Урок русского языка в 5 классе на тему

Урок-обобщение по имени прилагательному в 5 классе. Использовался мною, Мухановой М.Е. в качестве открытого урока 01.04.2015 года. Прилагается мультимедийный контент. Тема : систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное» Цели урока: Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике; способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цели урока:
Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике;
способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
Развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к родному краю.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология - развитие умений речетворчества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.











  1. Здравствуйте, садитесь. Давайте начнем наш урок с проверки Д.З.

  1. Я просила вас найти загадки о еде, в составе которых есть имена прилагательные.( Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.)

Итак, кто готов загадать свою загадку классу? (отгадывают загадки. 3 человека) Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? ( имена прилагательные).

Молодцы. Вы уже угадали какая тема нашего сегодняшнего урока? (Имена прилагательные). Молодцы. А скажите, пожалуйста, известно ли нам что-то на сегодняшний день об этой части речи?( Имя прилагательное -

  • самостоятельная часть речи

  • обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... )

  • отвечает на вопросы Какой? Каков? Чей? По форме бывают полные и краткие. Полные в предложении могут быть определением или сказуемым. А краткие только сказуемым. На конце кратких прилагательных после шипящей мягкий знак не пишется. Полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие только по родам и числам. В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е.)

Молодцы, перейдем от теории к практике.

Сейчас мы с вами поработаем в парах. Возьмите с края стола карточку №1.Милена, прочитай текст. Не используя слова для справок. (читает). Ребята, какое наблюдение вы сделали? (Текст сухой, отсутствуют описания). Молодцы. Сформулируйте задание. (Заполнить пропуски, используя слова для справок). Молодцы. Приступаем к выполнению задания. Откроем тетради для классных работ. Запишем число(сегодня первое апреля) и на следующей строчке классная работа. Пропустим строчку вниз и перепишем текст из карточки , попутно заполняя пропуски, используя, как мы уже сказали, слова для справок.

Давайте проверим, что же у нас получилось. Алиса, прочитай свой текст. (читает). ) Хорошо, посмотрите на доску и сверьте, правильно ли вы заполнили пропуски). СЛАЙД №2. Как изменился наш текст? (Он стал ярким, красочным, появились описания. При помощи какой части речи это произошло? (добавились имена прилагательные). Какую же роль играют в тексте имена прилагательные? (Помогают точнее описывать предмет, обозначают признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогают выразить отношение к описываемому предмету.)

Какой же предмет в нашем тексте при помощи прилагательных описывает автор?(Хлеб). Ребята, скажите, а вы узнали автора и название этого текста?(Да. Это фрагмент из сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб».) Молодцы. СЛАЙД №3.

Ребята. У каждого из вас на парте лежит орфографический словарь. Как вы думаете, зачем он нам сейчас понадобился? ( нужно найти значение какого-то слова). Правильно. Давайте определим значение прилагательного ТЕПЛЫЙ из словосочетания теплый хлеб. Откройте словари и найдите это слово. Включаю спустя минуту СЛАЙД №4. Коля, как ты считаешь, какое определение слова ТЕПЛЫЙ больше подходит по значению к нашему словосочетанию?(отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый)

Совершенно верно.Так какам средством худ. Выразительности является слово теплый в данном случае? ( это эпитет). А почему? (потому что это слово употреблено в переносном значении). Молодцы.

А откуда же нам известно, что это слово употреблено именно в переносном значении? (Потому что мы прочитали сказку Паустовского и понимаем, что хлеб был теплым от сердечной доброты Фильки, а не от температуры.) Давайте вспомним, благодаря чему заработала мельница и стало возможным испечь этот хлеб?(Люди все вместе по просьбе Фильки вышли топить лед.) Вот и мы с вами работаем вместе и дружно. А теперь также дружно отдохнем.

Физминутка (Вместе весело шагать).

Давайте вспомним, какие формы имен прилагательных вам известны. (Полная и краткая)

А теперь немножко поработаем устно. Образуйте от полных прилагательных краткие. КРАСИВЫЙ, ВЫСОКИЙ. Приведите свои примеры.

Скажите, пожалуйста, какое правило мы знаем о написании кратких прилагательных? (на конце кратких прилагательных Ь не пишется).

А теперь поработаем у доски. Только еще выделить орфограммы. Приглашаю сюда 1 желающего. Все остальные работают с нами в тетрадях. Записываем словосочетания, выделяем орфограммы.

(еж колюЧ, снег скрипуЧ, день погоЖ, малыш хороШ).

А теперь приготовьтесь к выборочному диктанту. Разделите тетрадный лист на две колонки. (Делю доску на 2 части). Озаглавливаем первую колонку О в окончании, а вторую Е. Мне понадобятся 2 человека для работы с таблицей у доски. Все остальные работают в тетрадях. Потом мы все вместе проверим свои результаты. Итак, я диктую прилагательные, а ваша задача записать их в правильную колоночку. (Диктую слова: Чуж…й человек, больш…й мальчик, на свеж…м воздухе, стояч…й воды, в колюч…м кустарнике, больш…го дела.)

Проверяем результаты. Выделяем орфограммы. Сделайте вывод. Выбор написания о или е в окончаниях прилагательных зависит от ударения).

Отложите пока тетради в сторону. Возьмите карточку №2.Сейчас нужно поработать самостоятельно. Разделимся по вариантам 1й, 2й. Выберите карточку в соответствии с вашим вариантом. Подпишите сверху ФИ. У вас перед глазами текст. Под ним есть задание.

Вика, прочитай его.(1.Вставить окончания прилагательных. 2. Найти прилагательные по схеме. 3. Выписать грамматические основы всех предложений по порядку. Определить роль прилагательных в каждом предложении.) Проверяем. Прочитаем, что у нас получилось. Проверьте себя. СЛАЙД № 5. Чем вы руководствовались, когда выполняли задание №1? (задавали вопрос от существительного к прилагательному, к которому оно относится. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.) А как вы определяли падеж прилагательного?( по существительному). Какой из этого следует вывод? (Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже). Переходим ко 2му пункту. Выпишите у доски прилагательные, которые соответствуют схеме и выделите морфемы. (НИЗКИМИ, БЕРЕЗОВАЯ). И проверим 3й пункт. Спрашиваю устно. Назовите грам. основу вашего предложения из текста и роль прилагательных в этих предложениях. (1 вар. 4 предл. Природа прекрасна. Прилагательное в роли сказуемого. 2 вар. 1е предл. Небо затянулось, и задул ветер. Прилагательные в роли определения.)


  1. Рефлексия. Мы замечательно поработали.

- Какова была наша цель?

- Достигли мы этой цели? (…)

- В чём возникали затруднения на уроке? (…)

- Над чем ещё надо поработать? (…)

- У кого остались вопросы на конец урока? (…)

Оцените свою работу на уроке при помощи таблицы. Не забудьте сверху подписать фамилию и имя. Эти листочки я соберу.

(таблица).

Д.з

Минисочинение. СЛАЙД №6.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам … (глагол)

Дайте определение глагола.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приготовьтесь к немому диктанту. Мы еще такого не делали, но я думаю, что у нас все получится. Ваша задача записать все мои действия в 3 лице ед. числе наст. времени. Напишите Учитель: ( для примера открываю дверь). Пр. учитель: открывает.

ЗАХОДИТ, САДИТСЯ, ОТКРЫВАЕТ, ПИШЕТ, СМОТРИТ, УЛЫБАЕТСЯ

А чтобы понять, что же нужно сделать с записанными глаголами, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.

О чем это стихотворение? (о глаголах исключениях). Из какого же они правила? (о спряжении). Что такое спряжение?( изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени). Так что же нужно сделать с нашими глаголами? ( определить спряжение).Приступайте.

Давайте проверим, что же у нас получилось. (заходит - 1, садится - 2, открывает, пишет - 1, смотрит - 2(искл), улыбается -1.)

А теперь давайте поиграем в «Третий лишний». Какой глагол в этой группе слов является лишним? Обоснуйте свой ответ.

ЛЕТАТЬ, БЕЖАТЬ, ПИЛИТЬ. (СЛАЙД №2)

Летать - 1 спр. Бегать- разнос. глагол пилить - 2 спр.

Я летаю мы летаем я бегу мы бежим я пилю мы пилим

Ты летаешь вы летаете ты бежишь вы бежите ты пилишь вы пилите

Он летает они летают он бежит они бегут он пилит они пилят

Какое наблюдение мы сделали. ( В глаголе бежать в 3лице мн. числа окончание 1 спряжения). Вы знаете, как называются такие глаголы? (Разноспрягаемые).

Запишем тему урока.

А теперь послушайте, пож., сказку:

Английский крольчонок

В деревню Петушково-Гребешково в гости к бабушке Федосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок старушке они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же было так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, по-русски он совсем не понимал. Приютила его добросердечная зайчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: хотеть, есть, дать. Вот проснётся утром малыш и сразу - к морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!» Потом - на капусту. И снова: «Хотеть! Есть! Дать». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!» Как откажешь малышу? Сидит прожорливый английский крольчонок и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит у него, - удивляются другие зайцы. - Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!» А зайчиха отмахивается: «Не обижайте зря. Растёт он». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник. «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из этого леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, жёлтые глаза горят да зубы страшные щёлкают. Заголосил кролик да как припустит! Мчится и думает: «Как это по-русски сказать, чтобы всех в лесу об опасности предупредить?» А волк позади зубами щёлкает! Тут крольчонок и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!» Все звери переполошились. «Бежать!»- кричит кролик оленятам. «Бежать!»- лосятам кричит. А сам - в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой у серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.

Какие глаголы чаще всего повторяются в сказке?( Хотеть! Есть! Дать!Бежать!).

Как вы думаете, почему повторяются именно эти глаголы? (Они разноспрягаемые, чтобы лучше их запомнить).

Откройте учебник на 197 странице. Прочитайте задание к таблице.

(Выполняют задание).

А теперь давайте понаблюдаем за спряжением глаголов есть и дать) СЛАЙД №3.

Подберите, пожалуйста, синоним к разноспрягаемому глаголу ЕСТЬ. (КУШАТЬ). А как вы думаете, как правильно говорить, кушать или есть? СЛАЙД №4.

А теперь поработаем с 472 упражнением в учебнике. Его нужно будет выполнить устно. Находим прямое и переносное значение (олицетворение).

А теперь поработаем в группах. Возьмите карточки с края стола.

Прочитайте текст. Сформулируйте задание. Гл-лы: поем, не хочу.

Каких глаголов не хватает?(БЕЖАТЬ, ДАТЬ).

Выделите их как члены предложения в тексте.

СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА. СЛАЙД №5.

Какая цель нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнали? Чему научились? Какие трудности возникли. Подведем итог.

Оценки (как сами себя оцениваете).

Домашнее задание. Параграф 81. С. 197-198 учить разноспрягаемые глаголы.

Написать сказку о разноспрягаемых глаголах. СЛАЙД №6.

© 2010-2022