Разработка урока русского языка в 5 классе на тему Способы словообразования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

тема: Способы словообразования.

Цели: сформировать понятие о суффиксе и приставке , их роли в словообразовании; выработать умение правильно выделять суффиксы существительных, прилагательных, образовывать слова с различными суффиксами.

Ход урока :

I. Организационный момент. Настрой на урок - тренинг.

II. Словарная работа.

Запись в словарь трудных слов: профессия, костюм, корзина, велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник, баскетбол, кросс, тренер, хоккей, рюкзак, вокзал, касса, шоссе, гербарий, вагон, маршрут, котелок.

С одним из слов (по рядам) составить предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

*Устная синтаксическая пятиминутка.

Составить схемы предложений, дать их характеристику.

Мама поинтересовалась: «Ты что, сынок, такой радостный?» «Скворцы прилетели!» - восторженно сообщил сын.

Выписать из первого предложения обращение, разобрать слово по составу, объяснив значение суффикса.

III. Объяснение новой темы.

Слово учителя.

- Как-то раз на одну волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева - корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали корни. Суффиксов они приняли хорошо. Корни работали в словах. Туда же пошли работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы -ИК-, -УШК-, -ЩИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИЦ-, -ЕЦ-, -ЧИК- были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. Например: домик, бабушка, березонька, доченька, сестрица, братец, зайчик. А вот суффикс -ИЩ- любил всё большое, например: котище, домище.

- Кроме этих суффиксов, существует ещё много других. Вы обязательно познакомитесь с ними в словах. И каждый суффикс нужен, так как он выполняет очень важную работу по образованию слов. Это удивительно интересное занятие.

- Однажды на пути к Суффиксному полю разрушился мостик через овраг, по одну сторону остались суффиксы, по другую - слова. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит в слово суффикс:

-к-, -ик-, -онк-, -ник-, -чик-, -еньк-, -ищ-;

река, путь, рука, диван, огурец, заяц, летать, лесной, паркет.

(Учащиеся выполняют задание в тетради.)

******Физкультминутка.

Тренировочные упражнения. Групповая работа. Учащиеся выполняют упр. из учебника

Продолжите ряд названий профессий по действию.

Бурить - бурильщик, поливать - __________________, учить - _____________, строить - ________________, водить - _________________, барабан - _________________, гардероб - ___________________, пулемёт - _________________, ракета - ____________________.

Обозначь суффиксы в выделенных словах. Отвечая на вопрос текста, придумай слова и допиши их.

-У нас на земле просто. У волка - волчонок, у лося - лосёнок, У зайца - зайчонок, у глухаря - глухаренок, у дрозда - дрозденок, у гуся - гусёнок. Лисёнок, утёнок, ежонок, галчонок.

Словарно-орфографическая работа.

Словарный диктант:

Синтаксический разбор предложения.

Записать предложение под диктовку на доске и в тетрадях, сделать синтаксический разбор, составить схему.

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

III. Беседа - диалог.

- Послушайте теперь стихотворение.

-Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

- Да, правильно, мы поговорим ещё и о приставках.

Слово учителя.

- А теперь отправимся в сказочную страну, чтобы лучше познакомиться с приставками.

Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на полянку приставки. Это были удивительные девчонки. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться на поляне. И не просто остаться, а ещё и домики им построили перед своими - в знак уважения.

Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов: морской - приморский - заморский.

Вместе работать всегда интереснее и веселее.

Оказалось, не только корень, но и маленькие приставочки могут быть говорящими. Вот, например, приставка в- означает движение внутрь (въехал), вы- - изнутри (выехал), за- - начало (запел), до- - завершение действия (допел), без- - отсутствие чего-либо (бездействие).

Так маленькие приставки стали выполнять большую и важную работу по созданию новых слов.

- А теперь вспомните, ребята, какие вы знаете приставки? Назовите их?

- Сколько всего приставок в русском языке? (49 приставок и их вариантов.)

Тренировочные упражнения. Групповая работа.

Подчеркни слова с приставками. Поездка, полоса, полено, подпилить, порох, подписать, поросёнок, добраться, доверять, домашний, росчерк, роскошь, рослый, разный, разлука, разиня, разбросать.

Вставьте вместо точек необходимые предлоги или приставки:

(за) ……..вернуть ……..угол,

(с) ……..прыгнуть ……..крыльца,

(под) ……..ложить ……..ноги,

(на) ……..жать ……..кнопку,

(в) ……..лезть ……..окно,

(до) ……..читать ……..конца,

(от) ……..влекать ……..занятий.

Домашнее задание.

1. § 59.

2. Упр. 696, 699 на стр. 195, 196.

© 2010-2022