- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использования технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использования технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жанжуманова Ж.А. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использования технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Жанжуманова Жанетта Амантаевна
г.Караганда КГУСОШ № 15.
Мир становится более сложным, и совершенно очевидно, что молодые люди более чем когда - либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативные мнения и принимать правильные решения. «Оптимальный вариант познавательной деятельности предполагает сформированность умственной самостоятельности учащихся ».1
«Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения» - такое определение данному понятию дают сами авторы проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо».2
С уверенностью можно говорить об эффективности использования технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы. Попытаемся на ряде стратегий показать эффективность их использования в работе с учащимися.
1. Ассоциации. На уроке литературы по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника» учащиеся составляли ассоциации к слову «смерть»:
старость
Самоубийство болезнь
смерть несчастный случай
авария убийство
При выполнении такого задания возрастает интеллектуальная активность учащихся, желание показать свой жизненный опыт.
2. Учащиеся бурно реагируют на вопросы, требующие изменения, вопросы - интерпретации, вопросы - синтезы и др. Об этом свидетельствует фрагмент из работы ученика «Если бы я был глаголом…»
«Меня зовут Глагол. Место рождения - государство Речь, морфологический район синтаксической области. Я очень общительный и активный. В отличие от своих друзей (перечисляются части речи) я могу приобретать спрягаемые формы».
Когда меня приглашают в гости, я надеваю специальные формы, то есть могу одеваться в Причастие и Деепричастие. Не хочу выглядеть в ваших глазах хвастуном, но без меня прекратится всякое движение, а ведь движение - это жизнь!».
3.С большим интересом учащиеся составляют кластеры. При этом они стремятся проявить свою индивидуальность и творческий подход в графических элементах схем, цветовом и художественном решении. Это кластеры в виде цветка, дерева, животного или схемы. Например:
ССП
С соединит. С противит. С разделит.
отнош. отнош. отнош.
и, да (и), а, но, да (но) или, либо,
тоже, также зато, однако то-то, не то-не то
[ ], [ ] [ ], но [ ]. То [ ], то [ ].
4.Стратегия «Вызов» - актуализация знаний учащихся, постановка учебных целей - заставляет учащихся по-новому, осознанно взглянуть на изучаемый материал.
Тема - виды глагола.
Знаем Должны узнать
1).Значение глаголов совершенного 1).Об одновидовых и
и несовершенного видов. двувидовых глаголах.
2).Вопросы что делать? И что сделать? 2).Способы образования видовых
пар.
3).Существуют видовые пары.
5.Искреннюю эмоциональную реакцию и активное восприятие текста на уроках русского языка и литературы вызывает чтение с остановками, то есть прогнозирование в тексте.
6.Чтение с пометками позволяет и учителю и ученикам сделать мониторинг процесса понимания или усвоения, способствует формированию сознательного отношения к учебе. Ученику не безразлично, каких знаков на полях у него будет больше. Для чтения с пометками можно использовать теоретический материал учебника или любой текст информативного характера.
7.Положительную реакцию со стороны учащихся вызывает «Дневник двойной записи» (ДДЗ). Ученикам предоставляется возможность отбора материала, самовыражения и самоутверждения. Они охотно делятся своим мнением и с большим интересом слушают мнение других.
Приведем комментарии учащихся к отрывкам из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»: «Я выписал эти строки, потому что они напомнили мне о беззаботном детстве», «Эти строки вызвали отрицательные эмоции».
Данные опроса учащихся 6-7 классов так же подтверждают эффективность данной технологии и свидетельствуют о расширении кругозора, развитии познавательной деятельности, формировании определенных умений и навыков учащихся, необходимых в практической деятельности,- как «показателе эффективности реализации технологии».3
№
Название стратегии
Кол-во учас-ков опроса
Положительные ответы
Чем нравится
Кол-во
%
1
Ассоциации
82
82
100
Требует мгновенного мышления.
2
Кластеры
82
82
100
Позволяет систематизировать материал, отобрать главное.
3
Вопросы творческого характера
82
70
85
Дают возможность проявить оригинальное мышление.
4
Вызов
82
80
97,6
Ставит четкие учебные цели.
5
Чтение с остановками
82
82
100
Развивает логическое мышление.
6
Чтение с пометками
82
72
88
Наглядно показывает степень усвоения материала.
7
ДДЗ
82
82
100
Способствует самовыражению.
8
Дискуссионная карта
82
76
93
Вызывает живой интерес, желание поспорить.Те стратегии, которые не вызвали 100% - ной симпатии учащихся, требуют определенного (выше среднего) уровня знаний, умений и навыков.
При работе по технологии критического мышления учителям русского языка и литературы важно учитывать следующее:
- тщательно подбирать текстовый материал;
- использовать стратегии системно и регулярно;
- учитывать дифференцированный подход к обучению учащихся, т.е. применять стратегии в соответствии со способностями и возможностями учащихся;
- большое внимание уделять эмоциональному настрою учащихся;
Вышеуказанные стратегии в ходе их применения на уроке показывают и доказывают, что технология критического мышления, во-первых, соответствует запросам времени, во-вторых, это то, что нужно современным ученикам, в-третьих, это настоящий помощник учителя, к которому сегодня предъявляются высокие требования.
Литература:
1.Н.В.Кухарев. На пути к профессиональному совершенству. М., «Просвещение», 1990г., с. 53.
2.Джинни Л., Стил и др. Структура развития критического мышления на протяжении курса обучения. Пособие 1, с. 1.
3.Якушкина Н.Т.Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в образовательном процессе. Ж. «Завуч», № 1, с.35.