Открытый урок на тему И. А. Крылов «Слон и Моська»

Данная разработка - открытый урок на тему: И.А. Крылов. «Слон и Моська»: мораль басни, характеристика Моськи». Эта разработка предназначена для школьников 7 классов классов с казахским языком обучения. особенностью работы в таких классах является то, что русский язык не является родным для ребят, поэтому к изучению литературных произведений необходимо подходить обдуманно, тщательно готовясь к уроку. При планировании урока учтены такие разделы плана, как цель, задачи, ожидаемые результаты, тип ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 «А» класс

И.А. Крылов. «Слон и Моська»: мораль басни, характеристика Моськи.

Цель: обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей басен.

Задачи: 1) систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

2) развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

3) воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Ожидаемые результаты:

  • знание понятия «басня»;

  • знание композиции басни;

  • знание жанровых особенностей басни;

  • умение рассуждать, обобщать;

  • умение выразительно читать;

  • умение инсценировать басни;

  • нравственные качества

Тип урока - комбинированный.

Вид урока - беседа.

Методы обучения - метод эвристической беседы, мозговой штурм, проблемные вопросы, наблюдение, инсценирование, дидактические игры.

Структура урока - формирование новых понятий и способов действия.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вызов мотивации - мозговой штурм.

  3. Осмысление - работа над текстом басни.

  4. Рефлексия - дидактические игры. Д/з.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока.

  1. Вызов мотивации - мозговой штурм.

  1. Закончи определение:

Басня - это

  • К какому роду литературы относится басня?

  • Обычно басня состоит из двух частей. Каких?

  • Каких писателей - авторов басен ты знаешь?

  • Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления.

Кто обычно скрывается под следующими персонажами басни:

Лиса-

Ягненок-

Волк-

Стрекоза-

Муравей-

Ворона-

Свинья-



  • Как называется данный фрагмент из басни И.А.Крылова: « К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит».

  • Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Объясни смысл выражения из басни «Ларчик»: «А ларчик просто открывался», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

- Басня - нравоучительный рассказ, в котором есть поучение, внушение нравственных правил.

- Что такое нравственные правила? Важно ли соблюдать нравственные правила?

(Общепринятые правила поведения в обществе…Да, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)

Постановка проблемного вопроса:

- Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова, и они актуальны в наши дни?

Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова: ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство. Разбейте их на две группы: 1-я группа - черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я - черты характера, которые одобряет баснописец.

Работа в парах.

Подводящий диалог.
- Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

Одобряет
доброта
правдивость
храбрость

трудолюбие

- Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

Слово учителя:

- Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. "Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек".

- Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)

- Как люди проявили любовь к этому человеку?

(В Санкт-Петербурге, в Летнем саду. есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.)

- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около "дедушки Крылова" всегда цветы, играющие дети?

Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: "У сильного всегда бессильный виноват...", "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку..."

Инсценирование.

Словарная работа: невежда.

- Объясните смысл этого слова.

- Невежда - малообразованный человек.

- Прочитайте второе слово.

Невежа.

- Объясните значение этого слова.

- Невежа - грубый, невоспитанный человек.

-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?

Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.

После инсценирования спросить:

- Какое из данных слов встречается в тексте басни?

  1. Осмысление - работа над текстом басни.

- Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Словарная работа.

- Вам встретятся незнакомые слова. Познакомьтесь со значением данных слов.

Слайд.

Зеваки - тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ - обратить внимание для вида.
Забияка - человек, который любит затевать ссоры.
Отколе - откуда.
Шавка - непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка - странная, удивительная вещь или явление.

Просмотр мультфильма.

- Оправдались ли ваши версии о содержании басни? Что совпало?

Чтение по ролям учащимися.

- Назовите действующих лиц басни. Сколько нужно человек для чтения? (3)
Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

- Кто из «артистов»выразительно, с правильной интонацией прочитал слова своих героев?

- Как ведёт себя Моська? Назовите глаголы, с помощью которых автор передает поведение Моськи? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

- Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

- Какой характер у Моськи? А у Слона?

- Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

- За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

- Какой характер у Шавки?

- Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? ( Что она без драки…)

- Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

( Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Учитель. Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

- Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

- Когда в жизни можно употребить слова: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!"

(Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам, когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

- Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми персонажами из басен Ивана Андреевича Крылова. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что басни Крылова помогут нам стать лучше. Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского



Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

  1. Рефлексия - дидактическая игра «Путаница».

Открытый урок на тему И.А. Крылов «Слон и Моська»

Оценки.

Домашнее задание:

  1. Выучить басню Крылова "Слон и Моська"

  2. Дополнительное задание (инсценировка)





© 2010-2022