- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы на тему И. Крылов. Басни (6 класс)
Конспект урока литературы на тему И. Крылов. Басни (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пронина Н.Д. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4
Л-6. Урок-викторина по басням И.А.Крылова.
Цель: развивать любознательность и остроту мышления учащихся.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
(Крылатые слова (афоризмы) - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.)
Ход урока
-
Вступительное слово учителя
Сегодня мы проводим викторину по басням И.А.Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора более двухсот басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.
-
Конкурсная программа
Конкурс № 1 - «Мы - команда». Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз.
Конкурс № 2 - «Разминка».
-
Что такое басня? (Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.)
-
Кто известен как первый баснописец, когда он жил? (Основоположник басни - древнегреческий баснописец Эзоп, живший в VI в. до н.э.)
-
В каком веке жил Лафонтен? (Жан де Лафонтен - французский баснописец, живший в XVII в.(1621-1695))
-
В каком городе И.А.Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге, в Летнем саду; авторы: барон Пётр Карлович Клодт (проект), Карл Брюллов (портрет И.А.Крылова), художник Агин (герои басен).)
Конкурс № 3 - «Конкурс знатоков» (за каждый правильный ответ участник получает жетон)
-
Из каких басен взяты эти строки?
-
А воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».)
-
Голубушка, как хороша! («Ворона и Лисица».)
-
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и Ягнёнок».)
-
Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська».)
-
А Васька слушает да ест. («Кот и повар».)
-
А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь! («Квартет».)
-
Слона-то я и не приметил. («Любопытный».)
-
Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой. («Стрекоза и Муравей».)
-
Герои басен олицетворяют собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Волк (сила), Мартышка (глупость), Ягнёнок (кротость, слабость), Свинья (невежество)?
-
Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:
-
«Слона-то я и не приметил» - не заметить самого главного, важного.
-
«А воз и ныне там» - действовать неслаженно, мешая друг другу; дело не делается, стоит на месте.
-
«На задних лапках я хожу» - льстить, унижаться, быть шутом.
-
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» - льстить друг другу, быть неискренним.
-
«…рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.
-
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» - несогласованность действий участников какого-либо общего дела.
Конкурс № 4 - «Угадай басню».
-
Как называется басня, написанная И.А.Крыловым в 1830 году о самом себе? («Белка».)
-
Название басни, посвящённой вопросам воспитания? («Воспитание Льва», «Бочка».)
-
Какое название носит басня, написанная в 1808 году и подписанная буквой «К»? («Колос».)
-
Басня Крылова, в основе которой лежит русская пословица «На волка слава, а овец крадёт Савва»? («Пастух».)
-
Как называется басня, в которой использована пословица «Не полагайся на авось успею»? («Мельник».)
-
Над каким животным совершался произвол в басне «Крестьянин и овца»? (Овца.)
-
Кому принадлежат слова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»? (Волк.)
-
Какую должность занял Волк в басне «Мирская сходка»? (Староста.)
Конкурс № 5 - «Инсценированная басня».
Конкурс № 6 - «Крылатые крыловские слова»
Закончите крылатые выражения:
-
Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши.)
-
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник.)
-
А вы, друзья, как ни садитесь… (Всё в музыканты не годитесь)
-
Кукушка хвалит Петуха… (За то, что хвалит он Кукушку.)
-
Наделала Синица славы… (А море не зажгла.)
-
Чем кумушек считать трудиться… (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.)
Конкурс № 7 - «Пора по парам»
Помогите герою басни найти свою пару:
-
Свинья (Дуб)
-
Моська (Слон)
-
Повар (Кот)
-
Ворона (Лисица)
-
Ягнёнок (Волк)
-
Кукушка (Петух)
-
Муравей (Стрекоза)
-
Фока (Демьян)
-
Заключительное слово учителя
Басня - условная разновидность поэзии, воплощённая условность. Феномен российской басни в том, что Крылов сделал басню, жанр, который древние относили к области философии, а не поэзии, именно поэтическим.
У Крылова мораль - чаще всего рудимент, оставшийся от эзоповского или лафонтеновского образца. Она, бывает, не только доказывается басней, а даже противоречит ей.
«Маленькая драма» - так можно определить басню.
-
Подведение итогов
Участник, набравший больше всех жетонов, получает приз. Команда-победительница награждается грамотой.
Домашнее задание
-
Дать письменный ответ на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь?
-
Работа по выбору: написать басню.
Возможный вариант басни:
БОЛЬНАЯ ГОЛОВА
Случилось раз,
Что вместо математики,
Сбежал Серёжа в класс по информатике.
Его искали все
На крыше, в туалете
В спортивном зале,
В медицинском кабинете.
И вот, когда пришла пора покушать,
И в школе прозвенел звонок
Серёже надоело бить баклуши,
Сорвался с места…
Но бежать не смог.
Живот болел, болела голова…
Мораль сей басни такова:
Пришёл учиться, так учись,
И кушать вовремя садись.
Чтоб не болела голова,
На математику ходи всегда.