- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Анализ лирического текста в школе
Анализ лирического текста в школе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головатских Е.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Гимназия № 7»
Анализ лирического текста в школе:
вопросы теории и методики
учитель русского языка и литературы
Головатских Е. В.
г. Торжок
2015 г.
В условиях современной действительности часто возникает вопрос о целесообразности введения в школьную программу глубокого анализа произведения литературы вообще и лирического в частности. Бытует мнение о том, что уроки литературы должны, прежде всего, оказывать воспитательное воздействие на обучающихся, поэтому не стоит «препарировать» произведение искусства. Ведь это явление, которое современный читатель, всё чаще и чаще отдающий предпочтение наукам физико - математического цикла, способен понять лишь на самом примитивном уровне, а значит достаточно того, чтобы познакомить его с достижениями русской и мировой литературы, не углубляясь в теорию.
Однако почему же тогда эти «дети асфальтовых джунглей» пишут стихи, с удовольствием слушают и поют бардовские песни и, наконец, просто любят поэзию?
Вывод из данного противоречия напрашивается сам собой. Во все времена люди тянутся к прекрасному, но, чтобы постичь его, необходимо более чуткое отношение к слову. А добиться этого можно с помощью анализа текста.
Анализ текста не только оттачивает мыслительную деятельность школьника. Он погружает его в творческую мастерскую того или иного автора, приближает его к творческому процессу, позволяет увидеть, как СЛОВО преобразует смысл, развивает воображение, эстетический вкус, возвышает чувства.
Исходя из этого, можно сформулировать следующие цели анализа лирического текста в школе.
-
Воспитать интерес к литературе.
-
Формировать бережное отношение к слову.
-
Способствовать более глубокому пониманию произведений.
-
Привить любовь к чтению.
Данных целей можно достичь через решение следующих задач:
-осознание формы лирического произведения;
-осознание содержательной стороны лирического произведения;
-осознание эмоциональной сферы произведения.
Учебные программы в современных условиях дают учителю свободу и право выбирать те произведения, которые наилучшим образом помогут в обучении и воспитании.
Эффективность обучения анализу лирического текста зависит и от других факторов. Это, прежде всего, реализация основных принципов обучения:
- научности;
- доступности;
- наглядности;
- преемственности изучаемого материала;
- воспитательной ценности материала;
- сотворчества учителя и ученика и др.
Обучение анализу текста - длительный и трудоёмкий процесс, требующий усердия и последовательности и от учителя , и от ученика в течение всего периода обучения.
Учитывая все перечисленные принципы обучения, можно определить следующие этапы формирования навыков анализа лирического текста. ( За основу взяты критерии для выявления уровня умений анализа поэтического произведения, разработанные преподавателем ТРИРО Беляевой Н. В.)
5 - 6 класс
1. Определение темы и идеи лирического произведения.
2. Нахождение в тексте оценочной лексики, иллюстрирующей отношение автора.
3. Умение делить текст на части и определять значение каждой из них.
4. Умение аргументировать свои суждения с помощью примеров из текста.
5. Умение находить ключевые слова и определять их роль а тексте.
7 - 9 класс
1.Нахождение в тексте основных изобразительно - выразительных средств.
2. Умение находить ключевые образы и их роль в произведении.
3. Умение определять основные темы и образы творчества какого - либо автора.
4. Умение выявлять авторскую позицию.
10 - 11 класс
1.Глубокое понимание композиции произведения.
2.Видение назначения фонетических, лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.
3. Видение пространственно - временных отношений.
4. Разграничение понятий «автор» и «лирический герой».
5. Способность дать культурно - исторический комментарий.
6. Умение производить сравнительный анализ текстов.
И тем не менее, как бы мы не старались «привязать» анализ к какой - либо схеме, следует помнить о том, что особенности его всегда диктует само произведение. Естественно, что при изучении произведений Н. А. Некрасова волей - неволей больше внимания уделяется анализу содержательной стороны, а при работе над произведениями поэтов - футуристов на первый план выходит форма.
Решая задачи, указанные выше, обычно я использую задания и вопросы следующего типа.
Осознание содержания лирического произведения
(На примере изучения элегии В. А. Жуковского «Вечер»)
-
Как связаны в стихотворении поэт, природа и творчество?
-
Как вы относитесь к тезису Жуковского о гармоничности природы?
-
Какие слова, использованные автором, это доказывают?
-
Дать исторический комментарий к данному стихотворению.
-
Попробуйте графически изобразить взаимосвязь «природа - человек - творчество».
-
А как вы представляете взаимосвязь « поэт - природа - творчество»?
-
Влияет ли время суток на человеческие образы в элегии?
-
Какие философские размышления посещают автора?
Осознание эмоциональной стороны произведения
-
Проследите изменение настроения лирического героя.
-
Что влияет на смену настроений?
-
Какие чувства ассоциируются у Жуковского с юностью?
Осознание формы лирического произведения
-
Из данной строфы выпишите выделенные сочетания звуков. Что они вам напоминают?
Чуть слышно над ручьём колышется тростник;
Глас петела вдали уснувши будит сёлы;
В траве коростеля я слышу дикий крик,
В лесу стенанье филомелы.
С помощью данного приёма мы наглядно увидим как переливаются звуки, как сладостно «звучит» пейзаж у Жуковского. Именно поэтому Чайковский выбрал элегию для дуэта Лизы и Полины в опере «Пиковая дама».
-
С помощью каких приёмов автор рисует образ «весны дней»?
-
Почему весна и зима в стихотворении не противоречат друг
другу? (Потому что это не времена года в прямом значении этих слов, а дань моде, клише).
В результате проделанной работы мы приходим к выводу, что природа и человек сливаются в творчестве и для творчества, и даже смерть не может помешать этому, так как становится одним из элементов этого процесса.
Очень важным этапом в обучении анализу лирического текста являются задания с деформированным текстом, которые способствуют погружению в творческую лабораторию поэта, позволяют лучше понять его творческое «Я».
Задание 1
Вставить пропущенные эпитеты. Каково отношение автора к героине произведения?
Пани Ирена
А. Вертинский
Я безумно боюсь __________ плена
Ваших _______________ волос,
Я влюблён в Ваше ________ имя «Ирена»
И в следы Ваших слёз.
Я влюблён в Ваши _________ польские руки,
В эту кровь ____________ королей,
В эту бледность лица до восторга, до муки
Обожжённого песней моей.
Разве можно забыть эти _________ плечи,
Этот _______ , _________ рот,
И акцент Вашей польской ___________ речи,
И ресниц __________ полёт?
А _________ брови? А лоб Беатриче?
А весна в повороте лица?..
О, как трудно любить в этом мире приличий,
О, как трудно любить без конца!
И бледнеть, и терпеть, и не сметь увлекаться,
И, зажав своё сердце в руке,
Осторожно уйти, навсегда отказаться
И ещё улыбаться в тоске.
Не могу, не хочу, наконец - не желаю!
И, приветствуя ___________ плен,
Я со сцены Вам сердце, как мячик, бросаю.
Ну, ловите, принцесса Ирен!
Задание 2
Восстановить в стихотворении пропущенные рифмы.
Сероглазочка
А. Вертинский
Я люблю Вас, моя сероглазочка,
Золотая ошибка моя!
Вы - вечерняя жуткая _________,
Вы - цветок из картины _______ .
Я люблю Ваши пальцы __________
Католических строгих __________,
Ваши волосы сказочно - длинные
И надменно - ленивый поклон.
Я люблю Ваши руки __________
Католических строгих мадонн,
Ваши волосы сказочно - длинные
И надменно - ленивый ________.
Я люблю этот блеск интонации,
Этот голос - звенящий хрусталь,
И головку цветущей _________,
И в словах голубую ________.
Так естественно, просто и ласково
Вы, какую - месть затая,
Мою душу опутали ________,
Сумасшедшею сказкой ________...
Под напев Ваших слов летаргических
Умереть так легко и тепло.
В этой сказке смешной и __________
И конец, и начало __________....
1915
Задание 3
Восстановить пропущенные глаголы . Какую роль они играют в стихотворении?
В степи молдаванской
А. Вертинский
Тихо _______ сонные дроги
И, вздыхая, _________ под откос.
И печально глядит на дороги
У колодцев распятый Христос.
Что за ветер в степи молдаванской!
Как _______ под ногами земля!
Как легко мне с душою цыганской
_________, никого не любя!
Как все эти картины мне близки,
Сколько вижу знакомых мне черт!
И две ласточки, как гимназистки,
Провожают меня на концерт.
Звону дальнему тихо я ___________
У Днестра на зелёном лугу.
И Российскую милую землю
_________ я на том берегу.
А когда __________ берёзы
И поля __________ ко сну,
О, как сладко, как больно сквозь слёзы
Хоть взглянуть на родную страну…
1925
Задание 4
Сочинить четверостишие по заданным рифмам.
______________________ серебриться
______________________ за косу
______________________ птицей
______________________ мысу.
И когда тонкий месяц начнёт серебриться
И лиловое море уйдёт за косу,
Вам покажется белой серебряной птицей
Адмиральская яхта на жёлтом мысу.
«Ненужное письмо»
А. Вертинский.
При работе над лирическим произведением я часто использую работу в группах, что способствует развитию самостоятельности, рождает полемику, позволяет учащимся научиться выражать свои собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.
(На примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г.)
1 группа. Осознание содержательной стороны произведения.
-
Соотнесите начало стихотворения «И скучно, и грустно…» и начало стихотворения «Молитва».
-
Какой выход видит поэт из «минуты трудной»?
-
В чём чудо молитвы?
-
Почему в творчестве герой находит то, чего не находит в жизни?
2 группа. Осознание эмоциональной стороны произведения.
-
Каким настроением пронизано произведение?
-
Как Лермонтов оценивает саму возможность чувствовать?
-
Светла или темна по Лермонтову природа творчества?
3 группа. Осознание формы произведения.
-
Выпишите эпитеты, характеризующие молитву, объяс -
ните их. ( чудная, сила благодатная, живые слова, непонятная, святая прелесть)
-
Объясните противоречивое сочетание «святая прелесть».
Наиболее сложным мне представляется сравнительный анализ лирических произведений. Однако он не только позволяет глубже понять произведение, но и «почувствовать» стиль поэта, открыть в себе самом что-то неизвестное: сравнение разных авторских позиций даёт возможность сформировать свою собственную, а уважение противоположной, порой, точки зрения воспитывает в человеке необходимое сегодня чувство толерантности. Предлагаемые вопросы зачастую требуют от читателя сосредоточенного погружения не только в мир лирического героя, но и свой собственный.
Кроме того, эти индивидуальные задания подготавливают учащихся к восприятию символических образов, которые составляют и духовное, и эстетическое ядро русской поэзии.
Вот ряд заданий для сравнительного анализа стихотворений В. А. Жуковского «Ночь» и Я. П. Полонского «Лунный свет».
1. Проследите, как из образного ряда рождается то или иное настроение.
2. Чем отличается настроение этих стихотворений или, напротив, сходно?
3. Какие изобразительно - выразительные средства этому способствуют?
4. Могут ли художественные приёмы определить смысл произведения? Докажите свою точку зрения.
5. Каковы центральные образы этих стихотворений?
6. Как соотносятся внешний и внутренний миры в стихотворениях?
7. Есть ли в стихотворениях человек? Каков он?
8. «Озвучены» ли эти стихотворения?
Наиболее подготовленным, одарённым учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые могут перерасти в более серьёзные работы, например, в рефераты.
Вот темы некоторых из них:
«Эстетическая роль мифологических образов в раннем творчестве А. С. Пушкина».
« Русские поэтессы Х1Х века».
« Гоголь и Гофман».
« Русский сонет».
« Поэтика заглавия» и др.
Особенно эффективны подобные задания в том случае, когда они подкреплены не только впечатлениями от чтения стихотворений, но и непосредственным знакомством с поэтом или писателем через века и десятилетия, когда читатель «прикасается» к жизни гения, видя мемориальные экспонаты в музеях, слушая лекции увлечённых своим делом людей. Тогда жизнь великого человека из абстракции превращается в реальность.
Каждое лето я вместе со своими учениками в составе научно - исследовательской экспедиции научного общества учащихся «Гнозиз» гимназии №7 отправляюсь в увлекательное путешествие . Пушкинский заповедник в Псковской области ( Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, где похоронен великий поэт), Берново, Ясная Поляна, музей В. Вересаева, музей В. Шишкова , Градницы - эти названия говорят сами за себя. Из таких поездок мы привозим много материалов: буклеты, уникальные книги, иллюстративный материал. Всё это превращается затем в интересные проекты, некоторые из которых проходят как экзаменационные работы.
Результатом работы по данной теме можно считать тот факт, что за последние 3 года качественный уровень успеваемости по литературе достиг 80%. В 2003 - 2004 уч. году моя ученица заняла 1 место на городской олимпиаде, а в 2004 - 2005 уч. году - 3 место.
Таким образом, анализ лирического текста помогает развивать у ребёнка художественное восприятие лирики, способность к глубокому осмыслению произведения, как факта русской культуры, учит понимать его. А это, на мой взгляд, и является главной целью обучения литературе вообще.
Список использованной литературы
-
А. В. Чичерин. Очерки по истории русского литературного стиля. М., «Художественная литература», 1977г.
-
Т. Давыдова, В. Пронин. Теория литературы. М., «Логос», 2003г.
-
Н. В. Беляева. Уроки изучения лирики в школе. М., «Вербум - М»,2004г.
-
В. Е. Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. Санкт - Петербург, «Паритет», 2003г.
-
Н. В. Исаченкова. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Санкт - Петербург, «Паритет», 2003г.