Материалы к уроку литературы. Теория жанра. Генезис литературного очерка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы к уроку литературы.

"Теория жанра. Генезис литературного очерка"

Очерк - жанр эпической литературы. Отличительным признаком его является изображение единичных по преимуществу явлений действительности, осмысляемых автором в их концептуальном значении.

Очерк как жанр сыграл и продолжает играть исключительно важную роль в истории литературы. Но не случайно он приобрёл образное определение «разведчика будущего». Так, очерк «способствовал становлению реализма в западноевропейской литературе, освоению социальной характеристики героев, нахождению средств реалистической типизации. Об этом свидетельствует опыт Ч.Диккенса и У.Теккерея, в очерковой прозе которых зарождались темы и типы их будущих романов, и особенно история французской очерковой литературы».1 В русской литературе очерковая проза по-своему начинает некоторые литературные направления и школы. Так, «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина сопутствовали главы «Писем русского путешественника», «очерковая проза А.Н. Радищева стояла в преддверии сентиментализма, «Путешествие в Арзрум» Пушкина обещало создание прозы высочайшего художественного»2 уровня. Вслед за «натуральной школой», культивирующей жанр очерка, в русской литературе начинается расцвет психологической прозы. А И.А. Гончаров к своему созданию, роману «Обломов», пришёл, написав двухтомную очерковую книгу «Фрегат Паллада».

В конце XIX века происходят существенные изменения в развитии прозы: на смену большим жанровым формам приходят малые, к которым относится и очерк. Это было обусловлено требованием времени (у писателей просто не было возможности на оперирование большими формами): слишком быстро менялась эпоха. К тому же многие писатели XIX - начала XX века, такие как Чехов, Пришвин, Гумилев, Кржижановский, имели прикладные профессии, что проявляется в неосознанной потребности сначала проверить жизненные факты, а уже потом художественно воплотить их. Очерк как жанр, имеющий тенденции к трансформации и динамике, соответствует временным задачам и сопутствует творчеству этих писателей.

На рубеже XX в. особенно популярным становится очерковый жанр путешествий. К нему обращаются поэты «серебряного века» Н.Гумилёв, А.Белый, К.Бальмонт, М.Волошин. Очерковая проза, созданная ими, во многих случаях стимулировала, а то и прямо сопутствовала созданию произведений высокой поэзии.

Сходную картину мы можем наблюдать и в послереволюционный период, когда перед художниками слова возникла задача освоения принципиально новой реальности. И тут на передовой рубеж выходит жанр очерка. Нагляднее всего итоги этого процесса обнаруживаются в историческом опыте художественного постижения «восточной» окраины бывшей российской империи.

В 20-30-е годы усиливается интерес к художественному познанию Востока. Как и прежде, писателей притягивает Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток. Интенсивность этого процесса весьма заметна. На Восток устремляются писатели и по одному, и «писательскими бригадами», озадаченными модной в те времена идеей воплощения принципа «коллективного творчества». Для многих художников слова эти поездки оказались плодотворными, и не требует доказательств то, что за интенсивным развитием очерковой литературы последовало появление немалого количества произведений высокого художественного уровня. Достаточно в этой связи упомянуть имена А.Платонова, Л.Леонова, М.Пришвина, К.Паустовского.

Эстетическому постижению Востока и его онтологической сути посвящён очерк «Путешествие в Армению» (1932) Осипа Мандельштама. Отвергнутое критикой, это произведение характеризуется свободной ассоциативностью, связью с вершинными творениями мировой культуры, оригинальной образностью и стилем. По основополагающим принципам поэтики, ориентированной на глубокое философское и поэтико-мифологическое постижение мира, это произведение О. Мандельштама чрезвычайно близко очерковой книге С.Д. Кржижановского «Салыр-гюль (узбекистанские импрессии)», созданной годом позже (1933).

Из сказанного следует, что очерковый жанр в рассматриваемый исторический период не всегда играл лишь вспомогательную роль «разведчика будущего». Очерк как самостоятельный жанр обладал большими потенциями внутреннего развития и совершенствования, поэтому представляет особый интерес рассмотрение принципиально новых жанровых особенностей очерка, получающих заметное развитие в рассматриваемый период. К таким явлениям мы отнесём актуализацию роли импрессии, субъективно-личностного начала, ассоциативности, фантастики, а также средств художественной изобразительности, используемых преимущественно в лирической поэзии.

Литература

  1. Богданов В.А. Разведчик нового. - М.: Знание, 1969.

  2. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев: COLLEGIUM, 1994.

1 Богданов В.А. Разведчик нового. - М.: Знание, 1969. - С. 54

2 Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев: COLLEGIUM, 1994. - С. 29.

© 2010-2022