Конспект по русскому языку: Сложноподчиненное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План.


  1. Введение … 3

  2. Основная часть … 5

    1. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными … 6

    2. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными … 9

    3. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными …12

  3. Заключение …18

  4. Список используемой литературы …19





















Введение


Данная работа посвящается теме «Употребление разных видов сложноподчиненных предложений в художественных произведениях на примере романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью.

Проблема данного исследования: какова роль сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных предложений в художественных произведениях на примере исследования романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Гипотезой данной работы является утверждение - делает ли употребление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных язык художественного произведения красочнее и богаче.

Объектом исследования выступают сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений из текста произведения.

Цель: показать особую роль сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных в процессе создания художественного текста, совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений.

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта исследования художественного произведения;

2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды (придаточные изъяснительные, определительные, обстоятельственные), делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий, умение работать со специальной литературой, включая Интернет-ресурсы; развивать творческие способности;

4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к чтению художественных произведений;

5) определить, какие типы придаточных СПП, встречаются чаще в данном художественном произведении.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились роман «Тихий Дон» М.Шолохова, другие научные труды и учебные пособия по разработке данной темы проекта.

Вопрос изучения употребления и функционирования сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных предложений остается открытым в научном плане.

Методы: наблюдение, анализ, синтез, работа с научной литературой.

Основным методом в работе является метод наблюдения, который построен на индукции: от анализа фактов, их сопоставления к обобщениям и выводам.

Методы выборки и анализа языкового материала. Для решения поставленных задач был использован метод выборки сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных из текста романа «Тихий Дон» М. Шолохова. Из каждого тома произведения выбрано по № СПП: определительных, обстоятельственных, изъяснительных.

Такой метод позволяет более объективно исследовать эти конструкции, т. к. дает возможность выявить даже нетипичные случаи их употребления, не зафиксированные в других научных трудах и в учебных пособиях.

В работе также используется метод лингвистического эксперимента как разновидность трансформационного метода для выявления сходства и различия отдельных союзов, семантических разновидностей, для выявления наиболее часто употребляемых видов подчинительных предложений в тексте произведения. Совокупность перечисленных методов образовала исследовательскую методику данной работы, а сами этапы анализа обусловили композиционное построение исследования.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Употребление разных видов сложноподчиненных предложений в художественных произведениях на примере романа М. Шолохова «Тихий Дон», круг вопросов и логическую схему ее построения. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Источниками информации для написания работы по теме " «Употребление разных видов сложноподчиненных предложений в художественных произведениях на примере романа М. Шолохова «Тихий Дон »

послужили базовая учебная литература, книга романа «Тихий Дон» М. Шолохова в 2-х томах, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Сложноподчиненные предложения ", справочная литература.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.


II. Основная часть


Российскую и мировую известность М.Шолохову принес роман « Тихий Дон», который занимает центральное место в творчестве писателя. Это его самое крупное художественное произведение. Роман писался на протяжении 13 лет (1-3 тт. -1927-28 гг., 4 т.-1940г.). По жанру произведение Шолохова - роман-эпопея. Изображение реальных исторических событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной, бытовой жизни героев, у которых нет исторических прототипов. Широкий охват показанных событий обусловил и композицию романа: в нем несколько сюжетных линий, много авторских отступлений, вставных эпизодов. В романе более шестисот персонажей.

Шолохов своими произведениями так и просится на урок русского языка. У поэта такой образный, красочный, точно выверенный язык, который позволит у учащихся сформировать более объемное многомерное представление о многообразии русского языка. Конечно в романе «Тихий Дон» множество сложных синтаксических конструкций, там используется множество диалектизмов, архаизмов.

Язык романа "Тихий Дон" Михаила Шолохова неординарен. Нельзя сказать, что Шолохов открыл что-то новое в русской словесности, но в целом - по совокупности признаков - его проза выделяется среди общей массы произведений того времени. Здесь присутствуют и диалектная лексика, и просторечия, и высокая метафоричность.

В «Тихом Доне» Шолохова много различных видов сложных предложений: сложносочиненное предложение, бессоюзное сложное предложение, сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных.

В данной работе мы решили остановиться только на сложноподчиненных предложений с придаточными различных видов.

В начале проекта приведем определение сложноподчиненного предложения.

Сложноподчинённое предложение (СПП) - это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Например: «Я знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных.

II. 1. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное предложение изъяснительное. Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные изъяснительные связаны со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражающими оценку, чаще всего способными к управлению (обычно это глаголы, но ими могут быть и существительные с указанными значениями, краткие прилагательные' со значением эмоционального или волевого состояния, слова категории состояния). Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, будто, как, как будто, словно, ли и др. и союзных слов кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько, насколько и др. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Никто не мог сказать, как сложится жизнь при немцах. Щегольков спросил, где атаман. А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? Придаточные изъяснительные, относящиеся к существительным, соотносительным с глаголом, типа заявление, известие, мысль, сообщение, служи т. п., при котором нет соотносительного слова, имеют добавочное определительное значение. Распространился слух, что рыба идет с низовьев вверх, выбрасывается от жары и мелководья на пески и гниет. Такие придаточные являются определительными, если прикрепляются к главному предложению не при помощи союза что, а при помощи союзного слова что (возможна замена союзным словом который). Ср.: Слух, что распространился по городу, вскоре подтвердился.

Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении дополнения. Вдруг Воропаев неясно почувствовал, что к нему обращаются. Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопрос именительного падежа, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении подлежащего. Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. На этом основании некоторые грамматисты выделяют придаточные дополнительные и придаточные подлежащий е, указывая, что наряду с общими чертами соответствующих разновидностей изъяснительных придаточных предложений (структурно-семантическая неполнота главного предложения и необходимость изъяснительного распространения того или иного слова в нем) между ними имеется и существенное различие - сама структура главного предложения. В одном случае главное предложение или имеет в своем составе подлежащее и нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Я хочу, чтобы он пришел), или, будучи безличным, не допускает в своем составе подлежащего и тоже нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Мне хочется, чтобы он пришел), в другом же - главное предложение не допускает при себе управляемого члена и нуждается в распространении именно подлежащим (Важно, чтобы он пришел). При этом указывается, что если исходить из принципов классификации придаточных предложений, выдвинутых В. А. Богородицким и в основном признаваемых авторами современных учебных пособий (В. А. Богородицкий считал, что нужно иметь в виду:

1) к чему относится придаточное предложение, 2) каковы средства связи обеих частей сложноподчиненного предложения и 3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям), то при объединении придаточных дополнительных и придаточных подлежащных в одну общую группу учитываются два последних признака и недооценивается первый - "к чему относится" придаточное предложение. Указание на то, что придаточные подлежащные характеризуются чрезвычайной пестротой и неоднородностью входящих в них конструкций (с одной стороны, предложения типа Кто весел, тот смеется, а с другой - предложения типа Известно, что слоны в диковинку у нас), справедливо, но ведь не меньшей пестротой отличаются придаточные изъяснительные, объединяющие обе группы предложений;

Примеры: 1) Кто весел, смеется; 2) Жаль, что погода испортилась; 3) Говорят, будто состояние больного ухудшается и т. д. Ссылаясь на то, что разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащных проводится в академической "Грамматике русского языка", в работах А. Н. Гвоздева и других, отнюдь не устаревших, сторонники такого разграничения указывают также на методическое удобство проведения в школьной практике параллелизма членов предложения и придаточных предложений (параллелизма, правда неполного, но в большинстве случаев возможного и используемого).

Например:

- Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня платок.

[гл. + указ. сл.], (что - союз).

У Изварина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве. [ сущ.], (будто - союз).

Мы наперебой расспрашивали казаков [о чём?], смирные ли у них лошади (Штокман). [гл. ], (ли - союз-частица).

- Григорий Пантелеич, есаул велел [что?], чтобы ты никуда не уходил.

[гл. ], (чтобы - союз).

Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в хуторе пошла такая слава о турках. [гл. ], (откуда - союз. слово).

1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов.

2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.

Надо было прожить великую жизнь [зачем? с какой целью?], чтобы осознать роль казачества в истории России.

В придаточном дополнительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.

Елизавета Алексеевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет.

3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.

Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась.

Если они употребляются в придаточных дополнительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.

Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности.

4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного дополнительного.

Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.

Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение союза-частицы ли надо учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в начале придаточного предложения).


II. 2. СПП с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда, реже при помощи союзов чтобы, как, словно, будто, точно и др. Ветер легкий и вольный, какой бывает только в степи. Он не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся. Настанет черный год для России, когда царей корона упадёт. Не было у нас такого уговору, чтобы дрова таскать.

Присубстантивно-определительное предложение. Определительное придаточное предложение, относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным, и содержащее характеристику предмета или раскрывающее его признак. В одних случаях главное предложение не имеет законченного смысла без придаточного и нуждается в атрибутивном распространении, образуя с ним тесную связь. Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (предложение Изобразить чувство очень трудно имеет слишком общее, неопределенное значение). В других случаях определяемое имя существительное в главном предложении имеет достаточно конкретное значение и не нуждается в определении, поэтому придаточное определительное содержит добавочное сообщение об определяемом предмете и связь между обеими частями сложноподчиненного предложения менее тесная. Здесь много было родников, которые прорыли себе норки под обрывами. Приместоименно-определительное предложение. Определительное предложение, относящееся к указательному или определительному местоимению в главном предложении и конкретизирующее их значение. Слава тем, кто пал на передовой в боевые дни. Каждый, кого он здесь видел, обладал своим особым познанием. Эта разновидность придаточных определительных признается не всеми грамматистами. Выдвигаются такие возражения;

1) искусственность вопроса, который ставится к местоимению в главном предложении. И пусть меня накажет тот, кто изобрел мои мученья (какой тот?)',

2) домысливание слов, которых нет в главном предложении. Я слышал то, что вы сказали (ср.: Я слышал то слово...). Можно внести и другую конкретизацию местоимения то (то предложение, то сообщение и т. д.) Но если исключение какого-либо элемента влияет на структуру предложения (см. ниже), то почему не допустить, что и включение нового элемента отражается на его структуре?

3) недостаточный учет смысловой стороны предложения. Такие сложноподчиненные предложения, как Что с воза упало, то пропало и Что с воза упало, пропало, по содержанию друг от друга ничем не отличаются, а при предлагаемой классификации придаточное в первом предложении рассматривается как определительное, а во втором - как изъяснительное;

4) неточное определение функции указательного местоимения в главном предложении. Указательное местоимение и прикрепленное к нему придаточное предложение образуют единство, так как они называют один и тот же предмет, явление, признак объективной действительности в общем виде (местоимение) и в конкретном виде (придаточное предложение), поэтому их не следует рассматривать изолированно. В предложении Что с воза упало, то пропало сказуемое главного предложения связано и с местоимением то, и с придаточным предложением, конкретизирующим обобщенное значение местоимения. Отсюда можно сделать вывод, что их синтаксическая роль одинакова, и правомернее говорить о наличии здесь придаточного подлежащного, а не придаточного определительного. Аналогично решается вопрос о предложениях типа Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (Лермонтов): при наличии определительного значения у придаточного предложения все же больше оснований рассматривать его как придаточное сказуемое, поскольку, подобно конкретизируемому им местоимению тот, оно выражает признак подлежащего. ср. также предложения: Да только те цветы совсем не то, что другие; Каково лето, таково и сено (пословица); Я стал тем, кем вы меня хотели видеть и т. п., в которых можно усматривать наличие придаточных сказуемых. Такой взгляд на природу подобных предложений вытекает не из традиционного принципа классификации придаточных предложений с соотносительным словом в главном, согласно которому придаточное предложение получает то же наименование, что и конкретизируемое им указательное местоимение, а из признания одинаковой соотносительности местоимения и придаточного предложения с одним и тем же отраженным в сознании элементом объективной реальности. К этому сторонники приведенных выше рассуждений иногда добавляют методическое удобство проведения параллелизма членов предложения и придаточных предложений там, где это возможно.

Например:

Комната [какая?], в которую вступил Пантелей Прокопьевич, была совершенно пуста.

[сущ., (в которую - союз. слово), ].

Давайте помечтаем, например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (пан Листницкий).

[сущ. + указ. слово], (какая - союз. слово)

В сложной биографии Астахова нелегко установить то время [какое?], когда он начал задумываться серьезно о своей нелегкой жизни.

[сущ. + указ. слово], (когда - союз. слово)

1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов. Если средством связи является союз, это не определительное придаточное!

У него возникло ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве (Коршунов) - от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего?; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто.

2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который.

Забрались в такие заросли, где одни волки водились - Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились.








II. 3. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, следовательно, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

1. Придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) - [глаг.+ук.сл. так], (как) (придаточное образа действия).

2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько Кошевому его слушать) - [глаг.+ук. сл.столько], (сколько) (придаточное степени).

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными (если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько) (см. примеры выше) и двузначными (если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом). Например: 1) [Белые акации пахли так сильно], (что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту) - [ук.сл. так + нареч.], (что) (значение степени осложнено значением следствия, которое вносится в значение придаточного союзом что).

2) [Красивая девушка должна быть одета так], (чтобы выделяться из окружающей обстановки) - [кр.прич. + ук.сл. так], (чтобы) (значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы).

3) [Всё это маленькое растение так сверкало у ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя) - [ук.сл. так + глаг.], (будто) (значение степени осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто).

Пример:

Я на Дону рожден. Я люблю его так, что словами и не скажешь (Петро Мелехов). Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки...

2. Придаточные места

Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:

Пример: Такою дорогою иди, куда влекут тебя твои стремленья. Там, где кончалась чаща, белели березы.

1) [Такою дорогою иди], (куда влекут тебя твои стремленья). - [ ], (куда).

2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) - [нар.], (где).

3) (Куда река пошла), [там и русло будет] (пословица) -(куда ), [ ук.сл. там ].

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

1) И [Аксинья входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно беглый казак) - [сущ.], (где) (придаточное определительное).

2) [Она_ стал припоминать], (куда ходила в течение дня) - [глаг.], (куда) (придаточное изъяснительное).

3. Придаточные времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

Например:

1) [Когда граф вернулся], (Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась на двор) - (ког2) (Пока не требует старик чарки водки), [все в доме держались настороженно } - (пока ), [ ].

В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом.

Например:

1) [Я_ сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).

2) (Когда зимой ешь свежие огурцы), [то во рту пахнет весной] - (когда), [то].

3) [Бунчук чувствует буквальное значение слова даже тогда], (когда дают его в переносном значении) - [ ук.сл. тогда], (когда).

Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда.

Например:

1) [Я_ видел цветущие вишни в том году], (когда (- в котором) был в Вешенской) - [ук.сл.+сущ.], (когда) (придаточное определительное).

2) [Степан неоднократно спрашивал Аксинью], (когда он может приехать) -- [глаг.], (когда) (придаточное изъяснительное).

Пока он пел, Митька все блины съел. Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток.

4. Придаточные условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов если, если ... то, когда (= если), когда ... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Например:

1) (Если я заболею), [к врачам обращаться не стану]. - (если ), [ ].

2) (Раз мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца]) - (раз ), [то].

Если придаточные условные стоят перед главным, то в последнем может быть вторая часть союза - то (см. 2-ой пример).

Пример:

Если жизнь тебя обманула, не печалься, не сердись. Когда мы не договоримся, массы казаков не пойдут за власть Советов.

5. Придаточные цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др.

Например:

1) [Я_ разбудил Мишку], (чтобы, он не свалился с телеги) - [ ], (чтобы);

2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Аксинью от её намерения) - [ ], (дабы);

3)(Для того чтобы быть счастливым), [надо не только любить, но и быть любимым] - (для того чтобы), [ ];

При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения, например: [Я_ упоминаю об этом исключительно для того], (чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Корнилова) - [ук.сл. для того], (чтобы).

Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы.

Например:

1) [Я хочу], (чтоб к штыку присоединились и казаки) - [глаг.], (чтоб) (придаточное изъяснительное).

2) [Время посадки было рассчитано так], (чтобы к месту высадки попасть на рассвете) - [кр.прич.+ук.сл. так], (чтобы) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).

Чтобы большевиком стать, так нужно мыслить честно перед самим собой. Я уехать хочу, чтоб посмотреть на всю Россию.

6. Придаточные причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Например:

1) [Посылаю ей шубу в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) - [ ], (потому что)

2) [Всякий труд важен], (ибо необходим человеку) - [ ], (ибо).

3) (Благодаря тому что они читали каждый день новые декреты), [собрания их довольно охотно посещались] - (благодаря тому что ), [ ].

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.

Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною в одном хуторе) - [ ук. сл. оттого], (что).

Мне грустно, потому что конь мой продан. (Мартин Шамиль); Извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи добраться до именья.

7. Придаточные уступительные

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему) союзами хотя, хотя ... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и 2) союзными словами в сочета­нии с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни.

Например:

1) И (хоть он был балагур ), [но все его любили за удаль ] - (хоть), [но].

Примечание. В главном предложении, при котором находится уступительное придаточное, может находиться союз но.

2) (Пусть роза сорвана), [она ещё цветёт] - (пусть), [ ].

3) [В степи было тихо, пасмурно], (несмотря на то что солнце поднялось - [ ], (несмотря на то что).

П. 1) (Как ни оберегал себя Пантелей Прокопьевич от всяких тяжёлых переживаний), [но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение] (М. Шолохов) - (как ни), [но].

2) [Я_, (сколько ни любил бы вас), привыкнув, разлюблю) - [, (сколько ни), ].

Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу. Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

8. Придаточные сравнительные

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.

В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем ... тем, чем и др.

Например:

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (как), ['].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) - [ ], (словно).

3) [Они втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы).

Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем ... тем. Придаточные с двойным союзом чем ... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

1) (Чем быстрее Григорий приедет в Новочеркасск), [тем скорее он сможет уехать из России] - (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) - [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.

Например:

[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) - [ ], (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.

9. Придаточные следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения.

Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.

Например:

[Зной всё увеличивался], (так что становилось тяжело дышать; [Снег всё становился белее и ярче], (так что ломило глаза) - [ ], (так что).

Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (Лестницкий). Весь следующий день Григорий не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить Петро .





Заключение

Общеизвестно, что одна и та же мысль может быть выражена как при помощи простых самостоятельных предложений, так и сложных. И всё же в зависимости от того, суммой каких предложений выражена та или иная мысль, совершенно меняется стилистический характер высказывания. Так, если авторская мысль передаётся цепочкой простых предложений, то тем самым автор подчёркивает самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные, важные для него детали. Кроме того, такое высказывание становится более лаконичным, зачастую близким к разговорной речи. Образцы подобной авторской манеры повествования можно встретить в прозе Пушкина (её часто называют "голой"), Чехова.

Если же говорить о сложных предложениях, то они дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания. Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, обычно очень тонко увязываются между собой в единое сложное целое и выступают как его органические элементы.

Различия, о которых идёт речь, можно в какой-то степени сравнить с приёмами использования красок в живописи: одни художники дают на полотне яркие цветовые пятна, другие соединяют отдельные краски друг с другом, тщательно продумывая постепенные переходы одного цвета в другой, и тем самым создают общее полотно, включающее в себя множество оттенков, полутонов, усиливающих "звучание" живописного полотна.

Разнообразие структур сложных предложений (сложные предложения союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые) дают возможность отчётливо выявить и обосновать логические отношения между выдвигаемыми положениями (причины, условия, следствия и т.д.), установить между ними необходимую связь.

Подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленная гипотеза была доказана: употребление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных делает язык художественного произведения красочным и богатым.

В проекте показана роль сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, обстоятельственными, определительными, которые придают художественному произведению образность, эмоциональность и выразительность.

В романе "Тихий Дон" мы видим, как тесное переплетения истинного таланта писателя, своеобразия народного языка юга России и нравов казачества образовали живой и колоритный мир, который надолго остается в памяти читателя.

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными разных видов.

Список используемой литературы



  1. Василенко М. В., Денисова М. А., Лагутина Е. В. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. М.: "Издат-школа 2000".


  1. Воителева Т. М., Войлова К. А., Герасименко Н. А. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.


  1. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2001.

4. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1988.

5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.

6. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М.: Махаон, 2005.

7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Рольф, 1996.

8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь - справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.

9. Фёдорова М. В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. СПб.: "Валерии СПД", 1998.

10. М. Шолохов. Тихий Дон. Алма-Ата, «Мектеп»,1987.















19


© 2010-2022