- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок на тему И. А. Крылов «Слон и Моська»
Открытый урок на тему И. А. Крылов «Слон и Моська»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шушпанова Е.Н. |
Дата | 18.01.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
7 «А» класс
И.А. Крылов. «Слон и Моська»: мораль басни, характеристика Моськи.
Цель: обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей басен.
Задачи: 1) систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
2) развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
3) воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Ожидаемые результаты:
-
знание понятия «басня»;
-
знание композиции басни;
-
знание жанровых особенностей басни;
-
умение рассуждать, обобщать;
-
умение выразительно читать;
-
умение инсценировать басни;
-
нравственные качества
Тип урока - комбинированный.
Вид урока - беседа.
Методы обучения - метод эвристической беседы, мозговой штурм, проблемные вопросы, наблюдение, инсценирование, дидактические игры.
Структура урока - формирование новых понятий и способов действия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Вызов мотивации - мозговой штурм.
-
Осмысление - работа над текстом басни.
-
Рефлексия - дидактические игры. Д/з.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Объявление темы, цели урока.
-
Вызов мотивации - мозговой штурм.
-
Закончи определение:
Басня - это
-
К какому роду литературы относится басня?
-
Обычно басня состоит из двух частей. Каких?
-
Каких писателей - авторов басен ты знаешь?
-
Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления.
Кто обычно скрывается под следующими персонажами басни:
Лиса-
Ягненок-
Волк-
Стрекоза-
Муравей-
Ворона-
Свинья-
-
Как называется данный фрагмент из басни И.А.Крылова: « К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит».
-
Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Объясни смысл выражения из басни «Ларчик»: «А ларчик просто открывался», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
- Басня - нравоучительный рассказ, в котором есть поучение, внушение нравственных правил.
- Что такое нравственные правила? Важно ли соблюдать нравственные правила?
(Общепринятые правила поведения в обществе…Да, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)
Постановка проблемного вопроса:
- Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова, и они актуальны в наши дни?
Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова: ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство. Разбейте их на две группы: 1-я группа - черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я - черты характера, которые одобряет баснописец.
Работа в парах.
Подводящий диалог.
- Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость
трудолюбие
- Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
Слово учителя:
- Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. "Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек".
- Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)
- Как люди проявили любовь к этому человеку?
(В Санкт-Петербурге, в Летнем саду. есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.)
- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около "дедушки Крылова" всегда цветы, играющие дети?
Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: "У сильного всегда бессильный виноват...", "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку..."
Инсценирование.
Словарная работа: невежда.
- Объясните смысл этого слова.
- Невежда - малообразованный человек.
- Прочитайте второе слово.
Невежа.
- Объясните значение этого слова.
- Невежа - грубый, невоспитанный человек.
-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?
Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.
После инсценирования спросить:
- Какое из данных слов встречается в тексте басни?
-
Осмысление - работа над текстом басни.
- Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?
Словарная работа.
- Вам встретятся незнакомые слова. Познакомьтесь со значением данных слов.
Слайд.
Зеваки - тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ - обратить внимание для вида.
Забияка - человек, который любит затевать ссоры.
Отколе - откуда.
Шавка - непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка - странная, удивительная вещь или явление.
Просмотр мультфильма.
- Оправдались ли ваши версии о содержании басни? Что совпало?
Чтение по ролям учащимися.
- Назовите действующих лиц басни. Сколько нужно человек для чтения? (3)
Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
- Кто из «артистов»выразительно, с правильной интонацией прочитал слова своих героев?
- Как ведёт себя Моська? Назовите глаголы, с помощью которых автор передает поведение Моськи? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
- Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
- Какой характер у Моськи? А у Слона?
- Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?
- За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)
- Какой характер у Шавки?
- Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? ( Что она без драки…)
- Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
( Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)
Учитель. Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
- Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)
- Когда в жизни можно употребить слова: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!"
(Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам, когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
- Чему учат басни? Назовите положительные качества……..
Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми персонажами из басен Ивана Андреевича Крылова. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что басни Крылова помогут нам стать лучше. Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
-
Рефлексия - дидактическая игра «Путаница».
Оценки.
Домашнее задание:
-
Выучить басню Крылова "Слон и Моська"
-
Дополнительное задание (инсценировка)