Конспект урока Запятая в предложениях с однородными членами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25 ноября 2013 года

Класс 11

Учитель Вялова О.В.

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

Оборудование урока: персональный компьютер, телевизор, презентация, карточки, демоверсия 2012

Цель урока: закрепление умения ставить запятую в предложениях с однородными членами (с учетом целевой подготовки к ЕГЭ).

Задачи урока:

1) повторить сведения по теме «Однородные члены», полученные в 8 классе (основные признаки однородных членов предложения, запятая в предложениях с сочинительными союзами и без союза);

2) продолжить формирование умения ставить запятую и обосновывать ее постановку в предложениях с однородными членами (с учетом целевой подготовки к ЕГЭ);

3) продолжить работу по овладению междисциплинарными умениями: коммуникативными (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст,

умениями работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.),

4) продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Ход урока


  1. Организационный момент. 1 минута

Дата, классная работа.

  1. Сообщение темы урока, запись. 1 минута

Учитель: в последней демоверсии тема «Однородные члены предложения» встречается в заданиях А 10, А 20, А 23 и А 24. В заданиях А 10 и А 20 простые предложения с однородными членами сопоставляются со сложными, в задании А 24 речь идет об обобщающих словах. Об этом мы поговорим на ближайших уроках. А сегодня мы должны закрепить умение ставить запятую в предложениях с однородными членами - Слайд №1.

  1. Орфоэпическая разминка. 2 минуты.

Начинаем традиционно - с орфографической разминки, но сегодня она - контрольная.

На экране - слайд №2 (слова, которые изучались в течение месяца). Раздаются карточки с этими же словами. Задание: напишите фамилию, имя, расставьте ударение.

Сдаем на проверку.

  1. На экране - слайд №3 (ключ). 2 минуты.

А теперь произнесем вслух эти слова и поработаем с ними.


  1. Моделирование предложений по заданной схеме.

Слайд №4. 5 минут

ПРОЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ.

Кто не понял?

Двое - у доски.

Все - в тетрадях с помощью учителя.

Посмотрите внимательно на данные слова. Что их может объединять? Какое предложение можно составить?

Аналог, и балованный, и красивее, и квартал - слова с ударением на втором слоге.

Прочитайте получившееся предложение.

Проверяем выполнение задания у доски.


  1. Ключ - слайд №5

А что объединяет все эти предложения? Чем они осложнены?

Все эти предложения - с однородными членами.

Докажите, что 2 предложение осложнено однородными членами.

Все - в тетрадях. Отвечают на вопрос каких?, относятся к обстоятельству в словах, являются несогласованными определениями. Следовательно, это однородные члены.

7. Слайд №6. Проверка

  • В словах (каких?) форзац, кухонный, банты и знахарь ударение падает на первый слог.

8.Повторение признаков однородности. Слайд №7. 3 минуты

Итак, назовите признаки однородности

Однородные члены отвечают на один вопрос.

Однородные члены всегда относятся к одному главному слову

Однородные члены всегда являются одним членом предложения

обычно выражены одной и той же частью речи,

произносятся с перечислительной интонацией


Какими союзами могут соединяться однородные члены?

Однородные члены соединяются соединительными, разделительными и противительными союзами


  • И,да, ни-ни ,тоже, также , не только, но и

  • Или, либо, то-то, не то - не то , как, так и

  • А,но,да,зато,однако,же

Чем еще могут соединяться однородные члены?

Интонацией

9.Слайд №8

1 минута.

10.Слайд № 9

2 минуты. Прочитайте задание. Настя

Прочитайте примеры, сформулируйте правило постановки запятой в предложении с однородными членами

На столе лежали книги, ручки, тетради. (Отсутствие союзов)

Дети то играли, то рисовали, то пели. (Повторяющийся союз)

Он ошибся, но сразу исправил свою оплошность. (Противительный союз)

Цветы стояли не только на подоконниках, но и на полу. (Двойной союз)

Юноша погружался в зыбкий, медленный, беззаботный мир. (Эпитеты)

Проверим себя.

11.Слайд №10

Запятая ставится

Конспект урока Запятая в предложениях с однородными членами

12.Слайд №11

2 минуты.

Прочитайте примеры, объясните, при каких условиях запятая между однородными членами не ставится

Мама обняла малыша и поцеловала его в щёку. (Одиночный соединительный союз)

На полке стояла старинная голубая фарфоровая чашка. (Неоднородные определения)

Друзья весело болтали о том о сём. (Устойчивое сочетание)

Пойду посмотрю новую выставку книг. (Глаголы в одной форме, образующие единое смысловое целое)

От ребёнка от сироты поступило заявление. (Определяемое слово и приложение с одинаковыми предлогами)

Сформулируйте правило: когда запятая между однородными членами не ставится

Проверим себя

  1. Слайд №12

Запятая не ставится

Конспект урока Запятая в предложениях с однородными членами

  1. Слайд № 13. А теперь поработаем с демоверсией

1 минута

Раздаются демоверсии

Работа с демоверсией.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) А 23 2012

1) Кто-то терем прибирал да хозяев

поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь

и вновь спорят по поводу отношений Гёте с

великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

3) От домов во все стороны шли ряды

деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических

текстов мы можем найти как сходства так и

различия.

  1. Слайд №14

1 минута. Прочитайте алгоритм выполнения задания, постарайтесь его запомнить.

Алгоритм выполнения задания

Списываем предложение

Находим однородные члены

Подчеркиваем их как члены предложения

Выясняем, чем они соединяются

Вспоминаем правило постановки запятой в предложении с однородными членами

Делаем вывод


  1. Запись и анализ предложений в тетрадях.

10 минут.

1) Кто-то (что делал?) терем прибирал да

хозяев поджидал.( Соединительный одиночный союз да в значении и.) Запятая не ставится.

2) Многие литературоведы и историки

спорят (кто?) по поводу отношений Гёте

с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. (Соединительный одиночный союз и.) Запятая не ставится

3) От домов во все стороны шли ряды

(какие?) деревьев, или кустарников, или

цветов. (Поторяющийся разделительный союз или.)Две запятые.

4) В синтаксическом строе двух поэтических

текстов мы можем найти (что?) как

сходства, так и различия. (Двойной союз как…так и.) Одна запятая

Следовательно, верным будет ответ №4


  1. Слайд №15. Проверка

  1. Слайд № 16

Самостоятельное выполнение аналогичной работы.

5 минут

У кого возникли вопросы?

  1. Проверка Слайд №17

2 минуты

1)Вопрос о происхождении жизни на

Земле во все времена имел как

познавательное, так и мировоззренческое

значение (какое?).

2) Сама жизнь диктует (что?) художнику и

сюжет, и композицию картины, и выбор

красок.

3) В состав фразеологизма могут входить

устаревшие слова или слова в переносном

значении.

4) Своими пьесами и рассказами Чехов

Создал (как?) самобытный и совершенно

автономный мир (какой?).


  1. Обобщение.

Итак, каков алгоритм выполнения задания А 23?

Списываем предложение

Находим однородные члены

Подчеркиваем их как члены предложения

Выясняем, чем они соединяются

Вспоминаем правило постановки запятой в предложении с однородными членами

Делаем вывод

Оценки за урок

  1. минута

  1. Домашнее задание: повторить обобщающие слова при однородных членах, неоднородные определения,

Задания 13-17



© 2010-2022