- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Однородные члены предложения
Урок на тему Однородные члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ульянова М.Д. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
тема урока: «Однородные члены предложения, союзы при однородных членах».
Цели: активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, расширить знания о случаях постановки запятых: при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставится.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала.
-
Словарный диктант со взаимопроверкой.
Батальон, бессонница, беспристрастный, вестник, ветряная мельница, ветреник, в обнимку, вывешенный флаг, день-деньской, инсценировка, исподтишка, испокон веку, незваный, нежданно-негаданно, под мышкой, поликлиника, подобру-поздорову, путаный ответ, симптом, слово в слово, темперамент, тенденция, теннис, трущоба, уверенный, федерация, фейерверк, фестиваль, хоккей, целлофан, церемония, цивилизация, эскалатор, явственно, яствами потчевать, яхт-клуб, яхтсмен.
2.Синтаксическая минутка. Ученик разбирает у доски.
В полдень речка страгивает лед, расшатывает его, раскалывает.
Чем осложнено предложение? (однородными членами). А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Однородные члены предложения.)
2. Беседа.
- Назовите основные признаки однородных членов предложения.
- Какая связь между однородными членами предложения? {Сочинительная.)
- А какие средства связи используются между однородными членами? (Интонация, сочинительные союзы.)
- Кто сможет записать на доске группы, на которые делятся сочинительные союзы? Приведите примеры союзов каждой группы. (Можно обратить внимание учащихся на примеры в § 149.)
- Какие из этих союзов являются составными? Приведите пример предложения с повторяющими союзами и. Расскажите, что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах с союзами.
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Письмо писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. (А. С. Пушкин.)
- Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их.
Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их в предложении. В результате должно получиться следующее:
- Верно ли расставлены знаки препинания? Почему нет запятых, ведь союз и повторяется несколько раз? (Он соединяет попарно однородные члены разных рядов: сказуемые; дополнения; содержит (кого? что?) оправдание похвалы, похвалы (чему?) уму.
- Какой вывод нужно сделать для себя? (Прежде чем ставить запятые при повторяющемся союзе, нужно проверить, соединяет ли он однородные члены одного ряда или разных рядов.)
III. Изучение нового материала.
-- Прочитайте § 187 и рассмотрите случаи, когда еще ставятся запятые при однородных членах и когда не ставятся.
- Схематично выпишите эти правила себе в тетрадь.
Запятая ставится
1 ) 0, но О
2) не только О, но и О как О, так и О хотя и О, но О
не столько О, сколько если не О, то О
3) и О, и О, и О О, и О, и О то О, то О или О, или О
Запятая не ставится
О и О
О или О, а О или О
О и О, О и О
В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах)
и смех и грех,
ни два ни полтора,
ни да ни нет и др.
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
1) Выполнение упражнения 250 с комментированием с места,
109 учебника «Практика».
Схемы предложений учитель рисует на доске под диктовку учащихся, или сами учащиеся выходят и записывают их на доске.
2) Устное выполнение упражнения 256.
Схемы 1-го и 2-го предложений стоит записать на доске.
3. Выборочное письмо.
- Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслышно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (/'. Скребищий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)
V. Подведение итога урока.
- Что вы повторили на сегодняшнем уроке?
- Что узнали нового?
Домашнее задание: выучить правила употребления знаков препинания при однородных членах в § 186-187, упражнение 262, упражнение 265 (устно).