На интерактивной доске текст «О доброте»

Слайд №1

О доброте.

Это чувство безграничное, если оно есть, и потому иногда приносящее зло. Мать так добра, так всепрощающа к своему ребенку, что он вырастает бездушным эгоистом.

Доброта беззащитна. Если ее обманывают, она не может воздать по заслугам.

Доброта приносит людям лучшие плоды, самое тонкое развитие чувств, если ее зерна падают на благодатную почву. И нет ничего горше, если они упали на сухие камни равнодушия.

Словарная работа: всепрощающа, воздать по заслугам, сухие камни равнодушия.

Работа по вопросам:

Что же такое доброта? (своими словами)

Какая она - доброта?

В каких случаях она может принести зло?

А когда доброта приносит хорошие плоды?

В каких строчках заключается основная мысль текста?

Какой вывод можно сделать, прочитав данный текст?

2. Задание классу: выписать из данного текста словосочетания,

разобрать их (работа у доски)

Вопрос классу: являются ли словосочетанием следующие сочетания слов: он вырастает, зерна падают, доброта приносит?

Обосновать свой ответ

3. Прием « Ключевые слова». Задание: восстановить текст по ключевым словам:

Слайд №2 Ключевые слова:

Чувство, зло, мать эгоист, доброта, благодатная почва, равнодушие

4. Работа с эпиграфом.

Добро, как и зло, начинается с малого…

Найдите в нем антонимы: добро-зло.

Как бы вы закрасили каждое из этих слов?

5. Прием «Диаманта» ДИАМАНТА - это стихотворная форма из семи

строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным

значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу

существительному из первой строки)

Чтение учащимися ДИАМАНТА.

добро

безграничное, беззащитное

приносящее свет, всепрощающее, воздающее

заслуги, плоды, развитие, чувства

падающее, обманывающее, растущее

бездушное, эгоистичное

зло

6. Задание классу. Запишите в цвете следующие слова: свет, злость,

нежность, грубость, воспитанность, уважение, зависть, вежливость,

предательство.

(работа на интерактивной доске)

7. Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие)

На интерактивной доске выражения. Внимательно прочитайте их, выпишите понравившееся высказывание, объясните смысл каждого и свой выбор.


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.
Л. Толстой

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
В. Шекспир

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.
В. Гюго

Даже охотник не убьет птицу, которая ищет у него убежища.

(японская пословица)

Приём ПОПС помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать выражение, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из данного выражения: «Я могу это подтвердить…».

И, делается вывод: «Следовательно…».

8. Творческий диктант.

- Героический, самоотверженный поступок (подвиг)

- Близкие отношения, основанные на взаимной привязанности,

общности интересов (дружба)

- Готовность помочь кому-либо, простить из сострадания,

человеколюбия (милосердие)

- Отвага, решительность и самопожертвование (героизм)

- Моральное качество, храбрость, сила духа, преодоление чувства

страха (мужество)

- Любовь к родине, преданность своему отечеству (патриотизм)

9. Работа над текстом «Чем знаменит Байкал?»

(работа с учебником стр.142)

а) Знакомство с текстом (чтение детьми)

б) Аналитическая работа с текстом

- работа над содержанием по вопросам (стр.143)

в) Определите тему и основную идею текста.

Тема текста - это то, о чем или о ком в нем говорится.

Основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит,

ради чего он написан.

В каких строчках звучит проблема, особенно актуальная в наши дни?

10.Исполните роль гида по озеру Байкал (слайды, контурная карта)

Следующие слова употребите в предложении и словосочетании:

Байкал, вода, климат

Слайды на тему «Байкал»

Тема урока по русскому языку: Словосочетание

Тема урока по русскому языку: Словосочетание

11. Групповая работа: составить лозунги на тему «Защити природу!»

IV.Итоги. Рефлексия. Слово учителя.

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека» -

считает М.Пришвин. Тема добра всегда волновала человечество.

Столько замечательных произведений посвятили писатели и поэты теме

добра. Хотелось бы, чтобы сегодня на уроке прозвучали замечательные

произведения А.Яшина «Спешите делать добрые дела!», А. Дементьева

«Доброту не купишь на базаре…» (индивидуальное задание)

1. Прием РАФТ:

Учитель называет четыре параметра будущего текста.

Р - роль (любой человек нашей планеты)

А - аудитория (кому вы будете писать - жителям планеты Земля)

Ф - форма - рассказ

Т - тема «Словосочетание»

Учитель предлагает ученикам:

Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но

рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека

нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Земля.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а

затем зачитывают их.

2. Домашнее задание: мини - сочинение на тему

«Спешите делать добрые дела!»

3. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу.

© 2010-2022