Анализ лирического текста в школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия № 7»



Анализ лирического текста в школе:

вопросы теории и методики

учитель русского языка и литературы

Головатских Е. В.





г. Торжок

2015 г.


В условиях современной действительности часто возникает вопрос о целесообразности введения в школьную программу глубокого анализа произведения литературы вообще и лирического в частности. Бытует мнение о том, что уроки литературы должны, прежде всего, оказывать воспитательное воздействие на обучающихся, поэтому не стоит «препарировать» произведение искусства. Ведь это явление, которое современный читатель, всё чаще и чаще отдающий предпочтение наукам физико - математического цикла, способен понять лишь на самом примитивном уровне, а значит достаточно того, чтобы познакомить его с достижениями русской и мировой литературы, не углубляясь в теорию.

Однако почему же тогда эти «дети асфальтовых джунглей» пишут стихи, с удовольствием слушают и поют бардовские песни и, наконец, просто любят поэзию?

Вывод из данного противоречия напрашивается сам собой. Во все времена люди тянутся к прекрасному, но, чтобы постичь его, необходимо более чуткое отношение к слову. А добиться этого можно с помощью анализа текста.

Анализ текста не только оттачивает мыслительную деятельность школьника. Он погружает его в творческую мастерскую того или иного автора, приближает его к творческому процессу, позволяет увидеть, как СЛОВО преобразует смысл, развивает воображение, эстетический вкус, возвышает чувства.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие цели анализа лирического текста в школе.

  1. Воспитать интерес к литературе.

  2. Формировать бережное отношение к слову.

  3. Способствовать более глубокому пониманию произведений.

  4. Привить любовь к чтению.

Данных целей можно достичь через решение следующих задач:

-осознание формы лирического произведения;

-осознание содержательной стороны лирического произведения;

-осознание эмоциональной сферы произведения.

Учебные программы в современных условиях дают учителю свободу и право выбирать те произведения, которые наилучшим образом помогут в обучении и воспитании.

Эффективность обучения анализу лирического текста зависит и от других факторов. Это, прежде всего, реализация основных принципов обучения:

- научности;

- доступности;

- наглядности;

- преемственности изучаемого материала;

- воспитательной ценности материала;

- сотворчества учителя и ученика и др.

Обучение анализу текста - длительный и трудоёмкий процесс, требующий усердия и последовательности и от учителя , и от ученика в течение всего периода обучения.

Учитывая все перечисленные принципы обучения, можно определить следующие этапы формирования навыков анализа лирического текста. ( За основу взяты критерии для выявления уровня умений анализа поэтического произведения, разработанные преподавателем ТРИРО Беляевой Н. В.)

5 - 6 класс

1. Определение темы и идеи лирического произведения.

2. Нахождение в тексте оценочной лексики, иллюстрирующей отношение автора.

3. Умение делить текст на части и определять значение каждой из них.

4. Умение аргументировать свои суждения с помощью примеров из текста.

5. Умение находить ключевые слова и определять их роль а тексте.

7 - 9 класс

1.Нахождение в тексте основных изобразительно - выразительных средств.

2. Умение находить ключевые образы и их роль в произведении.

3. Умение определять основные темы и образы творчества какого - либо автора.

4. Умение выявлять авторскую позицию.

10 - 11 класс

1.Глубокое понимание композиции произведения.

2.Видение назначения фонетических, лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.

3. Видение пространственно - временных отношений.

4. Разграничение понятий «автор» и «лирический герой».

5. Способность дать культурно - исторический комментарий.

6. Умение производить сравнительный анализ текстов.

И тем не менее, как бы мы не старались «привязать» анализ к какой - либо схеме, следует помнить о том, что особенности его всегда диктует само произведение. Естественно, что при изучении произведений Н. А. Некрасова волей - неволей больше внимания уделяется анализу содержательной стороны, а при работе над произведениями поэтов - футуристов на первый план выходит форма.

Решая задачи, указанные выше, обычно я использую задания и вопросы следующего типа.

Осознание содержания лирического произведения

(На примере изучения элегии В. А. Жуковского «Вечер»)

  1. Как связаны в стихотворении поэт, природа и творчество?

  2. Как вы относитесь к тезису Жуковского о гармоничности природы?

  3. Какие слова, использованные автором, это доказывают?

  4. Дать исторический комментарий к данному стихотворению.

  5. Попробуйте графически изобразить взаимосвязь «природа - человек - творчество».

  6. А как вы представляете взаимосвязь « поэт - природа - творчество»?

  7. Влияет ли время суток на человеческие образы в элегии?

  8. Какие философские размышления посещают автора?

Осознание эмоциональной стороны произведения

  1. Проследите изменение настроения лирического героя.

  2. Что влияет на смену настроений?

  3. Какие чувства ассоциируются у Жуковского с юностью?

Осознание формы лирического произведения

  1. Из данной строфы выпишите выделенные сочетания звуков. Что они вам напоминают?

Чуть слышно над ручьём колышется тростник;

Глас петела вдали уснувши будит сёлы;

В траве коростеля я слышу дикий крик,

В лесу стенанье филомелы.

С помощью данного приёма мы наглядно увидим как переливаются звуки, как сладостно «звучит» пейзаж у Жуковского. Именно поэтому Чайковский выбрал элегию для дуэта Лизы и Полины в опере «Пиковая дама».

  1. С помощью каких приёмов автор рисует образ «весны дней»?

  2. Почему весна и зима в стихотворении не противоречат друг

другу? (Потому что это не времена года в прямом значении этих слов, а дань моде, клише).

В результате проделанной работы мы приходим к выводу, что природа и человек сливаются в творчестве и для творчества, и даже смерть не может помешать этому, так как становится одним из элементов этого процесса.

Очень важным этапом в обучении анализу лирического текста являются задания с деформированным текстом, которые способствуют погружению в творческую лабораторию поэта, позволяют лучше понять его творческое «Я».


Задание 1

Вставить пропущенные эпитеты. Каково отношение автора к героине произведения?

Пани Ирена

А. Вертинский

Я безумно боюсь __________ плена

Ваших _______________ волос,

Я влюблён в Ваше ________ имя «Ирена»

И в следы Ваших слёз.

Я влюблён в Ваши _________ польские руки,

В эту кровь ____________ королей,

В эту бледность лица до восторга, до муки

Обожжённого песней моей.

Разве можно забыть эти _________ плечи,

Этот _______ , _________ рот,

И акцент Вашей польской ___________ речи,

И ресниц __________ полёт?

А _________ брови? А лоб Беатриче?

А весна в повороте лица?..

О, как трудно любить в этом мире приличий,

О, как трудно любить без конца!

И бледнеть, и терпеть, и не сметь увлекаться,

И, зажав своё сердце в руке,

Осторожно уйти, навсегда отказаться

И ещё улыбаться в тоске.

Не могу, не хочу, наконец - не желаю!

И, приветствуя ___________ плен,

Я со сцены Вам сердце, как мячик, бросаю.

Ну, ловите, принцесса Ирен!


Задание 2

Восстановить в стихотворении пропущенные рифмы.

Сероглазочка

А. Вертинский

Я люблю Вас, моя сероглазочка,

Золотая ошибка моя!

Вы - вечерняя жуткая _________,

Вы - цветок из картины _______ .

Я люблю Ваши пальцы __________

Католических строгих __________,

Ваши волосы сказочно - длинные

И надменно - ленивый поклон.

Я люблю Ваши руки __________

Католических строгих мадонн,

Ваши волосы сказочно - длинные

И надменно - ленивый ________.

Я люблю этот блеск интонации,

Этот голос - звенящий хрусталь,

И головку цветущей _________,

И в словах голубую ________.

Так естественно, просто и ласково

Вы, какую - месть затая,

Мою душу опутали ________,

Сумасшедшею сказкой ________...

Под напев Ваших слов летаргических

Умереть так легко и тепло.

В этой сказке смешной и __________

И конец, и начало __________....

1915


Задание 3

Восстановить пропущенные глаголы . Какую роль они играют в стихотворении?

В степи молдаванской

А. Вертинский

Тихо _______ сонные дроги

И, вздыхая, _________ под откос.

И печально глядит на дороги

У колодцев распятый Христос.

Что за ветер в степи молдаванской!

Как _______ под ногами земля!

Как легко мне с душою цыганской

_________, никого не любя!

Как все эти картины мне близки,

Сколько вижу знакомых мне черт!

И две ласточки, как гимназистки,

Провожают меня на концерт.

Звону дальнему тихо я ___________

У Днестра на зелёном лугу.

И Российскую милую землю

_________ я на том берегу.

А когда __________ берёзы

И поля __________ ко сну,

О, как сладко, как больно сквозь слёзы

Хоть взглянуть на родную страну…

1925

Задание 4

Сочинить четверостишие по заданным рифмам.

______________________ серебриться

______________________ за косу

______________________ птицей

______________________ мысу.

И когда тонкий месяц начнёт серебриться

И лиловое море уйдёт за косу,

Вам покажется белой серебряной птицей

Адмиральская яхта на жёлтом мысу.

«Ненужное письмо»

А. Вертинский.

При работе над лирическим произведением я часто использую работу в группах, что способствует развитию самостоятельности, рождает полемику, позволяет учащимся научиться выражать свои собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

(На примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г.)

1 группа. Осознание содержательной стороны произведения.


  1. Соотнесите начало стихотворения «И скучно, и грустно…» и начало стихотворения «Молитва».

  2. Какой выход видит поэт из «минуты трудной»?

  3. В чём чудо молитвы?

  4. Почему в творчестве герой находит то, чего не находит в жизни?

2 группа. Осознание эмоциональной стороны произведения.


  1. Каким настроением пронизано произведение?

  2. Как Лермонтов оценивает саму возможность чувствовать?

  3. Светла или темна по Лермонтову природа творчества?

3 группа. Осознание формы произведения.


  1. Выпишите эпитеты, характеризующие молитву, объяс -

ните их. ( чудная, сила благодатная, живые слова, непонятная, святая прелесть)

  1. Объясните противоречивое сочетание «святая прелесть».

Наиболее сложным мне представляется сравнительный анализ лирических произведений. Однако он не только позволяет глубже понять произведение, но и «почувствовать» стиль поэта, открыть в себе самом что-то неизвестное: сравнение разных авторских позиций даёт возможность сформировать свою собственную, а уважение противоположной, порой, точки зрения воспитывает в человеке необходимое сегодня чувство толерантности. Предлагаемые вопросы зачастую требуют от читателя сосредоточенного погружения не только в мир лирического героя, но и свой собственный.

Кроме того, эти индивидуальные задания подготавливают учащихся к восприятию символических образов, которые составляют и духовное, и эстетическое ядро русской поэзии.

Вот ряд заданий для сравнительного анализа стихотворений В. А. Жуковского «Ночь» и Я. П. Полонского «Лунный свет».

1. Проследите, как из образного ряда рождается то или иное настроение.

2. Чем отличается настроение этих стихотворений или, напротив, сходно?

3. Какие изобразительно - выразительные средства этому способствуют?

4. Могут ли художественные приёмы определить смысл произведения? Докажите свою точку зрения.

5. Каковы центральные образы этих стихотворений?

6. Как соотносятся внешний и внутренний миры в стихотворениях?

7. Есть ли в стихотворениях человек? Каков он?

8. «Озвучены» ли эти стихотворения?

Наиболее подготовленным, одарённым учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые могут перерасти в более серьёзные работы, например, в рефераты.

Вот темы некоторых из них:

«Эстетическая роль мифологических образов в раннем творчестве А. С. Пушкина».

« Русские поэтессы Х1Х века».

« Гоголь и Гофман».

« Русский сонет».

« Поэтика заглавия» и др.

Особенно эффективны подобные задания в том случае, когда они подкреплены не только впечатлениями от чтения стихотворений, но и непосредственным знакомством с поэтом или писателем через века и десятилетия, когда читатель «прикасается» к жизни гения, видя мемориальные экспонаты в музеях, слушая лекции увлечённых своим делом людей. Тогда жизнь великого человека из абстракции превращается в реальность.

Каждое лето я вместе со своими учениками в составе научно - исследовательской экспедиции научного общества учащихся «Гнозиз» гимназии №7 отправляюсь в увлекательное путешествие . Пушкинский заповедник в Псковской области ( Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, где похоронен великий поэт), Берново, Ясная Поляна, музей В. Вересаева, музей В. Шишкова , Градницы - эти названия говорят сами за себя. Из таких поездок мы привозим много материалов: буклеты, уникальные книги, иллюстративный материал. Всё это превращается затем в интересные проекты, некоторые из которых проходят как экзаменационные работы.

Результатом работы по данной теме можно считать тот факт, что за последние 3 года качественный уровень успеваемости по литературе достиг 80%. В 2003 - 2004 уч. году моя ученица заняла 1 место на городской олимпиаде, а в 2004 - 2005 уч. году - 3 место.

Таким образом, анализ лирического текста помогает развивать у ребёнка художественное восприятие лирики, способность к глубокому осмыслению произведения, как факта русской культуры, учит понимать его. А это, на мой взгляд, и является главной целью обучения литературе вообще.

Список использованной литературы


  1. А. В. Чичерин. Очерки по истории русского литературного стиля. М., «Художественная литература», 1977г.

  2. Т. Давыдова, В. Пронин. Теория литературы. М., «Логос», 2003г.

  3. Н. В. Беляева. Уроки изучения лирики в школе. М., «Вербум - М»,2004г.

  4. В. Е. Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. Санкт - Петербург, «Паритет», 2003г.

  5. Н. В. Исаченкова. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Санкт - Петербург, «Паритет», 2003г.












© 2010-2022