Урок на тему Однородные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема урока: «Однородные члены предложения, союзы при однородных членах».

Цели: активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, расширить знания о случа­ях постановки запятых: при однородных членах перед второй ча­стью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставится.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  1. Словарный диктант со взаимопроверкой.

Батальон, бессонница, беспристрастный, вестник, ветряная мельница, ветреник, в обнимку, вывешенный флаг, день-деньской, инсценировка, исподтишка, испокон веку, незваный, нежданно-негаданно, под мышкой, поликлиника, подобру-поздорову, путаный ответ, симптом, слово в слово, темперамент, тенденция, теннис, трущоба, уверенный, федерация, фейерверк, фестиваль, хоккей, целлофан, церемония, цивилизация, эскалатор, явственно, яствами потчевать, яхт-клуб, яхтсмен.

2.Синтаксическая минутка. Ученик разбирает у доски.

В полдень речка страгивает лед, расшатывает его, раскалывает.

Чем осложнено предложение? (однородными членами). А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Однородные члены предложения.)

2. Беседа.

- Назовите основные признаки однородных членов предло­жения.

- Какая связь между однородными членами предложения? {Сочинительная.)

- А какие средства связи используются между однородными членами? (Интонация, сочинительные союзы.)

- Кто сможет записать на доске группы, на которые делятся сочинительные союзы? Приведите примеры союзов каждой груп­пы. (Можно обратить внимание учащихся на примеры в § 149.)

- Какие из этих союзов являются составными? Приведите пример предложения с повторяющими союзами и. Расскажите, что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах с союзами.

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Письмо писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери ка­питана Миронова. (А. С. Пушкин.)

- Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их.

Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их в предложении. В результате должно получиться следующее:

- Верно ли расставлены знаки препинания? Почему нет запя­тых, ведь союз и повторяется несколько раз? (Он соединяет попар­но однородные члены разных рядов: сказуемые; дополнения; со­держит (кого? что?) оправдание похвалы, похвалы (чему?) уму.

- Какой вывод нужно сделать для себя? (Прежде чем ста­вить запятые при повторяющемся союзе, нужно проверить, со­единяет ли он однородные члены одного ряда или разных рядов.)

III. Изучение нового материала.

-- Прочитайте § 187 и рассмотрите случаи, когда еще ставятся запятые при однородных членах и когда не ставятся.

- Схематично выпишите эти правила себе в тетрадь.

Запятая ставится

1 ) 0, но О

2) не только О, но и О как О, так и О хотя и О, но О

не столько О, сколько если не О, то О

3) и О, и О, и О О, и О, и О то О, то О или О, или О

Запятая не ставится

О и О

О или О, а О или О

О и О, О и О

В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах)

и смех и грех,

ни два ни полтора,

ни да ни нет и др.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 250 с комментированием с места,

109 учебника «Практика».

Схемы предложений учитель рисует на доске под диктовку уча­щихся, или сами учащиеся выходят и записывают их на доске.

2) Устное выполнение упражнения 256.

Схемы 1-го и 2-го предложений стоит записать на доске.

3. Выборочное письмо.

- Выпишите из записанных на доске предложений ряды од­нородных членов предложения, составляя их схемы.

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Ле­на смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холод­ную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весен­ние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, хо­лодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет ог­нями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Ива­нович быстро и совсем неслышно встал с земли, сунул руку в ме­шок и вытащил оттуда свернутую сетку. (/'. Скребищий.) 7) По го­рам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)

V. Подведение итога урока.

- Что вы повторили на сегодняшнем уроке?

- Что узнали нового?

Домашнее задание: выучить правила употребления знаков препинания при однородных членах в § 186-187, упражнение 262, упражнение 265 (устно).


© 2010-2022