М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Цели: 1. Познакомить учащихся с романтическим произведением М. Горького .Проследить,как композиция рассказа помогает раскрывать замысел писателя.

2. Развивать у учащихся умения выделять и сопоставлять проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко.

3. Воспитывать бескорыстие, смелость, отрицательное отношение к эгоизму.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М.Горького, иллюстрации к рассказу.

Работа со словами: афоризм, индивидуализм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование .

Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Опрос домашнего задания.

Выучить наизусть монолог Сатина со слов: «Человек- вот правда!»и до слов: «…уважать надо» с. 47



  1. Изучение нового материала.Актуализация знаний.

Слово учителя.

Говоря о творчестве Горького, необходимо остановиться на прозе, в которой особо выделяются романтические рассказы. Цель их - раскрыть противоречия жизни; в этих рассказах Горький воспевал радость борьбы, любовь к свободе, заставляя поверить, что человек может быть прекрасен. «В жизни всегда есть место подвигам» - это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться.

Для этого нужно вспомнить, что вообще в литературе называется романтизмом (запись в тетрадь). Романтизм - это направление в литературе и искусстве, характеризующееся стремлением к национальному индивидуальному своеобразию, изображению идеальных героев и чувств.

Истоки романтической прозы Горького таятся в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.

Изергиль - главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также сказки о Ларре и Данко. Композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Вот её афоризм : «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать, и найдёт, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».

Комментированное чтение рассказа учителем стр. 25-36

Деление на группы.Каждая группа выполняет задания по трем частям рассказа.

Задание№1:Какова позиция автора и как она выражена?

Задание№2:Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

Задание№3:Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

Защита постеров учащимися.

  1. Закрепление нового материала.

Задание 1. Какую роль играет старуха Изергиль в рассказе Горького?

Каков смысл последовательности трех частей рассказа?

В чём видят смысл жизни герои рассказа?

Почему легенды о Ларре и Данко передаются от имени Изергиль?

Каково на ваш взгляд идейное содержание легенд? (Запись в тетрадь)

Идейное содержание легенды о Ларре: осуждение себялюбия и индивидуализма; изгнание из человеческого общества - самая страшная кара для человека.

Идейное содержание легенды о Данко: гуманизм личности Данко, отношение героя к людям; прославление подвига во имя людей.

В чем смысл противопоставления этих двух героев?

  1. Домашнее задание.

с. 36- 40, законспектировать; ответить на вопросы с.38

  1. Итог урока.

© 2010-2022