Рабочая программа по литературе 9 класс

II. Пояснительная записка. 1.Настоящая программа по литературе для 9 класса основной общеобразовательной школы  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),       Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе 9 класс

II. Пояснительная записка.

1.Настоящая программа по литературе для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

2.Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012г.

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г.

6. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, С. И. Збарский,. П. Полухина;под ред.В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 11-е издание.)

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.

8. Закон об образовании Курской области.

Изучение курса литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей изучения литературы в 9 классе необходимо решение следующих практических задач:

• сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;

• на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;

• выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;

• показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;

• определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;

• объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;

• выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;

• воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;

• выработать навыки грамотной устной и письменной речи;

• совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;

• формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Структура курса

Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.

Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания - моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками - языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.

Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Формы контроля:

• индивидуальный

• групповой

• фронтальный.

В том числе:

- устный опрос;

- практические работы;

- беседа;

- тестирование;

- выразительное чтение;

- подробный и сжатый пересказ;

- творческие письменные работы;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- создание презентаций;

- сочинение синквейнов;

- написание эссе;

- составление тестов учащимися.

Виды контроля:

• предварительный,

• текущий,

• тематический,

• итоговый.

















III. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем


Количество часов

1

Введение


1

2

Из древнерусской литературы


6

3

Из русской литературы 18 века


7

4

Из русской литературы первой половины 19 века


57

4.1

А. С. Грибоедов «Горе от ума»


9

4.2

А. С. Пушкин


19

4.3

М. Ю. Лермонтов


14

4.4

Поэты Пушкинской поры


2

4.5

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»


10

5

Из русской литературы второй половины 19 века


4

6

Из русской литературы 20 века


16

7

Из современной литературы


3

8

Из зарубежной литературы


7


Итого:


102 часа



IV. Содержание программы.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час).

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов).

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика "Слова", своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Защита исследовательских работ (портфолио).

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (7 часов)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Ж.-Б. Мольер

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Д.И. Фонвизин

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Властителям и судиям», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение наизусть и анализ стихотворений Г.Р.Державина.

Н.М. Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (57 часов)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний". Сочинение-рассуждение по комедии «Горе от ума».

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество.

Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

А.А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

И.С.Тургенев

Личность и судьба писателя.

Повесть «Первая любовь». Автобиографический характер повести. Нравственные проблемы повести. Образы главных и второстепенных героев.

Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества.

«Белые ночи» как повесть о Петербурге.

Л.Н.Толстой: страницы жизни и творчества.

«Юность» как часть автобиографической трилогии. (Обзор содержания).

А.П. Чехов.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (16 )

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М.Горький: страницы жизни и творчества.

Раннее творчество: новизна тематики и героев.

Проблематика рассказа «Макар Чудра».

И.А.Бунин: страницы жизни и творчества.

«Тёмные аллеи» - история любви. Мастерство И.А.Бунина в рассказе.

М.А. Булгаков.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

М.А. Шолохов.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.А. Блок.

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

В.В.Маяковский: страницы жизни и творчества.

«Громада-любовь» и «Громада-ненависть». Своеобразие сатиры В.В.Маяковского. Особенности стиха.

М.И.Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии. Любовная лирика. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

А.А. Ахматова.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

А.Т.Твардовский: страницы жизни и творчества.

Раздумья о родине и о природе в лирике поэта.

Проблематика и поэтика стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

Из зарубежной литературы (7 часов)

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия

Данте Алигьери. Универсально- философский характер «Божественной комедии»

Уильям Шекспир. «Гамлет»- «пьеса на века»

И. В. Гёте. «Фауст»- философская трагедия эпохи Просвещения.

Уроки контроля. Защита проектов, объединённых одной темой «Сквозные мотивы и образы в русской литературе»











V. Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов

количество

часов

Тема урока

Домашнее задание

Дата


Календ.

Факт.

ВВЕДЕНИЕ

1


1

1

Литература как искусство слова

Читать «Слово…», пересказ статьи

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6


2

1

«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы

Определить композиционные части «Слова…», инд. зад.

3

1

Жанр и композиция «Слова…»

Выразительное чтение отрывка

4

1

«За землю русскую». Осмысление текста памятника

Ответить на вопросы

5


«Золотое слово Святослава»

Письменный ответ на вопрос

6

1

Вечные образы «Слова…»

Устное сочинение, выразительное чтение

7

1

Поэтическое искусство «Слова…»

Выучить наизусть «Плач Ярославны»

8

1

Урок- практикум по «Слову о полку Игореве»

Выписать признаки классицизма, основные события и имена ист. деятелей 18 века

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

7


9

1

Характеристика русской литературы 18 века

Пересказ статьи учебника о М. В. Ломоносове. Выразительное чтение оды «Вечернее размышление…»

10

1

М. В. Ломоносов «Живое единство наук и художеств»

Прочитать статью учебника о Г. Р. Державине, подготовить выразительное чтение стихотворения «Памятник»

11

1

Г. Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина.

Ответить на вопрос: прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный?». Вспомнить определение сентиментализма

12

1

«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А. Н. Радищева

Сжатый пересказ главы «Любань»

13

1

Сентиментализм как литературное направление.

Подготовить рассказ о Н. М. Карамзине (презентация), прочитать рассказ «Бедная Лиза».

Инд. зад. : Карамзинские места в России (сообщение, заочная экскурсия)

14

1

«Он имел душу, он имел сердце!». Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Подготовить характеристику главных героев по плану

15

1

«Призрак счатья» в повести Н. М. Карамзина. Главные герои повести.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

57


16

1

Золотой век русской литературы

Подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве В. Жуковского по материалам статей учебника, прочитать стихотворения «Море», «Невыразимое»

17

1

«Его стихов пленительная сладость» (А. С. Пушкин). В. А. Жуковский. Жизнь и творчество.

Устное размышление: как вы понимаете слова Пушкина о творчестве Жуковского: «Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль? Прочитать балладу «Светлана», выучить наизусть вступление.

18

1

«Лучший друг в жизни сей- вера в Провиденье». Нравственный мир героини баллады «Светлана» как средоточие народного духа и христианской веры.

Подготовить рассказ об А. С. Грибоедове, истории создания комедии «Горе от ума»

А. С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

9


19

1

«Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова

Прочитать 1 действие комедии. Выписать определение понятий: «комедия», «конфликт», «интрига», «сюжет». Выписать крылатые выражения из 1 действия комедии.

20

1

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии.

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Какова роль 1 действия в развитии сюжета пьесы?»; прочитать 2 д-вие и выписать из него крылатые выражения. Подготовить выразительное чтение наизусть монолога Чацкого или Фамусова. Повторить понятия «экспозиция» и «завязка»

21

1

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия

Прочитать 3 действие, выписать крылатые выражения.

22

1

«Можно ль против всех!». Анализ 3 действия

Прочитать 4 действие и выписать крылатые выражения. Выучить монолог Чацкого наизусть.

23

1

«Не образумлюсь…виноват…» Анализ 4 действия.

Письменный ответ на вопрос «Как я понимаю смысл названия комедии?»

Инд. сообщения:

- «Сходство и отличие Стародума и Чацкого, Фамусова и Скотинина»,

-«Что роднит Чацкого с декабристами?»

- «В чём своеобразие языка комедии?»

24

1

Жанр высокой комедии

Прочитать отрывок из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Инд. зад.: оценка комедии В. Г. Белинским. Как оценил комедию А. С. Грибоедова А. С. Пушкин?

25

1

«Горе от ума» в оценке И. А. Гончарова

Подобрать цитаты к сочинению по теме «Кем мне видится Чацкий- победителем или побеждённым»

26

1

Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения обучающего характера

Работа с черновым вариантом сочинения

27


Р/Р Написание классного сочинения обучающего характера

Прочитать по учебнику статью об А. С. Пушкине, составить хронологическую «ленту» жизни и творчества.

Инд. зад.: -подготовить заочную экскурсию по Пушкинским местам России (информационный проект)

- Сообщение о Лицее

А. С. ПУШКИН

19


28

1

А. С. Пушкин. «Вся жизнь- один чудесный миг»

Составить небольшой сборник стихов поэта «Мой Пушкин», написать небольшое вступление к нему.

29

1

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Прочитать стихотворение «К Чаадаеву» (наизусть), «К морю», «Анчар». Ответить на вопрос: почему тема свободы была так важна для Пушкина?

Инд. зад.: пересказ статьи о вольнолюбивых стихах Пушкина.

30

1

«Пока свободою горим…». Развитие темы свободы в лирике А. С. Пушкина

Ответить письменно на вопрос «Какова эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина?»

Подготовить выразительное чтение стихотворения «19 октября» (1825г), «Чем празднует Лицей…» (1831)

Инд. зад.: подготовить рассказ о друзьях Пушкина (Дельвиге, Кюхельбекере, Пущине, Данзасе), подобрать стихотворные послания, адресованные друзьям.

31

1

«Друзья мои, прекрасен наш союз!». Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина

Ответить на вопрос «Что, по мнению поэта, несёт дружба человеку, почему следует её беречь?». Ваше мнение на этот счёт?

Выразительное чтение стихотворений о любви: «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Я вас любил».

Пересказ статей учебника о стихотворениях (по вариантам)

Инд. зад.: Сообщение на тему «Адресаты любовной лирики»

32

1

«Я вас любил…» Любовная лирика поэта

Письменно проанализировать высказывание «Любовь в поэзии- чаще всего печальное чувство, проникнутое ощущением утраченного счастья, потери возлюбленной. Почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает её?»

Выразительное чтение стихотворений «Бесы», «Осень»;

Составить план статьи учебника о стихотворении «Бесы»

33

1

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А. С, Пушкина

Письменный ответ на вопрос (по выбору): «Почему так таинственен и враждебен мир по отношению к человеку?», «Какие земные пути видит поэт в преодолении смерти?»

Подготовить выразительное чтение стихотворений (по выбору наизусть) «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Инд. зад.: выразительное чтение стихотворений «Памятник» Ломоносова и Державина: в чём поэты видят свои заслуги?

34

1

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.

Письменно ответить на вопрос: какие стихи поэта, на ваш взгляд, наиболее последовательно воспитывают в людях «чувство изящного»?

35

1

Р/Р. Интерпретация лирического стихотворения А. С. Пушкина .

Прочитать поэму «Цыганы».

Инд. зад. : пересказ статьи учебника, прочитать анализ поэмы, сделанный Белинским («Сочинения Александра Пушкина», статья 7)

36

1

«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы»

Прочитать «Моцарт и Сальери», статью учебника.

Инд. зад.: сообщение о Моцарте и Сальери.

37

1

«Моцарт и Сальери»: два музыканта- две судьбы. Спор о сущности творчества в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери»

Ответить на вопрос: В чём сущность реализма? Инд. зад.: подготовить выразительное чтение стихотворения «Труд» (1830), презентацию «И заслужи мне славы дань: кривые толки, шум и брань!» (первые отклики современников на роман А. С. Пушкина)

38

1

«Собранье пёстрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин»

Перечитать 1 главу, выразительное чтение наизусть 1, 2 строфы романа

39

1

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство.

Перечитать 2 и 5 главы, письменно ответить на вопрос «Согласны ли вы с мнением критика Белинского, назвавшего Онегина «эгоистом поневоле» лишним человеком»?

40

1

«И в голос все решили, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство.

Перечитать главы 2,3. Ответить на вопрос: к каким жизненным выводам приходит Евгений Онегин?

41

1

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский.

Письменный ответ на вопрос «Прав ли Белинский, писавший о Ленском, что «это был…романтик, и больше ничего»? Инд. зад.: выразительное чтение письма Татьяны; подобрать цитаты, характеризующие Ольгу и Татьяну.

42

1

«Татьяна, русская душою…» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга.

Выучить наизусть письмо Татьяны (девочки )и письмо Онегина (мальчики); перечитать главы 4, 8

43

1

«Бегут, меняясь наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин.

Ответить на вопрос: «Каким вы представляете себе автора в пушкинском романе в стихах?» Инд. зад.: каковы темы лирических отступлений?

44

1

«…Мы неугомонно хлопочем, судим, обо всем…» Образ автора в романе.

Составить рабочий план сочинения на одну из предложенных тем; написать вступление.

45

1

Урок контроля

Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Прочитать по учебнику биографию М. Ю. Лермонтова, выучить наизусть стихотворение «Смерть поэта». Вспомнить изученные ранее произведения Лермонтова. Инд. зад.: выучить стихотворение В. Брюсова «К портрету Лермонтова»

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

14


46

1

«Он хочет жить ценою муки…» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

Выразительное чтение стихотворений «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой», «Я жить хочу! Хочу печали», «И скучно и грустно». Письменное размышление: «Согласны ли вы с тем, что Лермонтов- «скептический романтик, сомневающийся во всех человеческих ценностях»?

47

1

«Я к одиночеству привык…» Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Дума», «Предсказание». Записать вопросы, которые возникли при чтении стихотворений. Пересказать статью учебника о стихотворении «Дума»

48

1

«Печально я гляжу на наше поколенье…» (раздумья о судьбе «людей 30-х г.» в лирике М. Ю. Лермонтова)

Выполнить анализ стихотворения «Родина» по вопросам и заданиям с использованием материалов статьи учебника о стихотворении.

49

1

Урок контроля.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»

Выучить наизусть одно из стихотворений о любви: «Нет, не тебя я так пылко люблю», «Расстались мы, но твой портрет». Инд. зад.: подготовить сообщение об адресатах любовной лирики поэта и презентацию.

50

1

«Всякий плакал, кто любил…» Тема любви в лирике Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений «Есть речи-значенье», «Пророк». Инд. зад.: история создания стихотворения «Пророк»; библейская основа стихотворения.

51

1

«Из пламя и света рожденное слово». Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

Мини- сочинение «Пушкин- дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии», с использованием материала учебника, записей в тетрадях, собственных наблюдений и выводов. Прочитать по учебнику материал о романе «герой нашего времени». Инд.зад.: сообщение о творческой истории романа.

52

1

«Лермонтов- прозаик- это чудо» (Л. Н. Толстой). «Герой нашего времени»- первый психологический роман.

Перечитать повесть «Бэла» и составить её план. Подготовить выборочный пересказ эпизодов повести: «Похищение Бэлы», «Печорин в представлении Максима Максимыча». Инд. зад.: подготовить сообщения на темы: 1. «Изображение природы Кавказа и быта горцев» (включить выразительное чтение эпизодов), «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова»

53

1

Печорин и «горцы»

Прочитать повесть «Максим Максимыч», подготовить выборочный пересказ «Портрет Печорина в описании странствующего офицера», «Сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем». Письменно ответить на вопрос «Как о внешности героя раскрывается его характер?»

54

1

Печорин и Максим Максимыч

Письменно ответить на вопрос: с какими новыми противоречиями в характере Печорина вы сталкиваетесь, читая «Тамань»? Перечитать повесть «Тамань», второе вступление. Составить рассказ о злоключениях Печорина в Тамани.

55

1

Печорин в обществе «честных контрабандистов»

Перечитать повесть «Княжна Мери», составить характеристику Грушницкого по плану; подготовить выразительное чтение записей от 11 июня, 3 июля; подготовить художественный пересказ сцены дуэли.

56

1

Печорин и «водяное общество»

Перечитать повесть «Фаталист», подробный пересказ сцены пленения казака с изменением лица рассказчика.

57

1

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

Письменные ответы на вопросы: «Почему именно глава «Фаталист»- разгадка всего романа?». Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова.

58

1

Художественные особенности романа.

Составить тезисный план сочинения на тему «Драма незаурядной личности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

59

1

Р/Р. Создание черновика сочинения «Драма незаурядной личности в романе»

Написать сочинение по указанной теме. Инд. зад.: подготовить сообщение о К. Н. Батюшкове, А. В. Кольцове. Чтение их стихотворений.

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

2


60

1

К. Н. Батюшков. «Философ нежный и пиит…»

Подготовить сообщение об А. В. Кольцове, выразительно читать стихотворения «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес»

61

1

А. В. Кольцов. «Истинный, неподдельный народный талант»

Прочитать по учебнику статью о творческом пути Гоголя.

Н. В. ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

10

Н. В. ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

62

1

«На пользу отечества для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Гоголя.

Подготовить рассказ об истории создания поэмы «Мёртвые души», прочитать 1 главу поэмы.

63

1

«Вся Русь явится в нём!». Первоначальный замысел и идея Гоголя.

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и Коробочка)

64

1

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка.

Прочитать главы 4,5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Ноздрёв); подготовить характеристику помещика Собакевича.

65

1

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв.

Прочитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ- характеристику Плюшкина.

66

1

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»:Чичиков у Плюшкина

Прочитать главы 7-10. Инд. зад.: пересказать «Повесть о капитане Копейкине», картины жизни чиновников.

67

1

«Город никак не уступал другим губернским городам»

Прочитать 11 главу, подготовить пересказ «Отцовский завет и его исполнение»

68

1

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме.

Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?».

Групповые задания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме;

2) лирические отступления в поэме;

3) как оценил В. Г. Белинский поэму?

69

1

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме.

Подготовить пересказ финала поэмы.

70

1

Р/Р. Письменный ответ на вопрос: «Каково идейно- художественное звучание образа птицы- тройки в финале первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

Подготовиться к игре по литературе первой половины 19 века.

71

1

Урок контроля.

. Игра «Начало всех начал» (русская литература первой половины 19 века)

Прочитать статью об А. Н. Островском и подготовить её пересказ. Прочитать пьесу «Бедность не порок»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

4


72

1

А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»

Ответить на вопросы: почему Гордей Карпыч хочет выдать единственную дочь замуж за Коршунова; что им движет, каковы мотивы его поступков.

73

1

Любовь в патриархальном мире.

Прочитать «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, подготовить пересказ сцены знакомства героев. Инд. зад.: подготовить сообщение о Ф. М. Достоевском (презентация)

74

1

Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

Подготовить пересказ статьи учебника о Чехове, прочитать рассказ «Тоска», кратко пересказать его. Письменный ответ на вопрос «Почему заканчиваются неудачей попытки извозчика рассказать о свое беде?». Инд. зад.: подготовить презентацию о писателе.

75

1

А. П. Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель»

Прочитать статью учебника «Штрихи к портретам писателей» и ответить на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

16


76

1

Человек и история.

Прочитать статью учебника о М. А. Булгакове, повесть «Собачье сердце». Инд. зад.: история создания повести и её судьба.

77

1

«Собаки- народ умный». М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Пересказ фрагментов повести «Визит Швондера к профессору Преображенскому», «Дневник доктора Борменталя»

78

1

«Сатира не терпит оглядки…» Основы живучести «шариковщины», «швондерства»

Ответить на вопросы: в чём вина профессора Преображенского; зачем Булгакову понадобилось несколько рассказчиков? Почему в роли рассказчика выступает пёс Шарик, но не Шариков?

79

1

Поэтика Булгакова- сатирика.

Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Инд. зад.: подготовить сообщение о М. А. Шолохове; заочную экскурсию в Вёшенскую.

80

1

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека.

Подготовить рассказ «Основные вехи судьбы Андрея Соколова». Ответить на вопрос: зачем автору понадобилось использовать композиционный приём «рассказ в рассказе»?

81

1

Образ Андрея Соколова

Прочитать рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор». Инд. зад.: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя.

82

1

«Праведник и пророк». А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

Пересказать, привлекая текст, судьбу Матрёны. Выписать из текста наиболее характерные высказывания Матрёны.

83

1

«Есть такие прирождённые ангелы…» Образ Матрёны.

Прочитать статью в учебнике о Блоке, подготовить выразительное чтение стихотворения «Ветер принёс издалёка», «О, я хочу безумно жить», «О, весна без конца и без краю…»

84

1

А. Блок. «Трагический тенор эпохи»

Подготовить развёрнутый ответ «В чём проявилось новаторство Маяковского?», используя рассказ о поэте и разделы учебника.

Инд. зад.: составить словарь авторских неологизмов В. Маяковского.

85

1

В. В. Маяковский. «Он умел любить и писать стихи»

Прочитать статью учебника о С. Есенине и подготовить её пересказ, сопроводив чтением стихов поэта. Составить сборник любимых стихов поэта.

Инд. зад.: подготовить сообщение о родине поэта.

86

1

С. Есенин- певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.

Прочитать материал учебника об А. Ахматовой, подготовить выразительное чтение стихотворений.

87

1

А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Подготовить пересказ статей учебника о Б. Л. Пастернаке. Выразительное чтение и комментарий одного стихотворения.

88

1

Б. Л. Пастернак. «И вся земля была его наследьем…»

Подготовить выразительное чтение стихотворений, прочитать статьи учебника о Н. Заболоцком.

89

1

Н. Заболоцкий. «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты- человек!»

Выразительное чтение стихотворения «Я убит подо Ржевом», подготовить рассказ об А. Т. Твардовском

90

1

А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом»- реквием о павших на войне.

Подготовиться к письменному анализу любимого стихотворения поэта XX века.

91

1

Р/Р. Анализ любимого стихотворения поэта XX века.

Прочитать роман Ю. Бондарева «Горячий снег», подготовить презентацию книги.

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3


92

1

Вн. чт. Ю. Бондарев «Горячий снег»

Прочитать рассказы Шукшина «Чудик», «Микроскоп», подготовить сообщение о писателе.

93

1

Вн. чт. «Чудики» В. М. Шукшина.

Подготовить сообщения о писателе Б. Екимове. Прочитать рассказы «Живая душа», «Ночь исцеления», «Некому посидеть со старухой»

94

1

Вн. чт. Герои «живой души»

Письменно ответить на вопрос «Что значит в понимании писателя «живая душа»? Инд. зад.: подготовить сообщение о времени и жизни Катулла.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7


95

1

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

Перечитать стихотворения Ломоносова, Державина, Пушкина и стихотворение Горация «Памятник», подготовить сообщение о поэте.

96

1

Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия

Подготовить сообщение о Данте, сюжете «Божественной комедии», прочитать 5 песнь «Ада»

97

1

Данте Алигьери. Универсально- философский характер «Божественной комедии»

Подготовить сообщение о Шекспире (или презентацию). Прочитать трагедию «Гамлет», пьесу Б. Акунина «Гамлет» (индивидуальное задание)

98

1

Уильям Шекспир. «Гамлет»- «пьеса на века»

Подготовить сообщение о Гёте, прочитать «Пролог на небесах», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», последний монолог Фауста из второй части трагедии.

99

1

И. В. Гёте. «Фауст»- философская трагедия эпохи Просвещения.

Подготовить сообщение о наиболее понравившемся произведении литературы, ответить на вопросы.

100-101

2

Уроки контроля. Защита проектов, объединённых одной темой «Сквозные мотивы и образы в русской литературе»

102

1

Резервный урок.





VI. Критерии оценивания

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

• умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Критерии оценивания.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись¬менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, це¬лесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Количество сочинений и их объём

классы классных домашних всего объем сочинений

IX 3 3 6 3 - 4 стр.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи до-статочно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Отметка Основные критерии отметки

Содержание и речь Грамотность

«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ учителями

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по литературе проверяются в 9-11 классах - не реже одного раза в месяц.















VII. Учебно- методическое обеспечение программы.

1. Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина.-М.:Просвещение,2008.

2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. Учеб-хрестоматия. М.: Просвещение, 2012.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение,2012.

4. Коровина В.Я., И.С.Збарский. Литература: 9 кл.: Метод. советы. - М.: Просвещение,2011.

Литература для учителя:

1. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.Поурочные разработки по литературе. 5класс.М.: «ВАКО», 2009.

2. Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2008.

4. Научно-методический журнал «Литература в школе».

5. Кучина Т.Г., Лебедев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2007.

Литература для ученика:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. Учеб-хрестоматия. М.: Просвещение, 2009..

2. Русские писатели 19 века. Библиографический словарь в 2-х ч. Под ред. П.А.Николаева.-М.: Просвещение,1998.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение,2009.

4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрис-пресс,2007.

5. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2008.

6. Книги из серии «Писатель в школе». М.: Дрофа,2001.

7. Книги из серии «Школа классики». М.: Олимп: ТКО АСТ.

8. Справочники по литературе и др.

Информационное обеспечение:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9-11 классы. CD-ROM for Windows, 2010.

2. school-collection.edu.ru/

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.





© 2010-2022