Лирическая героиня Марины Цветаевой. в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лирическая героиня Марины Цветаевой.

Урок№1

1.А.Ахматова и Марина Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

Ученик

у Ахматовой

плавность

сдержанность

приглушенность

затаенность

как будто нехотя

внутренний шепот

разговор с самой собой

у Цветаевой:

напор

порыв

взрыв

накал вызов

борьба

поединок

удар

Обе - «охвачены огнем страсти».

Для обеих любовь-«только не эти оковы», «любовная пытка». Какой им видится лирическая героиня этих поэтов?

Стихотворение

« Я тебя отвоюю

у всех земель,

у всех небес…»

Что для нее любовь? Какова она в любви?

-Для обеих любовь- « поединок роковой», но лирическая героиня:

Ахматовой

«смиренница»

-растеренность

-беспомощность

-недоумение

-полубред

-покорность

-приглушенное

-отчаяние

-ведомая

Цветаевой

«воительница»

-бунтарка

-открытое противостояние

-одна против всех и вся, вплоть до бога

-мятежница

-бросает вызов

-«пугачевка» ( любимый пушкинский герой Пугачев)

-вожатый

Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на»любовный недуг». И это естественно.

Цветаева тоже по- своему»научила женщин говорить…», выразила другую ипостась женской души.

2.Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляюшие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: « Цельность ее характера, цельность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения»

-Полностью читаем главу «Как она писала»

Особо выделяем: «Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Острием мысли и пера» «…добивалась точного единства смысла и звучания»; «… пробовала слова на звук»

-Чтение стихотворения из цикла» Стихи к Блоку»: « Имя твое- птица в руке»

-Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга» Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: « Одиночество, вернее сказать, отторжение всю висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим- самой себе за высшее благо».

3.Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой ее лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

-лирический герой- ролевая маска( многие герои Вл.Высоцкого)

-лирический герой- двойник( нет абсолютного тождества, сходства- поэзия А.Ахматовой)

-героический герой- абсолют» Я» поэта.

Как вы думаете, Цветаева и ее героиня каковы?

Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой-« абсолютное самовыражение»

4.» Погружение» в стхотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…».

Первая строка- уже раскалена до предела, жжет, обжигает. Порожает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:

«Я» объявляю войну против(«иду на Вы…»

Сравните: у Ахматовой-такого начала нет, да и не может быть. У нее камерность, интимность.

Он-Она- соперники

А у Цветаевой?

Соперники-все(называем слова- доминанты: «земель», « небес»- это уже не комната- это Вселенная)

.Первая строка-заявка сделана; вызов брошен.

Каков же смысловой центр?

Она--------ПРОТИВ------ВСЕ

а ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ПРОНИКНУТЬ В ЦВЕТАЕВСКОЕ «ВСЕ»(По первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

земли- небеса-пространство

2ст.» Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей…

3стр. « Я тебя отвоюю у всех…»

Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на» поединок роковой». Одна против Всех ( и Бог ей не судья).

Можно ли себе представить такое у Ахматовой? «Такого счета» предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло- у» монашенки».

А здесь- да.



Урок 2.

Урок- лаборатория, урок- мастерская. « Погружение» в слово Цветаевой.

Справка. Художественное слово многофункционально: слово- символ; слово- знак; слово- метафора; слово- жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное

предмет:

лес- колыбель, лес- могила, мир- колыбель, мир- могила, золотые знамена, мечи, ключи, псы; крыльцо; жених, жена и так далее.

Каждое существительное- носитель какой-то конкретной сущности реалии и одновременно- символ.

Давайте попробуем вместе определить содержание( смысловое) этих существительных:

лес

природа

(какая?)

естественная,

колыбель

начало, рождение, исток,

первозданная, органичная

( Вспомним « Олесю» А.И. Куприна: лес- колыбель Олеси- создал ее, определил ее сущность- свобода).

Ученики делают самостоятельно выводы:

Катерина Островского- мечта о воде- Волга, простор;

пушкинский Узник- туда, где белеет гора…

Мцыри Лермонтова- свобода- природа.

-А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят успокоение, утешение.

Объединим: лес- качал, убаюкивал, рассказывал.

Следовательно, лес- начало мое. Тогда понятен следующий образ: ! лес- могила»- это конец мой.

Начало и конец- лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.

- ключи закину…

псов прогоню…

9 вспомним Катерину(« Гроза»)- ключ от калитки), ключ- дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.

( А.С. Пушкин: «счастье только на обычных путях»)

псы- стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность( « лес и красные собаки» из сна Базарова).

Таким образом, « ключи», «псы»- слова- представители определенных возможностей лирической героини в борьбе за него.

Следующая часть урока- самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их» расшифровки».

  1. знамена, мечи.

  2. 2. последний спор;

  3. крылья, эфир;

  4. мир- колыбель, мир- могила.

  5. Работы сдаются и оцениваются учителем.

© 2010-2022