Конспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • вводить понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап Организационный момент

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня я у вас в гостях. Надеюсь, что сегодняшний урок пройдёт с пользой и интересов. А для этого давайте выведем формулу успеха.

Чтобы быть успешным на уроке нужно:

СТАРАНИЕ+ВЗАИМОПОНИМАНИЕ+СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ=УСПЕХ. [Приложение 1. Презентация. Слпйд1 ] Надеюсь, эта формула станет для нас залогом успешной работы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Положительно относятся к учению, желают совершенствовать имеющиеся знания и умения

2 этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

А пришла я к вам не с пустыми руками. Я принесла вам книгу «В стране невыученных уроков».

Ребята, а вы хотели бы оказаться в стране Невыученных уроков? Почему?

Давайте вместе с вами отправимся в страну ВЫУЧЕННЫХ уроков [слайд 2]

Как вы думаете, как мы должны учиться в этой стране?

Герой этой книги - Витя Перестукин сказал: «Да я ненавижу все эти учебники, пропали бы они все пропадом!»

В чем особенность построения данного предложения?

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Формулирование темы урока.

-Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью») [слайд 3]

Чему нам предстоит научиться?

- Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться применять знаки препинания при прямой речи).

Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?

Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Слово речь нам знакомо?

Ребята, какие знаки препинания вы знаете? (Учитель показывает знаки препинания детям) [Приложение 2].

Какие знаки мы ставим в конце предложения (Учитель прикрепляет таблички со знаками препинания на доску).

Какие знаки препинания мы используем для выделения прямой речи? (Учитель прикрепляет таблички со знаками препинания на доску).

Комментируют высказывания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях.

Называют тему урока.

Записывают дату и тему в тетради.



Целеполагание, планирование учебной деятельности, саморегуляция. Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации.

Умение оформлять свои мысли в устной речи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: создать проект-памятку.


Памятка (на доске и каждому обучающемуся) [слайд 5. Приложение 3].

  1. П а

  2. П а

  3. П а

  4. А П

  5. А П

  6. А П

Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (А и П).

НКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюа схеме прямую речь можно изобразить двумя способами: 1. А и П. 2) и

Кавычки ,,"(письменно) и «»(печатно)

Слушают объяснение учителя, по мере возможности дополняют.

Систематизировать и анализировать учебный материал.

4 этап Реализация проекта

Цель: активизировать теоретические знания

Перед вами карточка-заготовка, которая в ходе урока с помощью наших совместных усилий превратиться в памятку, которая будет моим подарком вам.

К ней вы можете обратиться, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Орфографическая разминка[слайд 5].

ПКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюр…мая речь…

Конспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речьюПрямо сущ. ж.р. 3 скл.

Дословно, точно

Что такое прямая речь?

(Прямая речь - высказывание какого - либо лица, передаваемое дословно).

С какой буквы пишется прямая речь? (с большой).

Какими знаками выделяется прямая речь (кавычки).

На каком месте по отношению к словам автора может стоять прямая речь? (перед и после)

Какой знак препинания мы ставим перед\после слов автора (двоеточие, тире).

Ребята, предложение с прямой речью состоит из двух частей. Это сложное, бессоюзное предложение.

Мы с вами знаем, что простые предложения в составе сложных на письме обычно разделяются запятой.

(Все знаки постепенно вносим в памятку)

Какие предложения по цели высказывания? (Повест., победит., вопрос.).

По интонации?

Если предложение по цели высказывания повест. - мы ставим запятую, так как в середине предложения не ставим точку.

Если предложения по цели высказывания побудительное ставим знак восклицания.

Вопросительное - знак вопроса.

ТРИ ЗНАКА !!!

Итак: мы составили нашу памятку.

Оформляют схему на листе. Записывают схемы в тетрадь; схемы проецируются на экране (презентация).

Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради:

  • Определить границы ПР и СА

  • Определить, сколько предложений включает ПР

  • Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске

Сделать вывод, нарисовать схемы

Развивать умение формулировать определение понятий;

Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.








5 этап Физкультминутка

Цель: релаксация

1) - Давайте разомнём спинку, для этого обнимем спинку стульчику с одной стороны и с другой стороны.

2) Теперь глазами нарисуйте первую букву своего имени.

3) Теперь встаньте и попробуйте изобразить то, что я говорю.

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клён.

Выполняют упражнения

6 этап Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону

Цель: обучение расстановки знаков препинания при прямой речи

Ребята, я предлагаю вам обсудить задание по постановке знаков препинания при прямой речи [Приложение 4].

1 вариант

2 вариант

(Лист с заданиями). [слайд 6,7,8,9].

Ответы детей.

Выполняют упражнение на листе в паре.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.




Формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

Ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

Совершенствовать орфографические умения.

7 этап Закрепление материала

Цель: рефлексия учебного материала

Сейчас я предлагаю вам поиграть (4 человека).

Игра называется: «Кто быстрей» (составить предложение с прямой речью «Живая схема». При этом после составления предложения, прокомментировать).

  1. Нина спросила папу: «Мы будем собирать все грибы?»

  2. Женя воскликнул: «Как же много сегодня грибов в лесу!»

  3. «В лесу сегодня будет много грибов, »- отметил дедушка.

  4. «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.

[Приложение 5].

Составляют предложения. Проверяют упражнение Проводится анализ и исправление ошибок.

Формировать умение работать с предложениями, содержащими прямую речь;

Ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

Совершенствовать орфографические умения.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель: активизация и тренировка знаний.

Восстановление текста[слайд 10,11]

  • Прямая речь -это слова ________ , передаваемые без изменения.

  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Вписывают ответы.

Формирование умения определения понятия «Прямая речь»

9 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Сегодня, ребята, мы с вами осуществили путешествие в страну Выученных уроков

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

(Словесное оценивание учащихся за их работу)

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных, аналитических умений. Приобретают мотивацию к процессу образования. Оценивают свою работу.

10 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: постановка домашнего задания

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из рассказа Лии Гераскиной «В стране выученных уроков».

Записывают задание.



© 2010-2022