Урок русского языка на тему Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов

Это урок открытия новых знаний, на котором используются технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, развиваются исследовательские навыки, формируются способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. На уроке обучающиеся составляют текст-рассуждение на лингвистическую тему по теоретическому материалу учебника, учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, объяснять языковые явления...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачётный конспект по русскому языку

Зомаревой Ангелины Григорьевны


Учебник - Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.:Дрофа,2012


Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Технологии. Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения (дифференцированный подход).

Решаемые проблемы. При каких условиях происходит чередование о-ё в корнях слов?

Виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный - слабый Понаблюдайте! По составлению текста-рассуждения на лингвистическую тему (стр. 111, 112), групповая работа по объяснению орфограмм (упр. 313 - 316, стр. 112, 113), составление конспекта статьи для портфолио с последующей самопроверкой по памятке выполнения задачи.

Планируемые результаты:

Предметные. Научиться применять знания о чередовании о-ё в корнях слов на практике.

УУД. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания


Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний

1. - Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

ночь чаща

дрожь круча

роскошь жизнь

луч шило

ключ щавель

пустошь чудо

- Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

- Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм - наличие буквы шипящего.)

- Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

- Назовите условия выбора орфограмм.

- На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3. - Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

- С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

- Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Несколько человек записывают на доске по 3-4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.

Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.





Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.


III. Постановка проблемы (основного вопроса урока)



Проблемная ситуация.

Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы - наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву - О или Ё - нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







IV. Открытие нового знания

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 313), используются вопросы и задания перед упр. 313.

2. Далее учащиеся самостоятельно подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

жёлтый - желтеть,

шёпот - шептать,

чёрный - чернеть

и существительные щёлка - щель.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.

Познавательные УУД

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).


V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений


1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

Упр. 314 - развивается умение объяснять условия выбора орфограммы - буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.

Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.

Упр. 314 - развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами - буквами гласных, согласных, Ь.

Можно провести как предупредительный диктант.

Упр. 316 - развивается «обратное» умение - подбирать и писать слова с орфограммой -буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

Работа с материалом рубрики «Возьмите на заметку!» - самостоятельно приходят к выводу, что в суффиксах и окончаниях глаголов и образованных от них словах с суффиксом -ённ- (-ён-) после шипящих никогда не пишется О.

Упр. 317 - развивается лексическое умение - соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения - писать слова с орфограммой - буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.

Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот - сначала читается толкование, потом ученики называют слово).


На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

- Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

- Сравните их написание. Что необычного заметили?

- Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)


П. - Как называются такие слова? (Омофоны - имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.

- Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»?

- Какую букву после буквы шипящего вы напишете?

2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой - буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

- Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

- Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой - буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

- Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 313-317? (Выбор написания - О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

- Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

- Проверим себя. Прочитайте правило на с. 112.

- Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение - знак ударения в словах.

- Как вы думаете, почему это правило включено в §39? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё - это написание после букв шипящих в корне слова.)

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы - непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.












Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.

3. Производить анализ, синтез, сравнение.


VI. Итог урока



- Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)

- Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

1) шёлк, шов (искл.);

2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);

3) шоссе, жонглёр.


VII. Домашнее задание



1. Составить схемы правил §6, выучить слова­исключения.

2. Упр. 318 - составление словосочетаний, графическое объяснение написания гласных о-ё в корнях слов.

Познавательные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.







© 2010-2022