Конспект урока литературы на тему И. Крылов. Басни (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4


Л-6. Урок-викторина по басням И.А.Крылова.

Цель: развивать любознательность и остроту мышления учащихся.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский


(Крылатые слова (афоризмы) - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проводим викторину по басням И.А.Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора более двухсот басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.


  1. Конкурсная программа

Конкурс № 1 - «Мы - команда». Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз.

Конкурс № 2 - «Разминка».

  1. Что такое басня? (Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.)

  2. Кто известен как первый баснописец, когда он жил? (Основоположник басни - древнегреческий баснописец Эзоп, живший в VI в. до н.э.)

  3. В каком веке жил Лафонтен? (Жан де Лафонтен - французский баснописец, живший в XVII в.(1621-1695))

  4. В каком городе И.А.Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге, в Летнем саду; авторы: барон Пётр Карлович Клодт (проект), Карл Брюллов (портрет И.А.Крылова), художник Агин (герои басен).)

Конкурс № 3 - «Конкурс знатоков» (за каждый правильный ответ участник получает жетон)

  1. Из каких басен взяты эти строки?

  • А воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».)

  • Голубушка, как хороша! («Ворона и Лисица».)

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и Ягнёнок».)

  • Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська».)

  • А Васька слушает да ест. («Кот и повар».)

  • А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь! («Квартет».)

  • Слона-то я и не приметил. («Любопытный».)

  • Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой. («Стрекоза и Муравей».)

  1. Герои басен олицетворяют собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Волк (сила), Мартышка (глупость), Ягнёнок (кротость, слабость), Свинья (невежество)?

  2. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил» - не заметить самого главного, важного.

  • «А воз и ныне там» - действовать неслаженно, мешая друг другу; дело не делается, стоит на месте.

  • «На задних лапках я хожу» - льстить, унижаться, быть шутом.

  • «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» - льстить друг другу, быть неискренним.

  • «…рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» - несогласованность действий участников какого-либо общего дела.

Конкурс № 4 - «Угадай басню».

  1. Как называется басня, написанная И.А.Крыловым в 1830 году о самом себе? («Белка».)

  2. Название басни, посвящённой вопросам воспитания? («Воспитание Льва», «Бочка».)

  3. Какое название носит басня, написанная в 1808 году и подписанная буквой «К»? («Колос».)

  4. Басня Крылова, в основе которой лежит русская пословица «На волка слава, а овец крадёт Савва»? («Пастух».)

  5. Как называется басня, в которой использована пословица «Не полагайся на авось успею»? («Мельник».)

  6. Над каким животным совершался произвол в басне «Крестьянин и овца»? (Овца.)

  7. Кому принадлежат слова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»? (Волк.)

  8. Какую должность занял Волк в басне «Мирская сходка»? (Староста.)

Конкурс № 5 - «Инсценированная басня».

Конкурс № 6 - «Крылатые крыловские слова»

Закончите крылатые выражения:

  • Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши.)

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник.)

  • А вы, друзья, как ни садитесь… (Всё в музыканты не годитесь)

  • Кукушка хвалит Петуха… (За то, что хвалит он Кукушку.)

  • Наделала Синица славы… (А море не зажгла.)

  • Чем кумушек считать трудиться… (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.)

Конкурс № 7 - «Пора по парам»

Помогите герою басни найти свою пару:

  1. Свинья (Дуб)

  2. Моська (Слон)

  3. Повар (Кот)

  4. Ворона (Лисица)

  5. Ягнёнок (Волк)

  6. Кукушка (Петух)

  7. Муравей (Стрекоза)

  8. Фока (Демьян)


  1. Заключительное слово учителя

Басня - условная разновидность поэзии, воплощённая условность. Феномен российской басни в том, что Крылов сделал басню, жанр, который древние относили к области философии, а не поэзии, именно поэтическим.

У Крылова мораль - чаще всего рудимент, оставшийся от эзоповского или лафонтеновского образца. Она, бывает, не только доказывается басней, а даже противоречит ей.

«Маленькая драма» - так можно определить басню.


  1. Подведение итогов

Участник, набравший больше всех жетонов, получает приз. Команда-победительница награждается грамотой.

Домашнее задание

  1. Дать письменный ответ на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь?

  2. Работа по выбору: написать басню.

Возможный вариант басни:

БОЛЬНАЯ ГОЛОВА

Случилось раз,

Что вместо математики,

Сбежал Серёжа в класс по информатике.

Его искали все

На крыше, в туалете

В спортивном зале,

В медицинском кабинете.

И вот, когда пришла пора покушать,

И в школе прозвенел звонок

Серёже надоело бить баклуши,

Сорвался с места…

Но бежать не смог.

Живот болел, болела голова…

Мораль сей басни такова:

Пришёл учиться, так учись,

И кушать вовремя садись.

Чтоб не болела голова,

На математику ходи всегда.


© 2010-2022