Рабочая программа по литературе 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класса

Тема

Дата

Вид урока

Содержание урока

Вид контроля

Предметные ЗУНы

Введение( 1 ч.)


1

Литература-искусство слова

2.09

беседа

Знакомство с особенностями литературы как вида искусства; понятие художественного образа

Письменный ответ на вопрос

Знать общую характеристику и своеобразие русской литературы, понятие художественного образа..

Фольклор( 1 ч.)


2

Фольклор как отражение народного сознания. Исторические и лирические народные песни

3.09.

Объяснительно-иллюстративный

Знакомство с тематикой, особенностями лирических песен. Особенности обрядовых песен. Тематика и проблематика исторических песен.

Сообщение по обрядовым песням

Знать тематику, особенности обрядовых песен, проблематику исторических песен. Уметь анализировать художественное произведение




Житийная литература(2 ч.)


3

Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала

10.09.

комбинированный

Основные признаки жития как жанра древнерусской литературы, особенности героя житийной литературы. Комментированное чтение, работа со словарём литературоведческих терминов.

Литературная игра

Знать признаки жития как жанра древнерусской литературы. Уметь выделять особенности героя житийной литературы.

Уметь выразительно читать , соблюдая орфоэпические нормы. Уметь работать со словарём.


4.

Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..»

17.09.

Аналитическая беседа, работа с текстом

Особенности языка древнерусской литературы. Подведение итогов работы над жанром жития, выявление новаторских черт в «Житие..

Выразительное чтение, опрос

Знать особенности языка древнерусской литературы. Уметь выделять новаторские черты в «Житие…»



Из русской литературы Х1Х в.(31 Ч.)


А.С.Пушкин

7 + 1р


5

Страницы биографии. История России в творчестве А.С.Пушкина

20.09

Аналитическая беседа

Вспомнить произведения Пушкина на историческую тематику, выявить общие принципы их написания. Выявление принципа историзма как основного в «Капитанской дочке»

Сообщение об А.С.Пушки не,

Комментированное чтение 1 главы повести

Знать факты жизни и творчества писателя

Уметь выявлять принципы историзма в произведении.


6

Образ Гринева, его роль в произведении. Формирование характера героя.

24.09.

Поисковый

Знакомство с элементами анализа литературного героя, определение роли образа Гринева в повести

Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым

Уметь анализировать художественное произведение, определять роль главного героя произведения

7

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести

26.09.

поисковый

Сопоставление двух главных героев повести

Роль эпиграфа в повести

Составление сравнительной таблицы

Уметь сопоставлять главных героев произведения

8

Изображение народной войны и её вождя в повести

30.09

поисковый

Сопоставление различных героев повести. Выявление отношения автора к Пугачёву и народному восстанию.

Выписать отношение Пушкина к бунту

Уметь выявлять авторское отношение к своим героям.

9

Встречи с Пугачёвым. Трагедия Швабрина.

1.10

комбинированный

Выявление отношения автора к Пугачеву и народному восстанию. Роль эпиграфа

Проанализировать образ Швабрина.

Индивидуальные сообщения

Уметь аргументировано доказывать своё отношение к героям произведения.

10

Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота

8.10.

поисковый

Отработка навыков анализа литературного героя, раскрыть смысл названия повести

Художественный пересказ описания метели

Уметь анализировать образ литературного героя.

Уметь пересказывать фрагменты художественного произведения, соблюдая орфоэпические нормы.

11

Становление личности Петра Гринёва

7.10

«комбинированный

Выявить художественные особенности повести «Капитанская дочка».

Отработка навыков анализа литературного героя

Составление плана

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Уметь составлять план характеристики главного героя

12

Р/РОбучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

9.10.

Урок развития речи

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Написание Сочинения

Уметь создавать сочинение на основе прочитанного текста.

13

Русские писатели о творчестве А.С.Пушкина

14.10

Урок обобщения пройденного материала

Анализ высказываний русских писателей о творчестве А.С.Пушкина, выявить художественные особенности повести, мастерство писателя в изображении характеров.

Литературная викторина

Знать художественные особенности повести, выявив мастерство писателя в изображении характеров. Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

14

М.Ю.Лермонтов( 4 Ч.)

Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова. Кавказ в жизни поэта.



15.10

Объяснительно-иллюстративный

Дать представление о формировании трагического мироощущения М.Ю,Лермонтова

Индивидуальные задания



Знать основные факты жизни и творчества М.Лермонтова.

Уметь определять род и жанр произведения, выразительно читать, соблюдая орфоэпические нормы.

15.

Знакомство с лирикой Лермонтова.

Одиночество-лейтмотив поэзии М.Ю.Лермонтова

21.10.

комбинированный

Закрепление полученных ранее навыков по анализу лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова

Уметь анализировать поэтический текст. Уметь делать выводы в результате анализа.

16

История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла.

22.10

Объяснительно-иллюстративный

Дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия, объяснить роль эпиграфа

Выразительное чтение эпизодов поэмы, характеристика главного героя

Уметь характеризовать особенности сюжета, выделять смысловую часть произведения.

17

Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

28.10

поисковый

Знакомство с анализом романтического героя, закрепление основных навыков анализа литературного героя. Элементы композиции литературного произведения.

Определение основного конфликта поэмы, ее кульминации

Чтение наизусть отрывка.

Знать тест произведения. Уметь анализировать, делать выводы в результате анализа.

Творчество Н.В.Гоголя

5+1р.


18

Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор»

29.10.

Объяснительно-иллюстративный

Знакомство с основными фактами биографии Н.В.Гоголя, историей создания комедии «Ревизор».Особенности драматического произведения.

Индивидуальные сообщения.

Знать основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя.; особенности анализа драматического произведения.

Уметь определять род и жанр литературы.

19

Разоблачение нравственных и социальных пороков в пьесе

11.11.

комбинированный

Дать первоначальное представление о комедии «Ревизор». Самостоятельный анализ образов чиновников города. Внимательное отношение к деталям гоголевского текста

Выписать в тетради анализ образов чиновников

Знать текст произведения. Уметь делать выводы в результате анализа.

20

Страх перед «ревизором» как основа характеристики действия

12.11.

поисковый

Сформировать навыки самостоятельного анализа образов чиновников, научить внимательному отношению к деталям гоголевского текста

Дать письменную характеристику Хлестекова

Знать текст произведения.

Уметь выразительно читать по ролям, перевоплощаясь в героев произведения.

21

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина»

18.11.

комбинированный

Отработать навык анализа литературного героя, выявить средства типизации

Найти в комедии основные этапы сюжета

Знать понятие «Хлестаковщина». Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания.

22

Общечеловеческое значение характеров комедии. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы»

19.11

поисковый

Дать представление о художественных особенностях комедии, выявить характер смешного Работа с литературоведческими понятиями.

тест

Знать оценку произведения критиками, знать содержание статьи Белинского о комедии.

Уметь составлять тезисы к статье.

Уметь характеризовать особенности сюжета произведения.

23

р/р.Обучающее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

25.11

Урок развития речи

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Написать сочинение

Уметь обобщать изученное, уметь воспринимать и анализировать произведение. Уметь формулировать тему, идею, проблематику произведения.

24

Вн.чт. «Быть на земле Человеком…» ( по рассказам Ю.Яковлева)

26.11

Работа с текстами

Знакомство с текстами. Опыт анализа рассказов.

Интерпретация текстов.

Знать содержание текстов.

Уметь воспринимать произведение, делать выводы, владеть различными видами пересказа.



25

И.С.Тургенев( 6 Ч.)

Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася»



2.12.



Объяснительно-иллюстративная

Знакомство учащихся с личностью И.С.Тургенева, с историей создания повести «Ася»



Сообщение «Образ главного героя»



Знать основные факты жизни и творчество И,С.Тургенева.

Уметь характеризовать особенности сюжета.

26

Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н.Знакомство с главными героями

3.12.

поисковый

Отработка навыка анализа литературного героя

Устный рассказ о главной героине

Знать содержание текста. Уметь выражать своё отношение к прочитанному.

27

Образ героя-повествователя и Аси в повести И.С.Тургенева

9.12.

поисковый

Отработка навыков анализа литературного героя

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении

Знать содержание текста. Уметь давать характеристику героям произведения, делать выводы.

28

Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике

16.12.

Объяснительно-иллюстративный

Знакомство учащихся с художественными особенностями повести, с различной интерпретацией повести в критике

Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь»

Знать содержание произведения

Знать оценку произведения литературной критикой.

Уметь охарактеризовать художественные особенности произведения.

29-30

в/ч. Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь»

17.12.

23.12

Работа с текстом

Знакомство с текстом повести «Первая любовь».

Творческая работа на тему: «Тема любви в творчестве Тургенева

Знать содержание произведения, владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания по прочитанному.

Л.Н.Толстой( 6 ч.)

4 + 2р.


31

Л.Н.Толстой. Семейные традиции. Род Толстых

24.12.

комбинированный

Познакомить учащихся с известными предками Л.Н.Толстого, вспомнить изученные ранее произведения писателя

Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя

Знать основные факты жизни и творчества Л.Н.Толстого.

Знать изученные произведения Толстого.

32

в/ч.»Севастопольские рассказы». Отношение Толстого к войне

Работа с текстом

Расширить представление учащихся о творчестве писателя, раскрыть отношение автора к войне и насилию

Прочитать рассказ Л.Толстого « После бала»

Уметь определять род и жанр прочитанного произведения, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному.

33

История создания рассказа «После бала». Особенности жанра.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить учащихся с историей создания рассказа, выявить особенности жанра произведения

Проанализировать поведение полковника на балу и после бала

Знать содержание произведения. Уметь определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета.

34

Особенности композиции рассказа. Полковник на балу и после бала.

1

комбинированный

Выявить основные особенности композиции рассказа, отработать навык анализа литературного героя

Составить сложный план сочинения

Знать текст произведения.Уметь выделять смысловую часть произведения. Уметь производить сопоставительный анализ фрагментов произведения.

35-

36

р/р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

2

Урок развития речи

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование

Написать сочинение

Уметь составлять план сочинения, делать выводы, характеризовать героев произведения.

Из русской литературы ХХ в.(22 ч.)


37

А.М.Горький ( 6 ч.)

Романтическое восприятие жизни М.Горьким. «Песня о Соколе» как романтическое произведение

1

Урок усвоения новых знаний

Дать первоначальные представления об особенностях формирования романтического восприятия М.Горького

Подготовить художественный пересказ «Песни о Соколе»

Знать основные факты жизни и творчества А.М.Горького, особенности формирования романтического восприятия Горького. Владеть различными видами пересказа.

38

«Песня о Соколе» как притча о смысле жизни

1

поисковый

Выявление основных художественных особенностей «Песни о Соколе»

Письменная работа

Знать текст произведения.

Знать образную природу словесного искусства .Уметь характеризовать особенности сюжета.

39-40

в/ч.Знакомство с легендами из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

2

Работа с текстом

Расширение представлений о романтическом творчестве М.Горького. Антитеза. Легенда о Ларре и легенда о Данко.

Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького

Знать систему художественных образов. Уметь строить письменное высказывание.

41-42

Вн.чт. М.Горький Знакомство с рассказом «Челкаш»

2

Работа с текстом

Расширение представлений о романтическом творчестве А.М.Горькогоо

Сравнительная таблица Челкаш - Гаврила

Знать текст произведения. Уметь давать сравнительную характеристику героям произведения.

43

А.Грин( 3 ч.)

А.Грин- человек романтической мечты



Объяснительно-иллюстративный

Познакомить учащихся с личностью А.Грина, с особенностями его творчества

Индивидуальные задания

Знать факты жизни и творчества Александра Грина.

44

Анализ проблематики рассказа А.Грина «Зеленая лампа»

1

Работа с текстом

Дать основные представления о проблематике и сюжете рассказа А.Грина «Зеленая лампа»

Анализ героев рассказа

Знать текст произведения

Уметь делать выводы в результате анализа произведения.

45

в/ч. Феерия А.Грина «Алые паруса»

1

комбинированный

Расширить представление учащихся о творчестве А.Грина, познакомить с особенностями проблематики произведения

Творческая работа на тему: «Роль мечты в понравившемся произведении А.Грина»

Знать текст произведения. Уметь выявлять особенности проблематики произведения.

Творчество А.Т.Твардовского(5 ч.)


46

Судьба А Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Объяснительно-иллюстративный

Дать основные представления о деятельности А.Твардовского в годы войны, познакомить с историей создания поэмы «Василий Теркин»

Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны,»

Знать основные факты жизни и творчества А.Т.Твардовского.

47

Особенности композиции поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»

1

Работа с текстом

Отработать навык анализа композиции поэмы

Письменная характеристика главного героя поэмы

Уметь характеризовать особенности композиции произведения.

48

Анализ образа главного героя поэмы «Василий Теркин»

1

поисковый

Отработка навыка анализа литературного героя

Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина

Знать текст произведения. Уметь делать выводы в результате анализа.

49-50

р/р. Обучающее сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

2

Урок развития речи

Отработка навыков написания сочинения на литературную тему

Дописать сочинение

Знать текст произведения. Уметь выражать своё отношение к прочитанному.

51-52

Л.М.Леонов «Возвращение Копылёва»

2

Работа с текстом

Знакомство с личностью писателя. Нравственный выбор человека на войне. Покаяние и прощение..

Чтение по ролям эпизодов

Знать текст произведения.

Уметь делать выводы в результате анализа.

54

К.Г.Паустовский-(4 ч.)

мастер художественного слова

1

Обучающая лекция

Знакомство с личностью К.Паустовского, обучение конспектированию лекции

Прочитать рассказ «Телеграмма»

Знать основные факты жизни и творчества К.Г.Паустовского

55

Особенности проблематики рассказа «Телеграмма»

1

Проблемное изложение материала

Выявить особенности проблематики рассказа «Телеграмма»

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

Знать текст произведения. Владеть различными видами пересказа, соблюдая орфоэпические нормы языка.

56

Система образов рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

1

поисковый

Проанализировать систему образов рассказа

Продумать план сочинения на тему : «Тема «отцов и детей» в рассказе Паустовского «Телеграмма»

Знать текст произведения.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному.

57-58

р/р.Обучающее сочинение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

2

Урок развития речи

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование

Дописать сочинение

Знать образную природу словесного искусства.

Уметь строить письменное высказывание на основе прочитанного произведения.

Творчество Н.М.Рубцова( 1 ч.)


59

Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества

1

комбинированный

Дать основные представления о личности Н.Рубцова, определить основные мотивы творчества поэта

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта

Знать основные факты жизни и творчества Н.Рубцова.

60

В.Г.Короленко. Очерк «Парадокс»

1

поисковый

Познакомить с биографией писателя. Знакомство с жанром литературы «Очерк».

Работа с текстом

Уметь выделять проблемы теста, определять авторское отношение к поднятой проблеме.

61-62

р/р.Контрольное сочинение по изученному материалу

2

Урок развития речи

Проверка навыков написания сочинения на литературную тему

Сообщение об У.Шекспире

У меть строить письменное высказывание. Уметь обобщать изученное. Владеть навыками написания сочинения на литературную тему.

63.

64

Рассказ В.Шукшина(2 ч.) «Чудик»

Вн.чт. «Чудики» в рассказах В.Шукшина

.

1

1

Работа с текстом

поисковый

Знакомство с личностью В.М.Шукшина. Писатель, режиссёр, актёр.

Воспроизведение литературного произведения

Комментированное чтение

Индивидуальные задания

Знать основные факты жизни и творчества В.М.Шукшина.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному, делать выводы на основе анализа.

65-66

Из зарубежной литературы(4 ч.)

У.Шекспир( 2 ч.).

«Ромео и Джульетта»

2

комбинированный

Расширить представление учащихся о мировом литературном процессе, знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта»

Выучить понравившийся отрывок из трагедии

Знать текст произведения. Уметь выявлять особенности проблематики произведения.

67

А.К.Дойл.( 1 ч.)

Жанр детективной литературы

1

Объяснительно-иллюстративный

Знакомство с жанром детективной литературы.

Мастера детективного жанра.

Комментированное чтение.

Уметь анализировать текст.

68.

Контрольный тест

1

Урок контроля и коррекции знаний

тест

Знать содержание изученных произведений, систему художественных образов. Уметь обобщать, делать выводы. Уметь аргументировано формулировать своё отношение к произведениям.

69-70

Резервные уроки




© 2010-2022