Добру откроется сердце. .. Час общения (на основе УМК Вокруг тебя - Мир 5 класс)

 Цель: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «сострадание», «добро», «милосердие»; воспитывать взаимное уважение, ответственность, чувство долга. Ход занятия.Учитель. Ребята, мы прочитали и обсудили прекрасные произведения – рассказ Е.Носова «Трудный хлеб», сказку-быль А.Платонова «Неизвестный цветок», сказку О.Уайльда «Мальчик-звезда». Вспомните, пожалуйста, какие существуют основные правила, по которым должны строиться отношения между людьми? Да, взаимное уваж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Федоровская ООШ»



Добру откроется сердце…



Час общения

( на основе УМК «Вокруг тебя - Мир»)







Учитель русского языка и литературы

Ломакина Н.С.



















Час общения «Добру откроется сердце…» (5 класс)



Цель: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «сострадание», «добро», «милосердие»; воспитывать взаимное уважение, ответственность, чувство долга.

Ход занятия.

Учитель. Ребята, мы прочитали и обсудили прекрасные произведения - рассказ Е.Носова «Трудный хлеб», сказку-быль А.Платонова «Неизвестный цветок», сказку О.Уайльда «Мальчик-звезда». Вспомните, пожалуйста, какие существуют основные правила, по которым должны строиться отношения между людьми?

Да, взаимное уважение сострадание, доброжелательность, гуманность вне зависимости от различий.

- Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление в рассказе «Трудный хлеб»? Почему?

- Знакомы ли вам случаи, когда физический недуг, недостаток одного человека не мешал окружающим его людям относиться к нему с пониманием, состраданием, уважением?

- Чему учит быль А.Платонова «Неизвестный цветок»?

- Сформулируйте основную мысль сказки «Мальчик-звезда».

Американский писатель Ф.Купер сказал: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».

- Как вы понимаете эти слова? Сравните вашу формулировку основной мысли сказки с высказыванием писателя. В чем они совпадают, чем отличаются?

- Сегодня, чтобы подвести итог всей теме, мы с вами поговорим об этике человеческих отношений. Отношений людей близких, знакомых, посторонних, отношений в семье, в коллективе, ко всему живому, прекрасному. Простые, казалось бы, отношения, но как сложно бывает остаться в них Человеком.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, сострадание, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья.

Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность». Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома.

Вдумайтесь, ребята, какие это красивые слова - «доброта», «доброжелательность». Они как бы составлены из двух «желание», «добро». Следовательно, основа значения слова - желание другим добра. У поэта А. Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:

Не от тяги к суесловью

И сложились не вчера

Это братское, с любовью,

Пожелание добра.

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Человек доброжелательный, желающий другим доброго, и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливость, улыбкой, проявлением внимания и заботы.

- Скажите, чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, что необходимо? (уважение к людям, контроль над своим поведением, искренность, сердечность, простота)

- Видите, сколько компонентов должно входить в поведение человека, чтобы его действительно можно было назвать доброжелательным.

«Доброта» - это более глубокое и широкое понятие. Когда мы говорим «добрый человек», то имеем в виду качество характера, характеристику в целом, его позиции в жизни. Ребята, в жизни нужно всегда стремиться к тому, чтобы не только в мыслях, но и в своих действиях нести добро людям. Русская народная пословица очень хорошо выражает эту задачу: «Поспешай делать добро».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А как бы вы хотели воплотить его?

- Встречались ли похожие моменты в вашей жизни?

Я хочу привести несколько примеров, а вы должны выбрать тот или иной вариант ответа.

  1. Воскресенье. По телевизору должна идти передача «В гостях у сказки». Но мама просит в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?

- предложу посмотреть сказку вместе с братом;

- сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом;

- выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить;

- пойду погуляю с братом;

- придумаю брату игру, пока идет сказка.

2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось купить только 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не иди. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как это сделать по-другому».

- предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

- предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет;

- предложу дать эти билеты тем, кто их заслужил хорошей учебой и активной работой;

- предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

- главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности;

- главные роли дать желающим;

- главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал;

- желающим тянуть жребий;

- пусть решат сами участники спектакля.

А теперь попробуйте распределить выбранные вами решения по следующим колонкам:

для себя

для других

для коллектива



Подумайте над тем, что у вас получилось.

В чью пользу вы приняли решение? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро?»

Помните, доброта, добро требуют от человека проявление чувств. И без этого доброта не может быть истинной, настоящей. Часто в основе сострадания, милосердия лежит сочувствие, желание помочь. А чтобы проявить сочувствие, что надо прежде всего? - Да, стремление и умение понять состояние другого человека. Именно это и служит началом добрых побуждений и действий. Только поняв другого человека, его состояние, можно решить, как ему помочь. Вероятно, именно поэтому Л.Н.Толстой и говорил: «…Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

Задавали ли вы, ребята, себе вопросы подобно тем, которые задает герой стихотворения А.Яшина:

Чье сердце смягчил?

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?

Подумайте над этими вопросами дома. Поищите для себя на них ответ. А сейчас скажите, что должно лежать в основе ответов на них?

- Действие, ребята. Активность в проявлении доброго. Всегда защищайте доброе и в себе, и в других, решительно давайте отпор злу.

А теперь поиграем в игру, которая называется «Торопись обрадовать». Обрадовать нужно своего же товарища по классу. Сумеете ли вы это сделать?

- Игра будет проходить так: вот этот шарик будем передавать друг другу, пока я не скажу «замри». У кого в этот момент окажется шарик, тот должен радовать своего соседа рядом или напротив. Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нем ценишь, что тебе приятно в его характере, или как-то еще, как сам придумаешь.

(Заканчивает игру педагог, радуя тех, кто остался забыт)

- Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится, «доброе слово, что весенний день». Помните об этом, ребята, и спешите радовать окружающих вас людей, оберегайте их от зла. Ведь «…только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло». ( Шиллер)

Итак, в чем же основное назначение человека? - Творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З - «Земля», Л - «Люди», М - «Мыслите», Д - «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему. И чтобы он не забывался, попробуем вместе с вами закончить наш урок как бы тремя заветами. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и в отношениях с людьми:

1.«Не обижай людей - придет расплата. Нам счастье не сулит обида чья-то».

2. «Ты будешь ближними любим, и радость доброты познаешь, не пожелав другим того, чего себе не пожелаешь».

3. «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, любви. Жизнь - это море без благих деяний. Построй корабль и по волнам плыви». (Рудаки)



© 2010-2022