Сообщение по русскому языку на тему Самостоятельная работа по подготовке к ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Актабанская средняя общеобразовательная школа»


НОМИНАЦИЯ

«Грани профессионализма»


Сообщение по русскому языку на тему Самостоятельная работа по подготовке к ЕГЭ

Сообщение по русскому языку на тему Самостоятельная работа по подготовке к ЕГЭ




Мамина Татьяна Спиридоновна,

учитель русского языка и литературы



Актабан, 2014г.

Оглавление

1.Введение_________________________________________________ 2

2.Глава 1. Организация самостоятельной работы__________________ 3-4

3.Глава 2. Работа с родителями_________________________________ 4

3.Глава 3. Результаты работы__________________________________ 4-5

4.Глава 4. Самостоятельная работа в основной школе______________ 5

5.Заключение________________________________________________ 5

6.Литература_________________________________________________ 6

Приложение _________________________________________________ 7-12







1

Введение.

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а
не памятью.

Л. Н. Толстой

Подписываюсь под словами любимого писателя. Действительно, для учителя одна из главных задач состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать знания. Этот процесс длительный, начинать его необходимо с 5 класса. А в 10-11 классах самостоятельная работа сыграет свою роль, потому что для обучающихся основным мотивом в изучении русского языка является качественная подготовка к экзамену. Урок, конечно, тоже важен, но самостоятельная работа повышает ответственность ученика за результат своего труда, его качественное выполнение, развивает навыки самоконтроля.

Сложившаяся система самостоятельной работы эффективна и результативна, позволяет скорректировать пробелы, тесно связана со спецификацией Единого государственного экзамена по русскому языку. А учитель является помощником и партнёром.

Цель: через организацию самостоятельной работы обучающихся создать условия для повышения качества знаний по предмету.

Задачи:

  1. Создать эффективную систему мониторинга на основе контрольно-измерительных и учебно-дидактических материалов, отражающую индивидуальную динамику в усвоении тем и разделов.

  2. Организовать самостоятельную работу с обучающимися по коррекции пробелов.

  3. Обеспечить обучающимся поддержку со стороны родителей через своевременное информирование о результатах учебной деятельности, а также методические рекомендации.

Планируемый результат:

  • мониторинг результатов по русскому языку;

  • банк контрольно-измерительных и учебно-дидактических материалов, программа самостоятельной работы по коррекции пробелов;

  • положительная динамика результатов готовности обучающихся 11класса к ЕГЭ.



2

Глава 1. Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать (картина его успехов и пробелов), как это следует выполнять (способы устранения пробелов) и, прежде всего, зачем (результат: умение применять знания на практике должны перейти в устойчивый навык).

Итак, основой для управления качеством знаний является мониторинг. Демоверсии являются наилучшим диагностическим материалом для мониторинга уровня усвоения знаний, умений и навыков и сформированности ключевых компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной). Контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена задания охватывают учебный материал всех содержательных блоков, разделов школьного курса русского языка.

Мониторинг включает следующие диагностики:

1.Входная (начало года - сентябрь, 10 класс).

2.Промежуточная (декабрь, март, 10 класс).

3.Входная (начало года - сентябрь, 11 класс).

4.Промежуточная (февраль, 11 класс).

Система мониторинга позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о достижениях каждого ученика, на ее основе своевременно корректировать эти достижения, прогнозировать дальнейшую работу. Для этого, во-первых, почти на каждом уроке русского языка вводится комплексная работа с текстом. (Приложение 1.) Во-вторых, на те разделы, в которых обучающиеся, по данным мониторинга, затрудняются больше всего, выделено больше часов. В-третьих, основной акцент делается на самостоятельную работу обучающихся.

Этапы самостоятельной работы.

1.На основе мониторинга на каждого ученика оформляется карточка пробелов и успехов ученика. Цель: обучающийся наглядно видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что значительно стимулирует его дальнейшую работу.

Карточка включает следующие разделы (Приложение 2):

  • Дата проведения.

  • Виды диагностики.

  • Часть (А, В, С).

  • Количество полученных баллов.

  • Номера неверно выполненных заданий части А.

  • Номера неверно выполненных заданий части В.

  • Критерии части С, требующие отработки навыка.

2.Учитель имеет возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством обучающихся и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов.

3.Для организации самостоятельной работы обучающихся по каждому заданию Единого государственного экзамена составляется программа. Она представлена следующими разделами (Приложение 3):

3

  • Перечень допущенных ошибок.

  • К какой теме относятся.

  • Теория (учебник, раздел, параграф).

  • Практика (учебник, № № упражнений).

  • Федеральный банк заданий (№ № заданий).

  • Контрольная работа.

  • Отметка о выполнении.

Организация самостоятельной работы по программе.

1.Обучающийся по данной программе может работать самостоятельно, выполняя в присутствии учителя лишь контрольные задания. Этот вид работы больше подходит для учеников с повышенным уровнем.

2. Школьник может выбрать и индивидуальное консультирование: разбор заданий вместе с учителем, затем самостоятельное выполнение и контроль. (Приложение 4 «Алгоритм выполнения самостоятельной работы».)

3.Один из самых эффективных видов работы - групповая форма проведения. Обсуждая, анализируя задания и языковой материал, общаясь друг с другом, обучающиеся лучше усваивают материал. Они делятся приёмами запоминания правил, создают опорные схемы, кластеры, алгоритмы.

4.Создание проектов по наиболее трудным темам. (Приложение 5 «Перечень проектов обучающихся».) Обучающиеся, углубляясь в тему, последовательно располагают материал, приводят примеры, что значительно облегчает его усвоение и запоминание.

5.Школьники также самостоятельно работают дома с мультимедийными тренажерами, тестами в онлайне.

Хорошую помощь обучающимся оказывает папка «Учись учиться», где помещены памятки и рекомендации. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, проверочных работ, при написании части С, а также при выполнении творческих работ по литературе. Папка постоянно обновляется. (Приложение 6 «Памятки».)

Глава 2. Работа с родителями.

Родителей необходимо знакомить с результатами диагностик, где отмечены пробелы, с программой коррекции и самостоятельной подготовки, обращая их внимание на то, что после отработанной темы и выполнения контрольных заданий в программе ученика ставится отметка о выполнении. Тогда родители смогут контролировать процесс подготовки к ЕГЭ и коррекции пробелов. По мере необходимости, для них проводится индивидуальная консультация, которая включает не только рекомендации, но и советы психологической помощи.

Глава 3. Результативность работы.

Второй год работы по данной теме, результаты мониторинга говорят о правильности организации самостоятельной работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ. В 2012 году все выпускники сдали экзамен по русскому языку. 4 выпускника из 5 продемонстрировали достаточный уровень языковой и лингвистической, речевой и коммуникативной компетенции (данные по части А и

4

В). Это составляет 80 % от количества всех обучающихся.

Глава 4. Самостоятельная работа в 5-8 классах.

Безусловно, что работу по подготовке к аттестации необходимо начинать в основной школе. Хотя о системе работы говорить ещё рано, но понимаю, что эту проблему надо решать уже сейчас.

Остановлюсь на некоторых приемах самостоятельной работы.

1.Начиная с 5 класса, обучающиеся заводит тетрадь-памятку правил, которые оформляются в виде схем, таблиц, алгоритмов.

2.В начале урока обязательным элементов является лингвистическая разминка (орфоэпическая, синтаксическая, лексическая, пунктуационная,орфографическая).

3.Хороший материал для самостоятельной работы в 5-8 классах содержится в электронном пособии учительницы И.К.Путилиной. В нем размещены задания для расширения словарного запаса обучающихся, для повторения средств художественной изобразительности.

4.Комплексная работа с текстом в 7-8 классах дает возможность проверить подготовку обучающихся с достаточной полнотой. (Приложение 7)

5.Для подготовки к сжатому изложению в 5-6классах использую свободный диктант, который записывается по памяти. После ознакомления с приемами сжатия, отработка их идет на текстах свободных диктантов, самостоятельно при выполнении заданий дидактического материала. Полезным для детей является и такое задание: «Упрости предложение».

6.Не последнюю роль играют при подготовке к экзаменам дидактические материалы. (Приложение 8)

В ближайшей перспективе необходимо решить следующие задачи:

  1. Внедрить критериальный подход к оценке всех творческих работ обучающихся.

  2. Совершенствовать систему мониторинга в основной школе.

  3. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями обучающихся по предъявлению единых требований и оказанию поддержки и сопровождения каждого.

Заключение.

Данная система самостоятельной работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ позволяет определить слабо усвоенный материал и правильно мотивировать выпускников и их родителей на систематическую работу по ликвидации пробелов в знаниях. Динамика результатов диагностик доказывает правильность выбора методов работы: индивидуальное сопровождение, работа в группах, алгоритм действий, грамотный контроль. Большую роль играет поддержка родителей. Важно, чтобы школьники понимали важность мысли Л.Н.Толстого: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

5

Литература.

1.Демоверсии 2012г, 2013г., 2014г.

2.Материалы ФИПИ.

3.Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин Русский язык. 10-11кл.- М.: Русское слово, 2009.

4.И.К.Путилина. Материалы для подготовки к экзамену по русскому языку в 8кл.- Липецк, 2010.

5.Материалы папки «Учись учиться».








6






© 2010-2022