• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • ДОКЛАД «Олимпиада по русскому языку как одна из эффективных форм реализации личностно-ориентированного обучения, способствующая интеграции глухих школьников в общество слышащих»

ДОКЛАД «Олимпиада по русскому языку как одна из эффективных форм реализации личностно-ориентированного обучения, способствующая интеграции глухих школьников в общество слышащих»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДОКЛАД «Олимпиада по русскому языку как одна из эффективных форм реализации личностно-ориентированного обучения, способствующая интеграции глухих школьников в общество слышащих»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5

городского округа Тольятти


ул. Лесная, д. 13, г. Тольятти, обл. Самарская, 445010.

тел. 22-58-85, 22-54-92, 22-58-70, тел/факс 22-93-71 E-mail: [email protected]

ИНН 6323022690; КПП 632401001; ОГРН 1036301039290








ДОКЛАД


«Олимпиада по русскому языку

как одна из эффективных форм реализации личностно-ориентированного обучения, способствующая интеграции глухих школьников

в общество слышащих»






Учитель русского языка и литературы Толмачева Е.П.


Тольятти, 2013

Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Наука и практика доказывает, что глухой ребенок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием реализации этих возможностей и интеграции детей с недостатками слуха в общество слышащих является обучение их словесной речи и родному языку в целом.

«Основная задача обучения родному языку - пишет Н.С.Рождественский, - развитие речи. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли».

Глухие дети, поступившие в школу, не имеют такого уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. В отличие от речи слышащего речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения.

В нашей стране система обучения глухих детей языку получила название коммуникационной или коммуникативно-деятельностной.

Основоположником этой системы стал профессор С.А.Зыков, который объединив усилия ученых и педагогов на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии - обучения глухих детей языку.

Система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеклассное время.

«Нет необходимости доказывать, что работа над речью, сведенная к урокам, не может рассчитывать на достаточно высокий результат, если все остальное время дети не будут пользоваться языком», - пишет С.А.Зыков. В его исследованиях убедительно показано, что в школе глухих

необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока,целью которой является организация словесного общения и создание речевой среды.

В учебный план введены специальные часы по развитию речи вне класса, предусмотрены индивидуальные занятия, где осуществляется развитие речевого слуха и обучение произношению. Во внеурочное время проводятся занятия по внеклассному чтению и ознакомлению с окружающей действительностью.

Каковы же результаты обучения глухих учащихся средних и старших классов языку в нашей школе, насколько знания ребят по данному предмету соответствуют требованиям современной жизни?

Педагогами нашего образовательного учреждения в 2003-2004 учебном году был проведен подробный анализ текущих и экзаменационных контрольных работ, который позволил сделать выводы о качестве подготовки глухих школьников V-XI классов по русскому языку.

Анализ показал, что большая часть учащихся владела основными базовыми умениями и навыками, входящими в содержание программы каждого класса. Вместе с тем были выявлены и слабые места в знаниях родного языка детьми с недостатками слуха.

Прежде всего, следовало отметить невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, самой значимой для практической деятельности ребят в будущем. Более половины учащихся затруднялись в выполнении анализа текста, при интерпретации его содержания, не умели адекватно воспринимать содержащуюся в нем информацию, особенно, если автором использовалась ирония или иносказание. Более 60% глухих школьников испытывали существенные затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умели ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме.

Низка была орфографическая и пунктуационная грамотность. Орфографические умения не переходили в навыки грамотного письма.

Невысокой оказалась лингвистическая подготовка по русскому языку, учащиеся затруднялись при выделении грамматической основы предложений, определении и употреблении частей речи или их форм, способов словообразования.

Низок был синтаксический уровень языка, т.е. умение строить предложения. Владея в основных чертах синтаксисом простого предложения, большинство школьников использовали в речи ограниченный набор синтаксических конструкций (подлежащее + сказуемое + дополнение или обстоятельство). Наблюдались пропуски членов предложения, частей составного сказуемого. Отмечались ошибки в построении вопросительных предложений.

Владение синтаксисом сложного предложения затрудняло детей еще больше. Наиболее серьезными ошибками, формирующими, в первую очередь, письменную речь, являлись нарушения структуры предложения (неправильный порядок слов, неравномерное членение одного предложения на два, неверное использование союзов и союзных слов).

Характеризуя недостатки учащихся с нарушением слуха, необходимо остановится на особенностях грамматического оформления их речи. Такие специфические нарушения никогда не встречаются у детей с нормальным слухом. Эти ошибки являются следствием недостаточного усвоения грамматического строя языка, что обусловлено суженным речевым опытом и ограниченным словарным запасом. Такие ошибки называются аграмматизмами.

Наиболее типичными ошибками грамматического оформления речи явились нарушения синтаксических связей согласования и управления.

Часто наблюдались ошибки, связанные с изменением склонения, с неправильным определением признака одушевленности или неодушевленности.

Нередко в предложениях неправильно использовались предлоги (замена, пропуски, включение лишних предлогов).

Все эти недостатки отрицательно сказывались на формировании речевых умений и общей речевой культуры учащихся школы глухих.

Проведенный анализ и выявленные ошибки позволили говорить нам о существовании проблемы в обучении родному языку неслышащих школьников.


Проблема


Большинство глухих учащихся не владеют языком в степени, необходимой для активной производственной и общественной деятельности в среде слышащих людей, а в настоящее время профессиональная и социальная успешность выпускника невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться в условиях современной экономики и динамичного развития социальных отношений.

Мы считаем, что решить вставшую перед нами проблему, а именно - повысить качество знаний глухих школьников по русскому языку возможно, если:

1. При первом же подозрении на снижение слуха проводить обследование ребенка в специализированном медицинском учреждении - сурдологическом кабинете (лечение, диагностика, слухопротезирование).

2. Определить пути специальной педагогической помощи с учетом возраста ребенка, состояния его слуха и речи, уровня его психофизического развития.

3. Развивать психические функции глухих детей на материале русского языка и литературы.

4. Повышать эффективность работы по развитию связной самостоятельной речи путем сознательного формирования коммуникативно-речевых умений и навыков.

5. Исходя из основных положений концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, формировать у неслышащих детей ключевые компетенции, которые способны удовлетворить запросы современной жизни. В документе выделены следующие ключевые компетенции, адекватные социально-экономическим условиям:

  • готовность к использованию информационных ресурсов;

  • готовность к разрешению проблем;

  • готовность к самообразованию;

  • готовность к социальному взаимодействию;

  • коммуникативная компетентность;

  • технологическая компетентность.

Педагоги - словесники нашего специального образовательного учреждения считают, что без глубоких знаний невозможно сформировать у глухих учащихся данные компетенции и решить проблему личностно-ориентированного обучения. Следствием этого будут обязательные трудности в процессе интеграции людей с нарушением слуха в общество слышащих.

Одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады.

Здесь учитель может применять все то, что входит в содержание личностно-ориентированного обучения:

  • организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

  • научить ребят самостоятельно добывать знания на практике;

  • осуществлять дифференцированный подход.

Каждый ученик должен знать, для чего им приобретаются знания и как их применить на практике. Каждый ребенок должен достичь определенного уровня знаний, умений и навыков. Достичь этого можно с помощью новейших педагогических технологий (информационных технологий, модульного обучения и пр.).

Вот почему олимпиады по русскому языку наряду с уроками и факультативами с 2004 года включены в учебный план нашей школы.

Современные олимпиады по русскому языку ставят своей задачей, прежде всего, развитие интереса к лингвистике, к родному слову и различным видам словесного творчества, расширение лингвистического и культурного кругозора, углубление знаний в различных областях современного отечественного языкознания.

Олимпиада - это не только оценка уровня подготовки участников и выявление сильнейших. Одновременно это - одна из форм обучения, обогащения ребят навыками, знаниями, полученными в процессе выполнения заданий, а также сообщение информации, которая в дальнейшем развертывается в вопросы, а ответы ребята находят сами.


Цели, задачи и описание выполненных работ

Целями олимпиады по русскому языку в школе глухих стали:

  • оценка собственного языкового творчества учащихся;

  • повышение образовательного уровня каждого участника;

  • проверка традиционных знаний по русскому языку.

Были выделены следующие задачи:

  • повышение интереса к русскому языку;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, умение самостоятельно работать с учебной литературой, различными информационными источниками;

  • углубление знаний учащихся по предмету.

Порядок проведения олимпиады проходит в несколько этапов:

  • подготовительный тур

  • классные туры

  • школьный тур

  • награждение победителей

Принципы при составлении олимпиадных заданий:

1. Задания базируются на учебных программах для школ глухих и соотносятся с содержанием школьных учебников.

2. Задания для учащихся средних и старших классов дифференцированы и адекватны по содержанию уровня языковых знаний, которыми должны обладать учащиеся на определенном этапе обучения.

3. Система заданий представляет собой три блока:

- блок А. Вопросы по всем разделам русского языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация). Сложность заданий возрастает от тура к туру.

- блок Б. Тестовые задания.

- блок В. Деловые бумаги (написание расписок, заявлений, объявлений, автобиографий, доверенностей и т.д.)

4. Задания предполагают выход за пределы школьной программы (разгадывание лингвистических загадок, ребусов, кроссвордов, задания творческого характера, требующие сообразительности и отгадки).

5. Четкость и логичность формулировки заданий. Учащиеся должны хорошо представлять себе, что нужно сделать в предложенном задании.

Требования к отбору материала (классные и школьный туры):

  • объем - 20-25 заданий

  • продолжительность выполнения работы - 5-7 классы - 2ч,

8-11 классы - 3ч.

Организация конкурсных туров:

1. Подготовительный тур. Цель данного тура - психологически подготовить детей к последующим турам, т.е. это, своего рода, интеллектуальная разминка.

  • Отбор заданий осуществляется учителем.

  • Этап проводится при косвенном контакте с учениками. Учащиеся должны самостоятельно найти ответы на вопросы и выполнить задания учителя (например, найти в учебной литературе высказывания великих русских писателей и поэтов о русском языке, написать реферат об известных лингвистах и языковедах, объяснить значения устаревших и заимствованных слов, фразеологических оборотов, указать имя героя, сказавшее то или иное крылатое выражение и др.). Также ребята готовят презентации по русскому языку и литературе. Школьникам предоставляется возможность выбора различных информационных средств для выполнения заданий.

  • Этап не исключает возможности консультаций со стороны окружающих (родителей, товарищей).

  • В подготовительном туре принимают участие все учащиеся, желающие пройти дальнейшие конкурсные испытания.

2. Классные туры проводятся по классам, участвуют по 4-6 человек. Выполнение заданий представляют либо тестовую форму, либо ответ на вопрос. Тестовые задания составляет для учащихся инициативная группа.

3. В школьном (заключительном) туре участвуют победители II этапа - не более двух учащихся от класса.

Перед проведением олимпиады по русскому языку проводится собрание учащихся 5-11 классов. С помощью мультимедийного оборудования ребятам показывается и рассказывается организация туров олимпиады, общее содержание работы, представляется жюри (3-4 учителя).

В обязанности жюри входит:

  • провести конкурсный тур

  • проверить работы участников

  • определить победителей.

Школьникам предлагается самим придумать название олимпиады. Ребятами были выбраны такие названия: «Знатоки русского языка», «Как получить пятерку» и др.

После проведения олимпиады на общешкольном собрании победители награждаются призами и почетными грамотами. Результаты олимпиады отражаются в тематической газете «Экран олимпиады» и презентации «Итоги олимпиады».


Критерии оценки результатов, выбранные жюри

  • отсутствие грамматических, синтаксических и пунктуационных ошибок в предложениях;

  • понимание смысла формулировки задания;

  • соблюдение требований при оформлении документов (в написании деловых бумаг);

  • творческий подход к выполнению заданий;

  • точность указания верного ответа (при тестировании);

  • уровень начитанности и эрудиции;

  • точный выбор ответа из нескольких предложенных вариантов.


Результаты олимпиад

Проверка олимпиадных заданий показала, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при составлении деловых бумаг. В оформлении разных документов школьники меняют последовательность изложения текста, забывают написать дату заполнения, поставить подпись, неверно употребляют большую букву, предлоги, грамматическую форму слова и знаки препинания.

Второй группой ошибок являются ошибки при синтаксическом разборе предложения и расстановке знаков препинания в сложном предложении.

В разборе ребята неверно определяют второстепенные члены предложения, реже - грамматическую основу. При анализе путают типы предложений по цели высказывания и интонации.

Старшеклассники испытывают затруднения в расстановке знаков препинания, так как не «видят» в предложении обобщений, причастных и деепричастных оборотов, приложений и прочих грамматических категорий.

Еще один вид типичной ошибки - неверное определение связей слов в предложении. Особенно различение синтаксических связей управления и примыкания.

Достаточно часто встречаются ошибки в звуко-буквенном анализе слов (постановке ударения, делении слова на слоги, характеристике звуков).

Ошибки морфологического характера - неправильное употребление частей речи и их форм при построении предложений составляют небольшое число.

В заданиях вида «Выполни морфологический разбор прилагательного (существительного, глагола)», «Подбери однокоренное слово», «Найди слово, соответствующее схеме», «Какое слово среди синонимов лишнее» и т.д. ошибки почти не допускались.

С большим удовольствием учащиеся решают ребусы, кроссворды, отгадывают загадки занимательного характера на смекалку и сообразительность. Часть ребят быстро справляются со всеми заданиями и заслуживают высшие оценочные баллы.

С 2009 года в нашей школе проводятся областные олимпиады по русскому языку среди глухих и слабослышащих.

Также наши ученики выезжают на региональные олимпиады в город Самару, где неоднократно становятся призерами, показывая хорошие знания в разных разделах родного языка.

В 2011-2012 учебном году впервые принимают участие в школьной олимпиаде по русскому языку ребята вспомогательных 6-9 классов. С неподдельным интересом и желанием выполняют они олимпиадные задания.

Все участники этой интеллектуальной игры заслуживают похвалы и уважения. В олимпиаде есть победители, но нет побежденных, так как важно просто участие.

Выводы

Анализируя на МО учителей русского языка и литературы работы участников олимпиады, нами выявляются пробелы в знаниях глухих учащихся по русскому языку и намечаются пути их преодоления.

Оказалась невысокой грамотность учащихся при составлении деловых бумаг и в этом направлении предстоит большой, кропотливый труд. Нами разработано планирование учебного процесса на изучение каждого вида деловых бумаг (по 4ч на обучение каждому виду).

Такое планирование включает в себя:

  • упражнения на наблюдение и анализ образцов, беседа о назначении деловой бумаги (1ч);

  • составление плана деловой бумаги и работа с ним; упражнения на точное воспроизведение готового текста (1ч);

  • упражнения на видоизмененное воспроизведение готового текста (1ч);

  • упражнения по созданию собственных текстов данного типа (1ч).

Страдает у глухих детей такой раздел науки о языке как «Синтаксис и пунктуация». Здесь главное внимание необходимо уделить работе по освоению структуры и семантике грамматических конструкций и вооружить школьников умениями и навыками активно пользоваться этими конструкциями в собственной речи.

Неслышащим детям трудно дается установление связей, обобщение, систематизация и другие операции, связанные с осмыслением материала. Вследствие этого им важно давать задания, стимулирующие познавательную деятельность, требующие рассуждения, доказательства, сопоставления.

Пунктуационные навыки формируются в ходе усвоения синтаксического материала. Наибольшее внимание нужно уделить конструкциям с союзами «и» и «как», обоснованным определениям и обстоятельствам, включать упражнения, позволяющие сопоставлять, обобщать, систематизировать материал по пунктуации.

Остро стоит в школе глухих вопрос орфографических навыков. Важно, чтобы знакомые правила объединялись в сознании учащихся в несколько групп, позволяющих лучше познать закономерности русского письма.

Вся эта работа должна проводиться как на уроках, так и во внеклассное время. И, конечно, такая форма внеклассной работы как олимпиада уже не должна уйти из стен нашей школы. В олимпиаде достигается психологический комфорт каждого ученика. Важно, что каждый участвующий в ней может проявить свои способности и знания, самостоятельно выбирая задания по силам.

Олимпиады по русскому языку и другим предметам отвечают задачам и условиям личностно-ориентированного обучения, помогают активизировать интеллектуальный потенциал ученика, позволяют вырабатывать собственные способы умственной деятельности. А оригинально мыслящий человек, будь он слышащий или глухой, всегда будет востребован обществом!



© 2010-2022