Материал для урока русского языка «Категория состояния как часть речи» в 7 классе

Исследовательская работа ученицы 7 класса по теме «Синтаксическая роль слов категории состояния в художественном тексте» может быть использована при изучении темы «Категория состояния как часть речи». Цель исследовательской работы: теоретическое осмысление вопроса о категории состояния и практический анализ синтаксической роли слов категории состояния в художественном тексте. Объект исследования: слова категории состояния. Предмет исследования: синтаксическая роль слов категории состояния. Задачи, которые решались в процессе реализации поставленной цели: - изучить литературу по вопросу слов категории состояния; - отобрать художественные тексты для анализа; - проанализировать художественные тексты с точки зрения выявления синтаксической роли слов категории состояния; - логично изложить теоретический и практический материал в исследовательской работе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Исследовательская работа по дисциплине

«Русский язык»

Тема: Синтаксическая роль слов категории состояния

в художественном тексте

Выполнила:

Ободовская Анна, ученица 7в класса

МАОУ СОШ №2 УИИЯ

Преподаватель: Шитова И.Г., учитель русского

языка и литературы



Ноябрьск

2014

Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1. Вопрос о категории состояния

1.1. История вопроса о категории состояния

1.2. Категория состояния как особый класс слов

1.3. Отличие слов категории состояния от других частей речи

5

5

6

8

Глава 2. Слова категории состояния в художественном тексте

2.1. Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении

2.2. Синтаксическая роль слов категории состояния в поэтическом тексте

10


10


10

Заключение

21

Список использованной литературы

22

Введение

Безлично-предикативные формы как разряд слов, отличающихся в семантическом и функциональном отношениях от слов других частей речи, начинают выделять в русских грамматиках с первой трети XIX века. Одни учёные относили их к глагольным словам (А.Х.Востоков, впоследствии А.А.Шахматов, оставлявший некоторые из них в ряду существительных и наречий), другие - к кратким прилагательным, получающим значение глаголов (К.С.Аксаков), третьи - причисляли их к разным частям речи (А.М.Пешковский).

Впервые эти слова выделил в особую часть речи Л.В.Щерба, назвав их «категорией состояния»; причём включил в неё не только безлично-предикативные формы, но и наречия и наречные выражения, употребляемые со значением состояния в функции сказуемого в личном предложении (замужем, настороже, начеку, без памяти, без чувств, в состоянии), а также некоторые краткие прилагательные, выражающие состояние или долженствование (грустен, намерен, должен).

В.В.Виноградов выделяет категорию состояния в особую часть речи, относя к ней и несклоняемо-именные (рад, горазд, весел) и наречные слова на основании их лексического значения и морфолого-синтаксических признаков.

Не все грамматисты признают за категорией состояния права на выделение в особую часть речи (Фр.Травничек, А.Б.Шапиро). Кроме того, среди учёных, утверждающих наличие такой части речи в русском языке, нет единого мнения и по вопросу её состава: спорным считается включение кратких прилагательных и наречий, употребляющихся в функции сказуемого в личных двусоставных предложениях, так как это нарушает цельность синтаксического признака данной части речи (Е.М.Галкина-Федорук).

Всё это свидетельствует в равной степени как об актуальности темы данной исследовательской работы, так и об её спорности и сложности.

Цель исследовательской работы: теоретическое осмысление вопроса о категории состояния и практический анализ синтаксической роли слов категории состояния в художественном тексте.

Объект исследования: слова категории состояния.

Предмет исследования: синтаксическая роль слов категории состояния.

Задачи, которые решались в процессе реализации поставленной цели:

- изучить литературу по вопросу слов категории состояния;

- отобрать художественные тексты для анализа;

- проанализировать художественные тексты с точки зрения выявления синтаксической роли слов категории состояния;

- логично изложить теоретический и практический материал в исследовательской работе.

Глава 1. Вопрос о категории состояния


1.1. История вопроса о категории состояния

Первое достаточно полное описание категории состояния дано в статье Л.В.Щербы «О частях речи в русском языке», относящейся к 1928 году. Категория состояния, выделенная Щербой как особый класс слов, была и остаётся предметом непрекращающихся лингвистических споров. Одни из языковедов (В.В.Виноградов, Н.С.Поспелов, Е.М.Галкина-Федорук) склонны допускать существование в русском языке особой части речи, которая формируется за счёт слов с предикативной функцией, «выпадающих» из других частей речи. Разногласия в данном случае вызывают лишь объём категории (В.В.Виноградов, например, включает в неё краткие прилагательные рад, должен, а Е.М.Галкина-Федорук, напротив, ограничивает её словами на -о) и соответствующая терминология (Разные авторы предлагают различные термины: «категория состояния», «предикативные наречия», «безлично-предикативные слова», «предикативы»).

Другие языковеды (И.И.Мещанинов, А.Б.Шапиро, В.Н.Мигирин) полагают, что объединению разнообразных слов с предикативной функцией в рамках одной части речи препятствуют:

а) их лексико-семантическая неоднородность: они могут обозначать и состояние как таковое, и разного рода отношения - модальные, пространственные, временные;

б) их морфологическая пестрота: они соотносятся частично с наречиями, частично с существительными, сохраняя некоторые из свойств исходных частей речи;

в) их синтаксическая неоднозначность: в некоторых случаях трудно определить, являются ли они главным членом односоставного предложения, или же сказуемом при подлежащем, выраженным инфинитивом, как в предложении Проходить Первый Курильский пролив в тумане было опасно (К.Бадигин).

Отсюда обычно следует естественный для данной ситуации вывод: указанные слова должны распределяться по другим частям речи. Однако на практике такое распределение принимает различные формы. Например, авторы Грамматики-80 с определёнными оговорками относят слова типа грех, неохота, пора к существительным, а слова на -о (весело, грустно, стыдно, можно, нужно) - к наречиям. В.Н.Мигирин слова на -о интерпретирует как особого рода бессубъектные прилагательные, развившие способность обозначать стабильный признак, который мыслится вне связи с предметом.

1.2. Категория состояния как особый класс слов

Категорией состояния называют класс полнозначных (знаменательных) слов, обозначающих независимый признак (состояние), не имеющих форм словоизменения и выполняющих вместе со связочным глаголом быть (наличным или нулевым) функцию главного члена односоставного предложения: В лесу было холодно, пасмурно. Ему было с нами нелегко. До дома ещё далеко. Одному всегда плохо.

В семантико-грамматическом отношении слова категории состояния противопоставлены, с одной стороны, глаголам и прилагательным, обозначающим признак предмета, а с другой - наречиям, которые выражают признак признака. Грамматическое противопоставление категории состояния другим частям речи отличается некоторыми особенностями. Отсутствие форм словоизменения сближает эту категорию с наречиями и в то же время отличает от глаголов и прилагательных. Напротив, способность выполнять синтаксическую функцию главного члена (тождественную функции сказуемого в двусоставном предложении) уподобляет её глаголам и прилагательным и делает непохожей на наречие, которое в этой функции употребляется очень редко.

Ядро категории состояния составляют слова на -о, обозначающие:

а) состояние окружающей среды, обстановки: дымно, жарко, людно, мокро, прохладно, пусто, сыро, светло, темно, шумно;

б) физическое состояние человека (или каких-то других живых существ): дурно, горячо, зябко, тошно, холодно;

в) эмоциональное состояние человека: весело, грустно, досадно, обидно, печально, радостно, смешно, страшно;

г) модальное отношение: должно, можно, надо, необходимо, нужно;

д) пространственные и временные отношения: высоко, близко, далеко, узко, широко, долго, поздно, рано;

е) зрительные и слуховые восприятия: видно, слышно.

Некоторые слова категории состояния на -о омонимически совпадают с наречиями и могут быть отграничены от них лишь в соответствующих контекстах (ср.: ему плохо - мы плохо подготовились к экзамену; с переездом будет сложно - объяснял он сложно, бестолково; у них мне всегда интересно - старик говорил интересно, ярко).

Как и наречия, эти слова имеют степени сравнения: стыдно, стыднее, более стыдно, стыднее всех, стыднее всего; обидно, обиднее, более обидно, обиднее всех, обиднее всего; тяжело, тяжелее, более тяжело, тяжелее всех, тяжелее всего.

К категории состояния относятся также бывшие существительные типа время, грех, жаль, лень, охота (неохота), пора, стыд, страх, срам, утратившие способность изменяться по родам, падежам и числам, о чём свидетельствует возможность их «согласования» с формой прошедшего времени среднего рода глагола быть: Неохота было уходить. Стыд было слушать его. Лишь немногие из слов этой группы в современном речевом употреблении не обнаруживают непосредственной связи с классом имён существительных (жаль, неохота). Все остальные обычно употребляются и как слова категории состояния, и как существительные (ср.: пора ехать - придёт желанная пора; лень вставать - лень не была его пороком).

1.3. Отличие слов категории состояния от других частей речи

Представим в таблице 1 отличительные особенности слов категории состояния.

Таблица 1.


Отличие слов категории состояния от других частей речи


Слова категории состояния

Знаменательные части речи

Морфологические отличия

Не склоняются и не изменяются (кроме нескольких слов, имеющих степени сравнения): Пора отправляться в путь. Мне весело. Всем было весело.

Существительные - склоняются, имеют категории рода, числа и падежа: Эта пора мне всегда нравилась (сущ. ж.р. ед.ч. Им.п.).

Этой поре я обязан лучшими минутами своей жизни (сущ. ж.р. ед.ч. Д.п.).

Наречия - имеют сравнительную и превосходную степень: Мы весело рассмеялись. Он смеётся веселее, чем мы.

Синтаксические отличия

В предложении (безличном) бывают только главным членом: Вам нельзя опаздывать. Хорошо бы попробовать этот фрукт. Охота вам спорить!

В предложении являются подлежащим или дополнением (существ.): Охота продолжалась весь день. Не люблю я охоту; а также обстоятельством: Ученик хорошо (как?) ответил. На охоте нельзя зевать.

Лексические отличия

Называют признак состояния предмета

Называют признак действия предмета (наречие), субъект или объект действия (существительное)

Глава 2. Слова категории состояния в художественном тексте


2.1. Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении

Слова категории состояния употребляются в функции сказуемого в безличном предложении и, как главный член предложения, не вступают в подчинительные связи с другими словами, хотя могут иметь при себе зависимый инфинитив: Смешно слушать ваши рассуждения. Они не допускают подлежащего в именительном падеже, сочетаются только с субъектом в дательном падеже (Мне весело) или с существительным в предложном падеже (В лесу тихо). Употребляясь в качестве сказуемого, они сочетаются со связкой и благодаря этому выступают в предложении в различных временах и наклонениях (изъявительном и сослагательном): Ему хорошо с нами; Ему было (будет) хорошо с нами; Ему было бы хорошо с нами.

2.2. Синтаксическая роль слов категории состояния в поэтическом тексте

Безусловно, поэтический текст - средоточие слов категории состояния, так как в лирическом произведении автор стремится раскрыть перед читателем глубокий мир душевных переживаний лирического героя, а это очень образно можно сделать как раз посредством слов категории состояния. Именно поэтому для доказательства истинности суждения о том, что слова категории состояния являются в односоставном безличном предложении сказуемым мы выбрали анализ лирических произведений. Рассмотрим синтаксическую роль слов категории состояния на примере лирики Лермонтова, основным мотивом которой является мотив одиночества.

Рассмотрим стихотворение «Монолог», написанное в 1829 году пятнадцатилетним поэтом:


Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

В данном стихотворении мы встречаемся с двумя словами категории состояния. Синтаксическая характеристика предложения, в котором присутствуют отмеченные слова категории состояния, следующая: сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых (простое односоставное безличное; простое односоставное безличное; простое двусоставное). В первом и втором простых предложениях слова категории состояния выступают в роли главного члена предложения - сказуемого.

Следующее стихотворение - «Одиночество» (1830 год).

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушны,
Года уходят будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрутится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...

В этом стихотворении в первом же предложении М.Лермонтов использует слово категории состояния, которое входит в состав сказуемого (страшно влачить), являющегося грамматической основой простого односоставного безличного предложения.

Обратимся к стихотворению «Звезда» (1830 год):

Светись, светись, далекая звезда,
Что я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;

Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко...
Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),

Но как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя, - смотреть его хочу...

В данном стихотворении слова категории состояния используются в двух предложениях. В предложении «И груди сей свободно и легко» слова категории состояния - однородные сказуемые в безличном предложении. Последнее предложение стихотворения по своей характеристике является сложным, состоящим из четырёх простых (с учётом вводной конструкции как самостоятельного предложения. Предложение, содержащее слово категории состояния, разрывает третье, а слово категории состояния (нельзя), не соотносимое с другими частями речи неизменяемое слово, является сказуемым в последнем односоставном безличном предложении.

Следующее стихотворение - «1830. Мая 16 числа»:

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет;

Хочу - и снова затрудненье!
Зачем? Что пользы будет мне?
Мое свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами
Но разрушение! - Творец,
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?

На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
И нет в душе довольно власти -
Люблю мучения земли.

И этот образ, он за мною
В могилу силится бежать,
Туда, где обещал мне дать
Ты место к вечному покою.

Но чувствую: покоя нет,
И там, и там его не будет;
Тех длинных, тех жестоких лет
Страдалец вечно не забудет!..

Как видим, в данном стихотворении присутствует значительное число слов категории состояния (5). Рассмотрим их синтаксическую роль. Во втором предложении мы видим, что данное слово является единственным членом предложения - сказуемым, то есть характеристика этого предложения такова: простое, побудительное, восклицательное, односоставное, безличное, нераспространённое. Слова затрудненье и пользы из второго абзаца, как нам представляется также можно отнести к словам категории состояния, поскольку слова эти этимологически связаны с именами существительными, но выражают оценку состояния с морально-этической стороны. Эти слова также будут являться сказуемыми. Слова категории состояния четвёртого абзаца являются грамматической основой - сказуемым в простом односоставном безличном предложении в составе бессоюзного сложного. В последнем абзаце два слова категории состояния (не соотносимое с другими частями речи неизменяемое слово нет и слово, этимологически связанное с именем существительным, но выражающее оценку состояния с морально-этической стороны, - пользы) составляют одно простое предложение в составе сложного и являются в нём грамматической основой, состоящей из одного сказуемого.

Теперь проанализируем стихотворение «Небо и звёзды» (1831 год):

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив? -
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо -
Звезды и небо! - а я человек!..

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

В данном стихотворении встречается только одно слово категории состояния - не соотносимое с другими частями речи неизменяемое слово нельзя, которое входит в состав сказуемого нельзя подумать.

Стихотворение «Земля и небо» написано в 1830-1831 гг:


Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;

Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.

О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной,
А краткость печали смешит.

Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.

Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой;
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.


Слово категории состояния из второго предложения - самостоятельное сказуемое в простом односоставном безличном предложении, входящем в состав сложного. Сказуемое темно несёт в себе не цветовой смысл, а подразумевает неизвестность. Слово категории состояния жаль входит в состав сказуемого наряду с глаголом расстаться и также представляет собой грамматическую основу простого односоставного безличного предложения, входящего в состав сложного. В последнем абзаце встречаем слово порой, омонимичное существительному. По определению оно должно быть словом категории состояния, но синтаксический анализ показывает, что данное слово является обстоятельством в двусоставном предложении, следовательно, скорее всего данное слово будет являться в данном контексте наречием.

Следующее стихотворение - «Молитва» (1839 год):

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Данное стихотворение представляется интересным по причине завершения его словами категории состояния. Это завершающее стихотворение предложение является простым, повествовательным, невосклицательным, односоставным, безличным, нераспространённым и осложнённым однородными сказуемыми, выраженными безличными глаголами и словами категории состояния.

И завершим анализ поэтических текстов стихотворением М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно», которое практически является классическим по использованию слов категории состояния (строчки именно из этого стихотворения служат во всех учебных пособиях примерами слов данной части речи).

Стихотворение создано в 1840 г. В нем звучит мотив безысходности, входящий в тему одиночества. Лермонтов создал в своем творчестве своеобразную концепцию одиночества. В романтической поэзии лирический герой противопоставлял себя обществу. Со временем его позиция меняется: изгнанничество становится единственно возможной формой существования в бездушном мире.

Элегия "И скучно и грустно" - это внутренний монолог, исповедь лирического героя, наполненная грустными раздумьями о жизни.
Герой находится в состоянии рефлексии, то есть пытается понять свое внутреннее душевное состояние, его размышления полны противоречий и сомнений. Этому состоянию подчинена композиция произведения.

Элегия представляет собой трехчастную структурную композицию: вступление, основная часть, заключение. Вступление (первые две строки) определяет внутреннее состояние героя. Основная часть делится на двустишия, каждое из которых представляет собой завершенное по смыслу и интонации суждение: "желанья... что пользы... желать?"; "любить- но кого же?"; "что страсти?., их сладкий недуг исчезнет". Вывод заключен в последнем двустишии: "И жизнь... такая пустая и глупая шутка!"

Лаконичность и отчасти афористичность строения фраз подчеркивают стремление героя подчинить свои чувства логичности, строгому рассудку. Однако прерывистость речи (многоточие, тире), насыщенность вопросительными и восклицательными предложениями, словесные повторы создают впечатление взволнованности лирического героя. Драматизм его состояния усиливается контрастами: "на время - вечно", "и радость, и муки", "рано иль поздно".

Трудно переоценить те проникновенные слова Белинского, которые обращены к этим страстным поэтическим строкам: "Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом, который душит нас в своих костяных объятиях, улыбается своими костяными челюстями и прижимается к устам нашим! Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это - похоронная песня всей жизни! Кому не знакомо по опыту состояние духа, выраженное в ней, в чьей натуре не скрывается возможность ее страшных диссонансов, - те, конечно, увидят в ней не больше, как маленькую пьеску грустного содержания, и будут правы; но тот, кто не раз слышал внутри себя этот могильный напев, а в ней увидел только художественное выражение давно знакомого ему ужасного чувства, тот припишет ей слишком глубокое значение, слишком высокую цену, даст ей почетное место между величайшими созданиями поэзии, которые когда-либо, подобно светочам Эвменид, освещали бездонные пропасти человеческого духа... И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собой, как поток слез, давно уже накипевших, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка..."


И скучно и грустно! - и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа.
И радость, и муки, и все там ничтожно.

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка!

Итак, как видим, во всех примерах слова категории состояния являются сказуемым в односоставном безличном предложении.

Заключение

Подведём итоги: категория состояния - это знаменательная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета.

Слова категории состояния не всеми учёными признаются самостоятельной частью речи, другие же понимают эти слова излишне широко, включая в категорию состояния и краткие прилагательные рад, согласен, должен, и наречные выражения быть начеку, быть замужем, и безлично-предикативные слова на о: весело, жарко, хорошо и др.

Вслед за Е.М.Галкиной-Федорук целесообразно относить к словам категории состояния только такие слова, которые являются главным членом безличных предложений: Мне недосуг спорить с вами; Надо торопиться; Грех смеяться над больными людьми.

В практической части данной исследовательской работы для доказательства данного тезиса используется анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, в которых выявляются слова категории состояния и объясняется их синтаксическая роль.



Список использованной литературы


  1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. В 2 ч. Саратов: Лицей,2002.

  2. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справоч­ные материалы. М.: Просвещение, 1995.

  3. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по рус­скому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2000-2002.

  4. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000-2001.

  5. Голуб И. Б. Русский язык без репетитора. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 2002.

  6. Войлова К. А., Гольцова Н. Г. Справочник по русскому язы­ку. М.: Просвещение, 1996.

  7. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2000.

  8. Мигирин В.Н. Категория состояния или бессубъектные прилагательные? / Исследования по русскому языку. - М., 1970.

  9. Распопов И.П., Ломов А.М. Основы русской грамматики: Морфология и синтаксис. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984.

  10. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В. Д. Черняк. СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2004.

  11. Русский язык. Справочник / Под ред. В.С.Славкина. - М.: Слово, 1995.

  12. Русский язык: Полный справочник / Сост. М.Е.Булаева. - М.: Айрис-пресс, 2003.


© 2010-2022