Конспект урока по русскому языку «Типы речи: повествование»

Тема :  Типы речи Второе занятие в системе уроков развития речи по теме «Типы монологической речи: повествование, описание, рассуждение». Цель: углубить знания о типе текста повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать от других, развивать собственную речь. Задачи: - развивать умение учащихся работать в группе; - развивать творческие и коммуникативные способности ребят; - развивать речь уч-ся. Вид  занятия: урок – изучение нового материала. Подготовка, оформление и оборудование: - произвольное деление ребят на 3 группы; - записи на доске (тема, опорный конспект урока); - раздаточный дидактический материал для детей по группам.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка


Информация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ

Класс: 5в, количество учащихся - 24 человека (16 девочек и 8 мальчиков), класс с углублённым изучением русского языка; по итогам II четверти в классе 3 отличницы и 16 ударников.

Учитель : Ахмадуллина Фирдания Ильгизаровна, учитель высший кв. категории

Тема : Типы речи

Второе занятие в системе уроков развития речи по теме «Типы монологической речи: повествование, описание, рассуждение».

Цель: углубить знания о типе текста повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать от других, развивать собственную речь.

Задачи:

- развивать умение учащихся работать в группе;

- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;

- развивать речь уч-ся.

Вид занятия: урок - изучение нового материала.

Подготовка, оформление и оборудование:

- произвольное деление ребят на 3 группы;

- записи на доске (тема, опорный конспект урока);

- раздаточный дидактический материал для детей по группам.

Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

Приветствует детей, проверяет готовность к занятию

Настраиваются на активную работу

2

Актуализация знаний

При помощи системы вопросов вводит в тему, вызывает интерес

Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, формулируют цель урока

3

Аналитическая работа с притчей «Три калача и баранка» Л.Н. Толстого

Задаёт вопросы, помогает формулировать выводы, делает опорные записи по теме урока на доске

выразительно читают текст, отвечают на вопросы, формулируют выводы, делают опорный конспект урока

4

Составление рассказов - повествований по сюжетным картинкам на основе русских народных сказок

Предлагает составить текст - повествование, вспомнив по сюжетным картинкам русские народные сказки

Работа в группах: вспоминают сюжеты сказок, готовятся рассказать одну по картинкам, рассказывают, делают вывод о возможности «раскадровки» повествования

5

Сочинение-миниатюра рассказа-повествования по сюжетным картинкам

Предлагает раздаточный материал (сюжетные картинки нескольких рассказов), ставит задачу: распределить картинки в определённой последовательности, наклеить на бумагу, написать по ним рассказ повествование из 10 предложений

Работа в парах:

Строят из картинок последовательность действий рассказа-повествования, наклеивают, сочиняют рассказ



6

Выступление пар детей с получившимися рассказами

Организует слушание и анализ текстов рассказов

Представляют свои работы, анализируют работы товарищей

7

Итог урока, рефлексия

Задаёт вопросы, подводит детей к выводу по уроку, задаёт дом. задание

Делают вывод по уроку, выбирают дом. задание









Конспект урока «Типы речи: повествование»

Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы продолжим изучать нашу речь, следить за законами её употребления и, конечно, продолжим работу над собственной речью.

- Какие формы речи вы знаете? (устная и письменная)

- Какие виды речи вы знаете? (диалог и монолог)

- Что такое монолог? (речь одного человека)

- Какие типы монологической речи вы знаете?

Возвратимся к опорной схеме прошлого урока:

Повествование __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __действия, события

(что произошло?)

Содержание

речи

Описание __ __ __ __ (о чём мы __ __ __ __признаки

говорим) (Какой?)

Рассуждение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __причины, доказательства,

выводы (Почему?)

Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим тип речи - повествование

- Какова будет цель нашего урока? (углубить знания о повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать их от других типов речи, попробовать самим составлять тексты-повествования)

- Обратимся к повествовательному тексту. Давайте познакомимся с притчей или шутливой сказкой Л.Н.Толстого «Три калача и баранка» (выразительно читает учитель:

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть.

Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне надо было съесть сначала одну баранку.)

- Почему я назвала этот текст повествованием? ( п.ч. рассказывается о событии - как мужик утолял голод - и перечисляются действия мужика)

- Известно, что любой повествовательный текст отвечает на вопросы: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Давайте попробуем ответить на эти вопросы по тексту сказки Толстого

(запись на доске и в тетрадях:

Содержание повествования:

Кто? Один мужик

Что делает? Утоляет голод

Где? На базаре

Когда? Днём

Как? Сначала…, потом…, затем…)

- Подчеркните, пожалуйста, в тексте глаголы - действия мужика.

- Как развиваются действия? (действия развиваются последовательно, одно за другим, и обязательно завершаются)

(Запись на доске и в тетрадях:

Последовательность действий:

Начало ------- развитие --------- конец

- Исходя из такой последовательности действий, можно выделить части нашего текста повествования:

Части текста - повествования:

Вступление ------- основная часть ---------- заключение)

- Посмотрите, как начат текст у Толстого? Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстро ввести слушателя в суть дела. Начало - это вход, который не должен быть загромождён ничем лишним, оно должно заинтересовывать:

Одному мужику захотелось есть.

И что же? - спрашиваем мы себя.

- Прочитайте последнее предложение, которое говорит о действиях мужика. (Стал сыт)

- Но нам интересен такой вывод?( Скучно) Тогда автор приводит нам мысли мужика, в которых звучит смешной вывод, который он сделал из этой истории. Следовательно, заключением может быть не только последнее действие героя, но и вывод из этих действий.

- У каждого текста есть заглавие. Что отражено в заглавии сказки: тема или идея? (идея)

- Итак, анализируя сказку Толстого, что мы узнали о повествовании?

(1. Что повествование отвечает на определённые вопросы

2. Что повествование состоит из частей, в которых отражается последовательность действий героя

3. Что у такого текста есть или может быть заглавие)

- А сейчас давайте попробуем вспомнить родное, знакомое всем вам, но, может быть, забытое - русские народные сказки. Восстановите текст сказок по сюжетным картинкам. (Каждой группе предлагается набор картинок по одной из сказок: «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Репка»)

Выступления детей, доказательство принадлежности этих текстов к повествованию

- Почему художник, изображая эти сказки, не обошёлся одним рисунком, а сделал к каждой сказке несколько «кадров»? (п.ч. нельзя последовательность действий изобразить на одном кадре, чтобы изобразить текст - повествование, нужно несколько кадров)

- Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому. Каждой паре предлагается из разрозненных сюжетных картинок написать текст - повествование из 10 предложений на определённую тему. Рассказы должны быть озаглавлены и представлены в классе после 5-7 минут работы)

(представлены рассказы:

  1. «День рождения»

  2. «Пчёлы»

  3. «Спасли ежа»

  4. «Шишка»

  5. «Благодарность»

  6. «Цыплята и одуванчики»

  7. «Иголки»

  8. «Щенок нашёл друзей»

  9. «Помогли птицам»

  10. «День рождения цыплёнка»

  11. «Скворцы прилетели»)

- Подведём итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Что вы сегодня узнали нового? Что вам особенно понравилось.

- Выберете для себя домашнее задание, выполняя которое, вы продолжите работу над темой сегодняшнего урока:

Упр 176, 177 - анализ готового текста «Плохо»

Упр 179 - составление рассказа по предложенному сюжету.




© 2010-2022