- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сообщение по русскому языку на тему Самостоятельная работа по подготовке к ЕГЭ
Сообщение по русскому языку на тему Самостоятельная работа по подготовке к ЕГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамина Т.С. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Актабанская средняя общеобразовательная школа»
НОМИНАЦИЯ
«Грани профессионализма»
Мамина Татьяна Спиридоновна,
учитель русского языка и литературы
Актабан, 2014г.
Оглавление
1.Введение_________________________________________________ 2
2.Глава 1. Организация самостоятельной работы__________________ 3-4
3.Глава 2. Работа с родителями_________________________________ 4
3.Глава 3. Результаты работы__________________________________ 4-5
4.Глава 4. Самостоятельная работа в основной школе______________ 5
5.Заключение________________________________________________ 5
6.Литература_________________________________________________ 6
Приложение _________________________________________________ 7-12
1
Введение.
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а
не памятью.
Л. Н. Толстой
Подписываюсь под словами любимого писателя. Действительно, для учителя одна из главных задач состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать знания. Этот процесс длительный, начинать его необходимо с 5 класса. А в 10-11 классах самостоятельная работа сыграет свою роль, потому что для обучающихся основным мотивом в изучении русского языка является качественная подготовка к экзамену. Урок, конечно, тоже важен, но самостоятельная работа повышает ответственность ученика за результат своего труда, его качественное выполнение, развивает навыки самоконтроля.
Сложившаяся система самостоятельной работы эффективна и результативна, позволяет скорректировать пробелы, тесно связана со спецификацией Единого государственного экзамена по русскому языку. А учитель является помощником и партнёром.
Цель: через организацию самостоятельной работы обучающихся создать условия для повышения качества знаний по предмету.
Задачи:
-
Создать эффективную систему мониторинга на основе контрольно-измерительных и учебно-дидактических материалов, отражающую индивидуальную динамику в усвоении тем и разделов.
-
Организовать самостоятельную работу с обучающимися по коррекции пробелов.
-
Обеспечить обучающимся поддержку со стороны родителей через своевременное информирование о результатах учебной деятельности, а также методические рекомендации.
Планируемый результат:
-
мониторинг результатов по русскому языку;
-
банк контрольно-измерительных и учебно-дидактических материалов, программа самостоятельной работы по коррекции пробелов;
-
положительная динамика результатов готовности обучающихся 11класса к ЕГЭ.
2
Глава 1. Организация самостоятельной работы.
Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать (картина его успехов и пробелов), как это следует выполнять (способы устранения пробелов) и, прежде всего, зачем (результат: умение применять знания на практике должны перейти в устойчивый навык).
Итак, основой для управления качеством знаний является мониторинг. Демоверсии являются наилучшим диагностическим материалом для мониторинга уровня усвоения знаний, умений и навыков и сформированности ключевых компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной). Контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена задания охватывают учебный материал всех содержательных блоков, разделов школьного курса русского языка.
Мониторинг включает следующие диагностики:
1.Входная (начало года - сентябрь, 10 класс).
2.Промежуточная (декабрь, март, 10 класс).
3.Входная (начало года - сентябрь, 11 класс).
4.Промежуточная (февраль, 11 класс).
Система мониторинга позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о достижениях каждого ученика, на ее основе своевременно корректировать эти достижения, прогнозировать дальнейшую работу. Для этого, во-первых, почти на каждом уроке русского языка вводится комплексная работа с текстом. (Приложение 1.) Во-вторых, на те разделы, в которых обучающиеся, по данным мониторинга, затрудняются больше всего, выделено больше часов. В-третьих, основной акцент делается на самостоятельную работу обучающихся.
Этапы самостоятельной работы.
1.На основе мониторинга на каждого ученика оформляется карточка пробелов и успехов ученика. Цель: обучающийся наглядно видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что значительно стимулирует его дальнейшую работу.
Карточка включает следующие разделы (Приложение 2):
-
Дата проведения.
-
Виды диагностики.
-
Часть (А, В, С).
-
Количество полученных баллов.
-
Номера неверно выполненных заданий части А.
-
Номера неверно выполненных заданий части В.
-
Критерии части С, требующие отработки навыка.
2.Учитель имеет возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством обучающихся и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов.
3.Для организации самостоятельной работы обучающихся по каждому заданию Единого государственного экзамена составляется программа. Она представлена следующими разделами (Приложение 3):
3
-
Перечень допущенных ошибок.
-
К какой теме относятся.
-
Теория (учебник, раздел, параграф).
-
Практика (учебник, № № упражнений).
-
Федеральный банк заданий (№ № заданий).
-
Контрольная работа.
-
Отметка о выполнении.
Организация самостоятельной работы по программе.
1.Обучающийся по данной программе может работать самостоятельно, выполняя в присутствии учителя лишь контрольные задания. Этот вид работы больше подходит для учеников с повышенным уровнем.
2. Школьник может выбрать и индивидуальное консультирование: разбор заданий вместе с учителем, затем самостоятельное выполнение и контроль. (Приложение 4 «Алгоритм выполнения самостоятельной работы».)
3.Один из самых эффективных видов работы - групповая форма проведения. Обсуждая, анализируя задания и языковой материал, общаясь друг с другом, обучающиеся лучше усваивают материал. Они делятся приёмами запоминания правил, создают опорные схемы, кластеры, алгоритмы.
4.Создание проектов по наиболее трудным темам. (Приложение 5 «Перечень проектов обучающихся».) Обучающиеся, углубляясь в тему, последовательно располагают материал, приводят примеры, что значительно облегчает его усвоение и запоминание.
5.Школьники также самостоятельно работают дома с мультимедийными тренажерами, тестами в онлайне.
Хорошую помощь обучающимся оказывает папка «Учись учиться», где помещены памятки и рекомендации. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, проверочных работ, при написании части С, а также при выполнении творческих работ по литературе. Папка постоянно обновляется. (Приложение 6 «Памятки».)
Глава 2. Работа с родителями.
Родителей необходимо знакомить с результатами диагностик, где отмечены пробелы, с программой коррекции и самостоятельной подготовки, обращая их внимание на то, что после отработанной темы и выполнения контрольных заданий в программе ученика ставится отметка о выполнении. Тогда родители смогут контролировать процесс подготовки к ЕГЭ и коррекции пробелов. По мере необходимости, для них проводится индивидуальная консультация, которая включает не только рекомендации, но и советы психологической помощи.
Глава 3. Результативность работы.
Второй год работы по данной теме, результаты мониторинга говорят о правильности организации самостоятельной работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ. В 2012 году все выпускники сдали экзамен по русскому языку. 4 выпускника из 5 продемонстрировали достаточный уровень языковой и лингвистической, речевой и коммуникативной компетенции (данные по части А и
4
В). Это составляет 80 % от количества всех обучающихся.
Глава 4. Самостоятельная работа в 5-8 классах.
Безусловно, что работу по подготовке к аттестации необходимо начинать в основной школе. Хотя о системе работы говорить ещё рано, но понимаю, что эту проблему надо решать уже сейчас.
Остановлюсь на некоторых приемах самостоятельной работы.
1.Начиная с 5 класса, обучающиеся заводит тетрадь-памятку правил, которые оформляются в виде схем, таблиц, алгоритмов.
2.В начале урока обязательным элементов является лингвистическая разминка (орфоэпическая, синтаксическая, лексическая, пунктуационная,орфографическая).
3.Хороший материал для самостоятельной работы в 5-8 классах содержится в электронном пособии учительницы И.К.Путилиной. В нем размещены задания для расширения словарного запаса обучающихся, для повторения средств художественной изобразительности.
4.Комплексная работа с текстом в 7-8 классах дает возможность проверить подготовку обучающихся с достаточной полнотой. (Приложение 7)
5.Для подготовки к сжатому изложению в 5-6классах использую свободный диктант, который записывается по памяти. После ознакомления с приемами сжатия, отработка их идет на текстах свободных диктантов, самостоятельно при выполнении заданий дидактического материала. Полезным для детей является и такое задание: «Упрости предложение».
6.Не последнюю роль играют при подготовке к экзаменам дидактические материалы. (Приложение 8)
В ближайшей перспективе необходимо решить следующие задачи:
-
Внедрить критериальный подход к оценке всех творческих работ обучающихся.
-
Совершенствовать систему мониторинга в основной школе.
-
Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями обучающихся по предъявлению единых требований и оказанию поддержки и сопровождения каждого.
Заключение.
Данная система самостоятельной работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ позволяет определить слабо усвоенный материал и правильно мотивировать выпускников и их родителей на систематическую работу по ликвидации пробелов в знаниях. Динамика результатов диагностик доказывает правильность выбора методов работы: индивидуальное сопровождение, работа в группах, алгоритм действий, грамотный контроль. Большую роль играет поддержка родителей. Важно, чтобы школьники понимали важность мысли Л.Н.Толстого: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
5
Литература.
1.Демоверсии 2012г, 2013г., 2014г.
2.Материалы ФИПИ.
3.Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин Русский язык. 10-11кл.- М.: Русское слово, 2009.
4.И.К.Путилина. Материалы для подготовки к экзамену по русскому языку в 8кл.- Липецк, 2010.
5.Материалы папки «Учись учиться».
6