- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная игра Счастливый случай
Литературная игра Счастливый случай
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубова Е.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературная игра «Счастливый случай»
Цель: расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению литературы.
Задачи:
Развивать умение слушать другого человека, работать в группе, развивать творческие способности, способствовать сплочению коллектива.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация, экран, микрофоны, доска для записи счёта, листы с заданиями.
Предварительная подготовка
1.Воспитанники формируют команды, выбирают капитанов, выбирают название своих команд.
2.Воспитанники готовят домашнее задание для гейма «Ты мне, я - тебе» - по 3 вопроса на литературную тему.
3. Воспитанники оформляют зал для игры.
Ход мероприятия:
(слайд 1) - заставка игры «Счастливый случай»
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на игре «Счастливый случай». Эта игра посвящена прошедшему в 2015 году Году литературы.
Сегодня вас ждёт много интересного! Вам предстоит проявить свои знания в области литературы, эрудицию, смекалку и даже актёрские способности.
В нашей игре принимают участие две команды - «Девяточка» и «Десяточка», которые пока находятся в фойе и будут вызываться по очереди для прохождения первого гейма. А оценивать работу ребят будет опытное жюри: это воспитанник 10 группы Поддубный Руслан, а также представители администрации детского дома....
За работой мультимедийной аппаратуры будет следить Федотова Светлана.
Итак, мы начинаем нашу конкурсную программу и приглашаем в зал команду «Девяточка». (команда «9» заходит в зал, ведущий представляет участников команды).
(слайд 2) - «9» заходит в зал под музыку
Добрый день, дорогие ребята! Вам предстоит первым вступить в игру «Счастливый случай» и я представляю задание для 1 гейма, который называется «Дальше, дальше!»
(слайд 3) - заставка «Дальше, дальше…»
За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.
Каждый правильный ответ даёт 1 балл команде. На экране - секундомер, который будет отсчитывать время для выполнения задания - 1минута.
Итак, мы начинаем…
(слайд 4) - секундомер
-
Имя героя Древней Греции, совершившего 12 подвигов. (Геракл)
-
Кто автор стихотворения «Однажды в студёную зимнюю пору…»? (Н. А. Некрасов)
-
У кого был толоконный лоб? (Поп)
-
Какими словами начинается пушкинская «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
-
Загадка: Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь в 10 раз умней. (Книга)
-
Герой, подковавший блоху. (Левша)
-
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - кто это? (Три богатыря)
-
В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин? (Царскосельский лицей)
-
Автор книги «Тимур и его команда» (А. П. Гайдар)
-
Имя, отчество няни Пушкина? (Арина Родионовна)
-
Кем был по профессии А. П. Чехов? (Врач)
-
Автор сказки «Снежная королева». (Ганс Христиан Андерсен)
-
Кто автор стихотворения
"Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,…". (Ф. И. Тютчев)
-
Какая сказка У.Диснея напоминает пушкинскую "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях"? ("Белоснежка и семь гномов")
-
Какое произведение М.Ю. Лермонтова посвящено Отечественной войне 1812г? ("Бородино").
-
Храбрый защитник девочки с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик». (Буратино).
-
Семимильные скороходы. (Сапоги).
-
Волшебная скатерть. (Самобранка).
-
Птица, в которую превращался герой русской сказки Финист. (Сокол).
-
Сказочная курица. (Ряба).
-
Золотое украшение дуба. (Цепь).
-
Транспортное средство Бабы- Яги. (Ступа).
-
Озорной мальчишка, летал с гусями в Лапландию. (Нильс).
Первый гейм команда «9» прошла с результатами…
А теперь я приглашаю в зал вторую команду - «Десяточка». (команда «10» заходит в зал, ведущий представляет участников команды).
(слайд 5) - «10» заходит в зал под музыку
Здравствуйте, дорогие ребята! Сейчас вам предстоит разминочный гейм игры «Счастливый случай».
(слайд 6) - заставка «Дальше, дальше…»
За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.
Каждый правильный ответ даёт 1 балл команде. На экране - секундомер, который будет отсчитывать время для выполнения задания.
Условия конкурса понятны? Тогда, мы начинаем…
(игра)
(слайд 7) - секундомер
В первом гейме команда «10» заработала…баллов.
Хороший старт, друзья! И мы приступаем к следующему гейму.
(слайд 8) - заставка «Ты мне, я - тебе»
Командам было дано домашнее задание... Сейчас «9» и «10» по очереди будут задавать каверзные литературные вопросы друг другу - по 3 вопроса каждая команда. Правильный ответ даёт 1 балл команде.
Начинаем гейм с «10».
Вопросы «10»:
1. Содержание одной из статей Всеобщей Декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Ганса Христиан Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
2. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Ш. Перро, «Красная Шапочка».)
3. В средневековой Европе появилась форма народной песни, которая рассказывала какую-либо историю. Во Франции и Италии их называли балладами, в Испании - романсами, а как их называли на Руси? (Былинами.)
Вопросы «9»:
4. Какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почётный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)
5. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (В русской народной сказке «Репка»).
6. Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке. ( Лук - Чипполино)
Вот и закончился второй гейм. Слово представляется жюри. (результаты двух конкурсов от жюри)
Мы продолжаем нашу игру, и я объявляю 3 гейм - «Заморочки из бочки».
(слайд 9) - заставка «Заморочки из бочки»
В этом гейме игроки команд по очереди достают по бочонку с заданием внутри, прочитав которое нужно назвать - из какого литературного произведения этот афоризм, кто автор (по 5 вопросов каждой команде). Если вы называете произведение и автора, то команда получает 2 балла. Если только произведение или только автора - 1 балл.
Гейм начинает «9».
-
«Счастливые часов не наблюдают» («Горе от ума», А.С.Грибоедов)
-
«Любви все возрасты покорны» («Евгений Онегин», А. С. Пушкин)
-
«На деревню дедушке» («Ванька», А. П. Чехов)
-
«Да только воз и ныне там» («Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов)
-
«Разбитое корыто» («Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин)
-
«Рождённый ползать летать не может» («Песня о соколе», М.Горький)
-
«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь…» («Евгений Онегин», А. С. Пушкин)
-
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов)
-
«А Васька слушает да ест» («Кот и повар», И. А. Крылов)
-
«Герой нашего времени» («Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов)
Третий гейм подошёл к концу и жюри подсчитывает и объявляет набранные командами баллы. Вам слово…(жюри подводит итоги трёх геймов)
А нас с вами ждёт творческий конкурс - это гейм «Тёмная лошадка».
(слайд 10) - заставка «Тёмная лошадка»
В этом гейме капитаны вытягивают по 2 карточки с названиями басен и вместе с командой готовят пантомимы к ним. Команда-противник должна отгадать название басни. Если отгадывает - получает 1 балл. Жюри оценивает также артистизм команд, за который может прибавить баллы (максмально - 2 балла). Время на подготовку - 3 минуты.
Капитаны команд, выберите номера басен. (выдаются тексты басен). Команды, на подготовку задания расходимся в разные стороны зала: «9» - налево, «10» - направо.
Басни: «Лебедь, рак и щука», «Квартет», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Демьянова уха», «Ворона и лисица».
Пока команды готовят свои пантомимы, мы поиграем со зрителями.
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете писателей и поэтов, произведения которых изучаете на уроках литературы.
Я говорю имя, отчество, а вы, дополняете меня, называя фамилию писателя или поэта. Итак…
(слайд 11) - портреты известных личностей появляются по мере их отгадывания.
-
Александр Сергеевич… (Пушкин - «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», Грибоедов - «Горе от ума»)
-
Михаил Юрьевич… (Лермонтов - «Бородино», «Герой нашего времени»)
-
Иван Андреевич… (Крылов - «Лебедь, рак и щука», «Квартет»)
-
Николай Васильевич… (Гоголь - «Ревизор», «Вий», «Тарас Бульба»)
-
Михаил Евграфович… (Салтыков-Щедрин - «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
-
Самуил Яковлевич… (Маршак - «12 месяцев», «Багаж», «Кошкин дом»)
-
Лев Николаевич… (Толстой - «Война и мир», «Детство», «Филиппок»)
-
Фёдор Иванович… (Тютчев - «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою»)
-
Фёдр Михайлович… (Достоевский - «Преступление и наказание», «Идиот»)
10.Корней Иванович…(Чуковский)
11.Владимир Владимирович… (Маяковский - «Облако в штанах», «Что такое хорошо и что такое плохо»)
Молодцы! Вы хорошо знаете писателей и поэтов.
А теперь, я предлагаю Вам отгадать название и автора произведения по «Перевёртышу». Например, перевёртыш «Мышка в босоножках» - «Кот в сапогах» Шарля Перро.
(слайд 12) - пример перевёртыша
1. «Гав-гав» («Муму» И.С. Тургенев).
2. «Сказка о том, как 2 министра чиновника заморили» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков-Щедрин).
3. «Большой король» («Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери).
4. «Старость» («Детство» Л.Н. Толстой).
5. «Барашек-прямоспинка» («Конёк-горбунок», П.П. Ершов)
6. «Байка про живую царицу, но про 12 слабаков» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
7. «Милый лебедь» («Гадкий утенок», Г-Х. Андерсен)
8. «Синяя бейсболка» («Красная шапочка», Ш. Перро)
9. «Дуэт» («Квартет», И.А. Крылов)
10. «Белый петух» («Чёрная курица», А.. Погорельский)
11. «Дождливый король» («Снежная королева», Г-Х. Андерсен )
12. «Трусливая швея» («Храбрый портняжка», Братья Гримм)
13. «Рабыня-жаба» («Царевна-лягушка», русская народная сказка)
14. «Еросинья глупенькая» («Елена Премудрая», А. Н. Афанасьев)
15. «Жарилко» («Морозко», русская народная сказка )
16. «Медная отмычка» («Золотой ключик», А. Толстой)
17. «Бодрствующее чудовище» («Спящая красавица», Ш. Перро)
18. «Великан-уши» («Карлик-нос», В. Гауф)
19. «Километровочка» («Дюймовочка», Г-Х. Андерсен)
20. «Томсон, который работает в подвале» («Карлсон, который живет на крыше», А. Линдгрен)
Команды готовы показать свои пантомимы? Первой выступит «10», а команда-соперница постарается отгадать - какую басню ей изобразили. Начнём…
(слайд 13) - весёлая музыка (фоном)
Жюри подводит итоги четырёх геймов. Вам слово…
Внимание, объявляется «Конкурс капитанов»!
(слайд 14) - заставка «Конкурс капитанов»
Сейчас Вам будут представлены отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», которые нужно дополнить недостающими словами. Первой выбирает отрывок капитан «9». В течение 2-х минут вы дописываете стихотворный отрывок, после зачитываете его нам. Чтобы не отвлекаться, задание вы будете выполнять в фойе.
-
команда:
Всегда скормна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
-
команда:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Пока капитаны команд готовятся, мы поиграем со зрителями и участниками игры «Счастливый случай».
Сейчас вы увидите на экране видеоотрывки из литературных произведений. Ваша задача - назвать данное произведение. Ответ засчитывается поднятием руки.
(слайд 15) - видеоконкурс для зрителей
(Фрагменты: 1. «Муму» И.С.Тургенев, 2. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин, 3. «Золушка» Ш.Перро, 4. «Каштанка» А.П.Чехов, 5. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, 6. «Приключения Буратино» А.Н.Толстой)
А сейчас я приглашаю в зал капитанов. Они зачитают нам получившиеся отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
За каждое правильно вставленное слово - 1 балл команде.
(слайды 16-17) - когда капитаны зачитывают свои отрывки из произведения, на экране появляется текст с выделенными словами, которые нужно было вставить.
Капитаны достойно выполнили непростое задание и принесли дополнительные баллы своим командам. Жюри сейчас объявит результаты по итогам пяти геймов. Вам слово…
По итогам прошедших конкурсов у нас определилась команда-лидер. Это - …
Но у другой команды ещё есть шанс вырваться вперёд! И впереди вас ждёт гейм «Гонка за лидером»
(слайд 18) - заставка «Гонка за лидером»
В этом гейме сначала отвечает та команда, которая отстаёт по баллам. Правильный ответ приносит в копилку команды 1 балл. На экране - секундомер, который будет отсчитывать время для выполнения задания - 1минута.
(слайд 19) - секундомер
Вопросы 1 команде
-
Автор сказки «12 месяцев». (С.Я. Маршак)
-
Сколько раз закидывал невод старик в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (3 раза)
-
Закончите фразу: «Куй железо… (пока горячо»)
-
С чего начинается сказка? (с присказки)
-
Из какого произведения строки: «Терпеть не могу писать, все пальцы в чернилах. - Вы совершенно правы, Ваше Величество…»? («12 месяцев», С. Я. Маршак)
-
Автор рассказов «Бежин луг», «Муму». (И. С. Тургенев)
-
Кто создаёт фольклорные произведения - былины, сказки? (народ)
-
Назовите трёх русских богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
-
Кто написал сказку про Маугли? (Редьярд Киплинг)
-
Героем какого произведения является Синьор Помидор? («Приключения Чиполлино», Дж. Родари)
-
Назовите имя, отчество Чехова. (Антон Павлович)
-
Кто автор строк: «Белеет парус одинокий…» (М. Ю. Лермонтов)
-
Чем махнула Царевна-лягушка так, что появилось озеро, а на нем белые лебеди? (Рукавом).
-
Дверь в каморке какого сказочного героя открывалась золотым ключиком? (Папы Карло).
-
«Мясо» для солдатской каши. (Топор).
-
Морское транспортное средство царицы и ее сына. (Бочка).
-
Кто чахнет над златом? (Кащей).
-
В чём сила Черномора и Хоттабыча. (В бороде).
-
Сказочница, которая рассказывала сказки тысячу и одну ночь. (Шахразада).
Теперь вопросы для 2 команды. Итак, начинаем…
(слайд 20) - секундомер
Вопросы 2 команде
-
Кто автор строк «Унылая пора! Очей очарованье…» (А. С. Пушкин)
-
Сколько лет сидел на печи Илья Муромец? (33 года)
-
Закончи фразу «Не всё то золото,… (что блестит»)
-
Чем заканчивается сказка? (концовка)
-
Из какого произведения эти строки: «За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть…»? («Сказка о царе Салтане», А. С. Пушкин)
-
Автор произведений «Капитанская дочка», Дубровский». (А. С. Пушкин)
-
Под звуки какого инструмента в старину исполнялись сказки, былины? (гусли)
-
Как звали трёх медведей из русской народной сказки? (Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
-
Кто написал сказку про Золушку? (Ш. Перро)
-
Героем какого произведения является Черномор? («Руслан и Людмила», А.С.Пушкин)
-
Назовите имя, отчество Барто. (Агния Львовна)
-
Кто автор строк: «Мороз и солнце; день чудесный…» (А. С. Пушкин)
-
Кто из сказочных героев для верной службы хозяину потребовал себе сапоги? (Кот в сапогах).
-
Волшебной помощницей какой сказочной героини стала умирающая ласточка? ( Дюймовочка).
-
Заветный меч для богатыря. (Меч-кладенец).
-
Сладкоежка, который живет на крыше. (Карлосон).
-
В корзинке какой сказочной героини лежали пирожки и горшочек масла? (Красной шапочки).
-
Как называет старый солдат участников Бородинского сражения? (Богатыри).
-
Кому из сказочных героев удалось нарвать подснежников в зимнем лесу? (Падчерице из сказки «Двенадцать месяцев»).
А сейчас разыграем последний вопрос, ответ на который может принести командам дополнительные баллы.
Я загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, буду давать подсказки. Таких подсказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так по убывающей. Знаете ответ - поднимаете руку
(слайд 21) - на экране вопросы по очереди
-
Итак, первая подсказка - 5 баллов..
Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.
-
Вторая подсказка - 4 балла.
У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приёмы.
-
Третья подсказка - 3 балла.
Её попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.
-
Четвертая подсказка - 2 балла.
Дело кончилось свадьбой.
-
Пятая подсказка - 1 балл.
Самым ценным достоянием главной героини был самовар.
Ответ: (Муха-Цокотуха).
Вот и подошла к концу наша игра. Команды показали нам не только свои знания по литературе, а так же свою эрудицию, смекалку, сплоченность и умение действовать сообща.
Жури просим объявить результаты последнего гейма и подведёт итоги нашей литературной игры «Счастливый случай».
(слово жюри)
Итак, в нашей сегодняшней игре победила команда …Поздравляем!
(слайд 21) - фанфары
(вручение подковы «Счастливый случай»)
Благодарим всех за внимание! Командам-участницам - сладкие призы.