- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по произведению И. С. Тургенева Ася на тему Образ тургеневской девушки
Конспект урока по произведению И. С. Тургенева Ася на тему Образ тургеневской девушки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зима Е.Г. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы в 8 классе
По повести И.С. Тургенева «Ася»
Выполнен Зимой Е.Г.
2005 год
Тема урока: Образ «тургеневской девушки»
в повести
И.С. Тургенева «Ася»
Цель урока: углубление представления об образе главной героини повести - Асе.
Задачи урока: обобщить известное о главной героине;
выявить черты «тургеневской девушки»;
выявить авторскую позицию в отношении его героини.
Словарная работа: «тургеневские девушки»
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
-
Сообщение темы урока.
На доске записана тема урока и цитата из стихотворения К. Бальмонта: «Души девической ведун…» о Тургеневе
-
Как вы понимаете эту строчку? Кто такой ведун?
-
Сегодня мы разберемся, что же такое Тургенев «ведает» о «девической душе».
-
Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.
Дома вы готовили задания по группам.
1 группа: Внешность Аси.
2 группа: Поступки Аси, её поведение в разных ситуациях.
3 группа: Характеристика Аси Гагиным
4 группа: Характеристика Аси автором-повествователем (Н.Н.).
Группы выступают, зачитывая приготовленные цитаты
1 группа:
«…он держал под руку девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть лица»
«Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита.» (Здесь обращаем внимание на эпитеты, описывающие глаза Аси)
«Ася сняла шляпу; её черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши.» (Автор отмечает, что Ася не похожа на бврышню)
«Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело,но иногда веки ее слегка щурились, и тгда взор ее внезапно становился глубок и нежен»
«…Стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе» и т.д.
Вывод : Ася не красавица, хотя она и очень мила. Ася отличается от благовоспитанной барышни, в ней есть обаяние, грация, человеческая неповторимость. ( В тетрадь и на доске)
2 группа:
Учащиеся пересказывают сцены поведения Аси за ужином, на развалинах замка, перечисляют «роли», которые принимает на себя Ася.
Вывод: ведет себя Ася совсем не так, как должна бы держаться благовоспитанная светская барышня в присутствии гостя. Девушка предстает перед нами бесстрашной и своевольной, когда карабкается по уступам стен башни. Ася не приемлет никаких условностей, не выверяет свои действия в соотношении с законами этикета и остается всегда самобытной. Она наивна и непосредственна. (В тетрадь и на доске)
-
Чем объяснить такую необычность Аси? Кто нам объясняет причину этого? (Читаем рассказ Гагина о тайне Аси)
-
Что в поведении Аси объясняет ее предыстория?
Выступление 2 и 3 группы.
Ребята зачитывают цитаты из текста.
Гагин об Асе:
«…беда, если она кого полюбит!..»
«С огнем шутить нельзя.»
«Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить… Другая умела бы все скрыть и выждать - но не она.» и т. п.
Н.Н. (автор-повествователь) об Асе
«Что за хамелеон эта девушка!» (Объясняем, как это следует понимать)
«… по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное…»
«По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость, и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей всегда удавалось…» и т.д.
Вывод: Ася не похожа ни на кого, она невероятно искренна во всем, в ней нет жеманства, кокетства, ее чувства очень сильны - поэтому «беда, если она кого полюбит». Она старается примириться с окружающим ее миром, но все равно остается чуждой ему. Ася - огонь, и пламя это невозможно контролировать, направлять, подчинять.
-
Чьи слова выражают авторскую позицию? Обоснуйте свое мнение.
-
Как же автор относится к своей героине?
-
Чтение по ролям диалога Аси и Н.Н. в главе IX.
Какова жизненна позиция Аси? Почему страстность девушки вызывает колебание в душе Н.Н.?
Ася хочет «прожить не даром, след за собой оставить», совершить свой «трудный подвиг». Крылья, о которых идет речь - это не только крылья любви, но и способность человека воспарить над обыденностью. Ася - романтическая героиня, ее душа тревожна, порывиста, устремлена к возвышенно-идеальному.
-
В чем заключается трагедия Аси?( Анализируем фразу «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».)
-
Итог урока.
Теперь мы с вами можем определить, какими же чертами обладает «тургеневская девушка»?
«Тургеневская девушка»: умна, богато одарена, не испорчена светом, сохраняет чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; она непосредственна, в ней нет никакой фальши, лицемерия; сильна духом и способна к трудным свершениям. (В тетради и на доске)
-
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?