«Использование методики интенсивного обучения

Переход  на 12-летнее обучение позволит успешно  решить стратегическую задачу  модернизации  казахстанского образования, которая видится  в развитии  новой национальной  модели, направленной  на формирование творческой личности. Особый акцент делается на качественном  переходе от модели «образования  для всех» к модели «образование для каждого на протяжении всей жизни» и скорейшим вхождением в мировое образовательное пространство.     На своих уроках  я применяю методику интенсивного обучения чт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













«Использование методики интенсивного обучения

на уроках русского языка в 3-4 классах

в условиях перехода на 12- летнее обучение»








Учитель русского языка и литературы

Казымбетова А.К.






















Экибастуз



«Использование методики интенсивного обучения

на уроках русского языка в 3-4 классах

в условиях перехода на 12- летнее обучение»

Переход на 12-летнее обучение позволит успешно решить стратегическую задачу модернизации казахстанского образования, которая видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности. Особый акцент делается на качественном переходе от модели «образования для всех» к модели «образование для каждого на протяжении всей жизни» и скорейшим вхождением в мировое образовательное пространство.

Русский язык - важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и личности ребенка.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Система интеллектуального развития технологии интенсивного обучения предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Учитель, как лицо, заинтересованное в повышении качества знаний учащихся, должен построить урок таким образом, чтобы на каждом его этапе в ходе изучения материала формировался ряд познавательных качеств личности.

Более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках.

На своих уроках я применяю методику интенсивного обучения чтению и русскому языку О. В. Лысенко. В ее пособиях «Методика обучения чтению за 15 уроков», «Методика формирования навыка быстрого чтения», «Методика работы со словарными словами» представлена система работы, позволяющая расширить словарный состав учащихся, повысить орфографическую грамотность с опорой на этимологический анализ отдельного слова и группы родственных слов, грамотно читать. Методика предназначена для самостоятельной, парной и групповой работы.

Прежде чем приступить к обучению правильного чтения, надо составить диагностическую карту каждого учащегося т.е. провести диагностическую проверку техники чтения. Данные о способе чтения и типичных ошибок заносим в таблицу.

1. Характеристика способа чтения.

Определить, каким способом читает ребенок

- побуквенным

- слоговым

- слог+слово

- целым словом

- группами слов

2. Скорость чтения.

- Проверить, какова скорость чтения ученика в обычных условиях, в спокойной обстановке (не сообщать ему, что читать нужно будет на время, т.е. исключить фактор тревожности). До объективности картины надо провести замер 2-3 раза.

3. Проверка поле зрения.

- Проверить, сколько знаков ребенок схватывает за одну зрительную фиксацию. Может ли видеть и понимать слово из 3-х, 4-х, 6-ти,или 10-ти букв. Результат записать.

4. Типичные ошибки.

-Излишне долго протягивает гласные, что приводит к непониманию прочитанного.

- Неправильно делит слово на слоги (ОС-ЕНЬ, вместо О-СЕНЬ)

- Неправильно ставит ударения (на каждом слоге)

- Допускает ошибки при чтении слов со стечением согласных (МРЯ, М-тянет)

5. Стечение согласных в начале слова.

- Делает паузу после первого звука при чтении слов со стечением двух-трех согласных звуков в начале слова (С-ТУЛ)

- Не разделяет понятие звука и буквы при стечении двух согласных , заменяет звук названием буквы. Вместо «С» читает «СЭ-ТУЛ» вместо «СТУЛ», «БЭРАТ» вместо «БРАТ».

6. Стечение согласных в конце слова.

- К последнему согласному звуку добавляется «А», вместо «БАНК», «ТАНК» читает «БАНК-А, ТАНК-А».

- Ко всем словам, оканчивающимся на согласный добавляется «Э», вместо «ХОДИЛ» читает «ХОДИЛ-Э...Э, СИДЕЛ-Э...Э» , внешне выглядит как легкое заикание.

- К словам, оканчивающимся на гласный «Ы» или «И» добавляется «Й»...

- Читает предлоги раздельно с последующим словом, делая очень длительную паузу «В......ЛЕСУ» , «С......ДРУГОМ».

- Произносит одиночный предлог как имя буквы ,(КЭ,ВЭ) «ВЭ ...ДОМЕ» вместо «В ДОМЕ», «КЭ... ДРУГУ», вместо «К ДРУГУ».

7. Регрессии (двойное прочтение).

- Повторяет несколько раз прочитанный слог или слово. Глаза совершают возвратные движения - регрессии.

- Читает с большим количеством зрительных фиксаций (остановок глазами) на строке.

- Замедляет темп чтения при переходе с одной строки на другую, при переносе слова с одной строки на другую.

8. Замены, пропуски, перестановка букв.

- Читает слова неправильно, допуская перестановки, пропуски, устойчивые замены букв.

- Допускает замены букв, сходных по начертанию (Т-Г, В-Б, П-Н)

- Допускает перестановки при чтении слов, начинающихся с гласного: АР-БУЗ читается как РА-БУЗ

- Допускает замены букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки (З-С, Д-Т, Б-П и т.д ) ученик вместо «ДОМ» читает «ТОМ», вместо «ТОЧКА» - «ДОЧКА»

- Наблюдаются устойчивые замены букв О-А,У-О и т.п.

- При чтении целого слова первый слог произносит правильно, а второй домысливается, т.е. не соответствует напечатанному.

- При чтении открытого слога делает паузу после произнесения первого звука (слог «ЗА» читается как два отдельных звука «З» «А»).

- Не сформированы приемы чтения с буквами Е, Е, Ю, Я; при чтении первый звук произносится мягко, а затем Е, Е, Ю, Я произносится полностью.

(Петя читается как «ПЬ-Е-ТЬ-Я»).

- Неточно называет отдельные буквы ( не выучены).

Ошибки, связанные с осмыслением прочитанного.

- Не соблюдает паузы: логические, грамматические, интонационные. Делает остановки голосом в любом месте текста, не понимая назначения знаков препинания, отсюда: не осознает смысловую законченность предложения, не может пересказать мысль автора.

- Понимает и пересказывает текст фрагментами.

- Не понимает прочитанное, т.к. имеет маленький словарный запас. Понимает и воспроизводит только тексты, содержащие бытовую лексику.

- Не знает приемов запоминания и систематизации прочитанного.

- Имеет плохо развитую антиципацию (смысловую догадку), не может предсказать дальнейшее развитие сюжета, вставить пропущенное в тексте.

Причины низкого темпа чтения, вызванные неразвитостью артикуляционного аппарата и неправильным дыханием.

- Не развит артикуляционный аппарат. Не может быстро проговорить скороговорку, произнести прочитанное.

- Имеет дефекты речи, не может быстро, ясно, чисто и правильно разговаривать.

- При чтении дышит прерывисто. Часто, шумно и громко вдыхает воздух. Не может прочитать часть предложения на одном дыхании. Это может быть вызвано повышенной тревожностью, страхом перед отметкой или учителем, боязнью не успеть или незнанием, в каком месте текста можно делать паузы и вдыхать воздух.

Причины, вызванные незнанием специальных приемов чтения.

- Читает слова не орфоэпически, ( в соответствии с нормами произношения), а орфографически. («что» вместо «што», «его» вместо «ево», купа «ться» вместо купа«ца»).

- «Окает», читает «хорошо» вместо «харашо».

Причины психологического характера.

- Неверие в возможный успех. Ребенок читает с установкой: «У меня все равно ничего не получится».

- Страх перед неодобрением взрослых или сверстников.

- Нежелание читать. Читает плохо. Мотивирует тем, что ему неинтересно.

(Истинная причина - наличие ошибок при чтении, излишняя трудность, это вызывает перенапряжение).

Индивидуальные ошибки.

Для успешного обучения младших школьников, стараюсь применять систему упражнений по технологии О. В. Лысенко.

На уроке действует постоянный девиз учителя и ученика «все доводить до состояния полной победы», т.е. это когда ученик не испытывает задержек в выполнении какого-нибудь задания.

На организационном этапе урока предлагаю проверить присутствие настроения у учащихся. "Посмотрите в потолок, посмотрите на пол, потрогайте свой нос, посмотрите на соседа, улыбнитесь. Как дела? Как дела?! Как дела?!!

Проводим диагностику внимания .

1-упражнение.

Я пользуюсь методикой Мюнстерберга, она направлена на диагностику избирательности внимания. Время работы - 2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок.

Задание:

БСОЛНЦЕВТРГЩОТСОРАЙОНГУЧНОВОСТЬЪХЭЬГЧАФАКТЪУОЭКЗАМЕНРОТРОЧЯГЩ

НЕПРОФФЕССИЯШГЫТИДШТЕЛЕВИЗОРМИКНЧБГЪЕФХОККЕЙПАМЯТЬШУЗПДЮН

2-упражнение на внимание является одновременно и упражнением на увеличение темпа деятельности. Упражнение проводится с учетом времени и с постепенным повышением темпа деятельности.

Задание: вычеркнуть один из элементов. За одну минуту постарайся проверить как можно больше строк. Результаты занеси в таблицу. Дается 3 попытки. Какие должны быть показатели, результаты? Если в течение одной минуты ученик сумел проверить шесть строчек, то перед второй попыткой учащийся отсчитывает на полстрочки, на строчку больше и ставит какую-нибудь пометку, чтобы стремиться успеть обработать требуемый объем.

Например, в 3 «а» классе в 1 четверти из 15 учащихся были пропуски и меньше проверенных строчек у 5учащихся, то в конце 3 четверти наблюдаются позитивные изменения у этих детей. В 3 «ә» классе из 14 учащихся трое не успевали за определенное время просмотреть строчки, а сейчас справляются.

Диагностика зрительной памяти.

Приведенная таблица с двенадцатью картинками показывается в течение 30 секунд, необходимо запомнить и в течение одной минуты воспроизвести на бланке, зарисовать или выразить словесно. Норма - 5 правильных ответов. В результате исследования я пришла к выводу, что зрительная память у детей 3 «а» и 3 «ә» развита одинаково. В начале учебного года дети воспроизводили по 4-6 названий предметов, а в конце 3 четверти могли уже 8-10 картинок .

Для диагностики слуховой памяти можно использовать методику «10 слов».

Задание: Читаю 10 существительных, прошу представить образ предметов и запомнить, через 2 минуты написать, сколько запомнили. Это упражнение является самым любимым у детей, они соревнуются не только на время , но и на правильное оформление встречающихся в словах орфограмм. Если в 1 четверти могли запомнить все 10 слов -1,2 ученика, 9слов-2,3 ученика ; также находились дети, которые запоминали всего по 3 слова, то на данный момент по 10 слов запоминают уже полкласса, остальные стараются воспроизвести не меньше 6-ти слов.

Диагностика логической ( смысловой) памяти.

Предлагаю учащимся 3 слова, объединенные по смыслу, при этом специально обращаю внимание на логическую связь, существующую между словами. Для исследования можно воспользоваться следующими словами:

охотник - медведь -берлога

весна - солнце - ручей

Прочитать вслух 5 строк, затем предложить карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки. В начале применения данной диагностики дети испытывали некоторую трудность в логике, сейчас сами составляют задания по аналогии.

Для диагностики мыслительных процессов важно научить правильно читать.

1) Учим выделять первый звук в слове. Игра «Лови 1 звук» Важно донести до ребенка, что каждый звук открывает рот по разному. При произношении звука наблюдаем за положением рта, губы, зубы, язычка. Это самое важное т.к. готовность к обучению чтению определяется способностью ребенка выделить первый гласный звук в слове.

2) Учим выделять первый согласный звук в слове. Самая типичная ошибка - ребенок не отделяет согласный от последующего за ним гласного звука, путает понятия и название звука.

3) Развиваем дикцию. Читаем слова из трех-четырех букв: произнеси скороговорку сначала медленно, потом быстро и быстрее. Попробуй повторить ее три раза подряд без остановки. Например: Орел на горе, перо на орле.

4) Здесь же ускоряем темп деятельности. Поставь как можно больше точек в каждой клеточке в течение 5-ти секунд. По команде «Дальше!» без остановки переходи к следующей клетке. Общее время задания 30 секунд.

5) Также читаем и отрабатываем слова из 5 слов.

6) Учимся читать слова со стечением двух согласных звуков.

а) Читай слоги сверху вниз на скорость. Произноси 3 звука одновременно, не отделяй первый согласный, не тяни гласный.

б) Прочти колонки слогов, не отрывая глаз от вертикальной черты. Попробуй читать по 2 слога.

7) Учимся не растягивать гласные.

Первый раз читай медленно.

Обязательно проясни непонятые слова.

Прочитай еще раз на скорость.

Запиши внизу время, затраченное на чтение каждого столбика.

Читай слова каждый день, пока это не будет получаться у тебя свободно.

8) Учимся выделять твердые и мягкие согласные. Провожу игру «Подбери картинку на такой же звук».

Задания типа: Мышка и Мишка получили подарки. На коробке была надпись: Мишка, возьми все, что начинается на звук МЬ, а ты, Мышка - все, что начинается на звук «м». Но они поторопились и перепутали, скорее помоги им разделить подарки.

9) Учим буквы И-Ы.

Задание: Выдели первый и последний звук в словах и запиши его буквой. Внимание! Тебе могут встретиться слова, начинающиеся на совершенно неподходящий звук, зачеркни их. Запомни правило: перед «Ы» произносим согласный твердо, перед буквой И - согласный мягко и протягиваем И-И.

Задание: а) вычеркни все сочетания букв ИЫИ,

б) засели в нижние домики буквы также, как они живут в верхних,

в) исключи лишнюю букву.

10) Большую работу надо проводить над чтением слов с Ь и Ъ. Правило: перед буквой Ъ произноси ТВЕРДО, перед буквой Ь произноси МЯГКО.

Как можно чаще провожу упражнения «Читаем предложения с пропущенными предлогами», "Чтение сказок со смысловыми искажениями», «Вертикальная черта» «Сфотографируй 2 слова» «Столбики», "Чтение слов, имеющих одинаковое начало или одинаковый конец», «Слева и справа от черты», «Числовые лесенки», «А-О-У».

Цель этих упражнений - разрушить стереотип в скорости выполнения разных мыслительных операций.

Используя систему предлагаемых упражнений О. В. Лысенко, я убедилась, что у детей развивается интерес к уроку, развиваются устойчивость и сосредоточенность внимания, абстрактное, логическое мышление, умение правильно читать, анализировать, способность устанавливать логическую связь предметов.

Закрепление чтения провожу по электронному учебнику, здесь есть образец для подражания чтения, проверка интонации чтения, различные творческие задания и конечный результат.

Считаю, что применяемая мною система упражнений для интенсивного обучения и для развития деятельности младшего школьника нашла свое применение и дает результаты.





Список использованной литературы:


1.Лысенко О. В. Методика формирования быстрого чтения. - Павлодар, 2006.

2.Лысенко О. В. Методика обучения чтению. - Павлодар, 2011.

3.Лысенко О. В. Обучение чтению за 15 уроков. - Павлодар, 2011.

4.Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (1,2,3 классы). - Киров, 1998.

5.Заграничная Н. А. Оценивание уровня учебных достижений учащихся профильных классов 12-летней школы. - 12-летнее образование. Республиканский научно-методический, информационно-аналитический журнал, 2006 , №3.










«Школа-гимназия № 26 »







© 2010-2022